Цель урока: учащиеся учатся различать устаревшие слова, неологизмы и заимствованные слова, работать в группе, составлять коллаж, употреблять устаревшие, новые, заимствованные слова в речи, составлять предложения и тексты с ними, проверить свои знания по теме.
Предполагаемый результат: учащиеся могут различать устаревшие слова, неологизмы, заимствованные слова; работают в группе, самостоятельно добывают знания по теме, составляют коллаж, употребляют данные слова в речи, составляют предложения и тексты с ними, работают со словарем и в интернете; проверяют свои знания по теме.
Ход урока
1. Вводно-мотивационный этап урока. Разминка с мячом “Пожелай другу”
2. Этап проверки домашнего задания.
- Модуль “Талантливые и одаренные”. Презентация “Словаря профессиональных слов родителей”. Приложение 1
- Модуль “Оценивание”. Задание классу: оценить словарики одноклассников, “купив” за смайлик 1 словарик.
- Стратегия “Домино”. Проверка теоретического материала по предыдущему уроку. Приложение 2
3. Стадия вызова. Модуль “Критическое мышление”.
Экскурсия в музей слов. А каких слов попробуйте догадаться?
1) И царица налетела
На Чернавку: “Как ты смела
Обмануть меня? И в чем?”
Та призналася во всем:
Так и так. Царица злая,
Ей рогаткой угрожая,
Положила иль не жить,
Иль царевну погубить.
- Что за рогатка? Найдите в словаре слово. (В старину ошейник с длинными остриями, который надевали на шею заключенным, колодникам)
- Дождь шел по авеню. Он играл гаммы, а люди забегали в вестибюли, в дома, закрывали жалюзи.
- Какие слова вам незнакомы. Найдите их в словаре. Какие пометы стоят у данных слов?
2) Работа в группах: Модуль “Новые подходы” (“Диалогическое обучение”, “Обучение тому, как учиться”).
1 группа – архаизмы.
2 группа – историзмы.
3 группа – неологизмы.
4 группа – заимствованные слова.
Задание. Изучить теоретический материал, составить коллаж, эстетично и грамотно его оформив.
Модуль “Лидерство в преподавании и обучении”. Лидер готовит экскурсию по музею, т.е. выступает с защитой коллажа. Остальные члены группы дополняют его.
3) Презентация работы. Задание другим группам: разделить тетрадь на 4 колонки и записывать примеры слов, которые приводят одноклассники. С любыми 3 словами составить предложения.
4. Стадия осмысления. Практическая работа. Модуль “ИКТ”
Задания выполняются в группах.
Задание 1
Найдите в интернете значение слов и составьте с ними предложения.
Шоу – (англ.) пышное сценическое зрелище с участием артистов эстрады.
Коммуникабельный – (лат.) склонный к установлению контактов, с которым легко общаться.
Позитивный – (лат.) утвердительный, положительный.
Менталитет – (лат.) мировосприятие, определяющееся народно-национальными обычаями, образом жизни.
Интегрировать – (лат.) объединять части в одно целое.
Имидж – (англ.) представление о чьём-нибудь внутреннем и внешнем облике, образе.
Санкция – (лат.) утверждение чего-нибудь высшей инстанцией, разрешение.
Бонус – вознаграждение.
Спам – сообщение, массово рассылаемое людям, не дававшим согласие на их получение.
Задание 2
Егерь шел позади саней, в которых сидели четверо холопов в военных колпаках и кафтанах. На кольчуги денег у барина денег не хватило, одел их в кафтаны. Их обгоняло много дворян и боярских детей в кольчугах и латах, и весь уезд съезжался на площадь.
Задание
О событиях какого времени идет повествование? (О давнем, о прошлом, ушедшем в историю)
- По каким словам вы это определили? (Холопы, кафтаны, кольчуги, латы, барин)
Модуль “Оценивание”. Контроль знаний. Проверочный тест. Приложение 3
5. Этап информирования о домашнем задании:
1 уровень – составить “Домино” по теме урока.
2 уровень – составить рассказ “Путешествие на машине времени”, используя устаревшие и заимствованные слова и неологизмы (не менее 10 слов из урока)
6. Рефлексия “Укрась торт”
На 3 стикерах написать и разместить по ярусам:
Теперь я могу…
Было трудно…
Было интересно…