Урок русского языка на тему «Устаревшие слова (архаизмы и историзмы) и новые слова (неологизмы). Заимствованная лексика». 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цель урока: учащиеся учатся различать устаревшие слова, неологизмы и заимствованные слова, работать в группе, составлять коллаж, употреблять устаревшие, новые, заимствованные слова в речи, составлять предложения и тексты с ними, проверить свои знания по теме.

Предполагаемый результат: учащиеся могут различать устаревшие слова, неологизмы, заимствованные слова; работают в группе, самостоятельно добывают знания по теме, составляют коллаж, употребляют данные слова в речи, составляют предложения и тексты с ними, работают со словарем и в интернете; проверяют свои знания по теме.

Ход урока

1. Вводно-мотивационный этап урока. Разминка с мячом “Пожелай другу”

2. Этап проверки домашнего задания.

  1. Модуль “Талантливые и одаренные”. Презентация “Словаря профессиональных слов родителей”. Приложение 1
  2. Модуль “Оценивание”. Задание классу: оценить словарики одноклассников, “купив” за смайлик 1 словарик.
  3. Стратегия “Домино”. Проверка теоретического материала по предыдущему уроку. Приложение 2

3. Стадия вызова. Модуль “Критическое мышление”.

Экскурсия в музей слов. А каких слов попробуйте догадаться?

1) И царица налетела
На Чернавку: “Как ты смела
Обмануть меня? И в чем?”
Та призналася во всем:
Так и так. Царица злая,
Ей рогаткой угрожая,
Положила иль не жить,
Иль царевну погубить.

- Что за рогатка? Найдите в словаре слово. (В старину ошейник с длинными остриями, который надевали на шею заключенным, колодникам)

- Дождь шел по авеню. Он играл гаммы, а люди забегали в вестибюли, в дома, закрывали жалюзи.

- Какие слова вам незнакомы. Найдите их в словаре. Какие пометы стоят у данных слов?

2) Работа в группах: Модуль “Новые подходы” (“Диалогическое обучение”, “Обучение тому, как учиться”).

1 группа – архаизмы.

2 группа – историзмы.

3 группа – неологизмы.

4 группа – заимствованные слова.

Задание. Изучить теоретический материал, составить коллаж, эстетично и грамотно его оформив.

Модуль “Лидерство в преподавании и обучении”. Лидер готовит экскурсию по музею, т.е. выступает с защитой коллажа. Остальные члены группы дополняют его.

3) Презентация работы. Задание другим группам: разделить тетрадь на 4 колонки и записывать примеры слов, которые приводят одноклассники. С любыми 3 словами составить предложения.

4. Стадия осмысления. Практическая работа. Модуль “ИКТ”

Задания выполняются в группах.

Задание 1

Найдите в интернете значение слов и составьте с ними предложения.

Шоу – (англ.) пышное сценическое зрелище с участием артистов эстрады.

Коммуникабельный – (лат.) склонный к установлению контактов, с которым легко общаться.

Позитивный – (лат.) утвердительный, положительный.

Менталитет – (лат.) мировосприятие, определяющееся народно-национальными обычаями, образом жизни.

Интегрировать – (лат.) объединять части в одно целое.

Имидж – (англ.) представление о чьём-нибудь внутреннем и внешнем облике, образе.

Санкция – (лат.) утверждение чего-нибудь высшей инстанцией, разрешение.

Бонус – вознаграждение.

Спам – сообщение, массово рассылаемое людям, не дававшим согласие на их получение.

Задание 2

Егерь шел позади саней, в которых сидели четверо холопов в военных колпаках и кафтанах. На кольчуги денег у барина денег не хватило, одел их в кафтаны. Их обгоняло много дворян и боярских детей в кольчугах и латах, и весь уезд съезжался на площадь.

Задание

 О событиях какого времени идет повествование? (О давнем, о прошлом, ушедшем в историю)

- По каким словам вы это определили? (Холопы, кафтаны, кольчуги, латы, барин)

Модуль “Оценивание”. Контроль знаний. Проверочный тест. Приложение 3

5. Этап информирования о домашнем задании:

1 уровень – составить “Домино” по теме урока.

2 уровень – составить рассказ “Путешествие на машине времени”, используя устаревшие и заимствованные слова и неологизмы (не менее 10 слов из урока)

6. Рефлексия “Укрась торт”

На 3 стикерах написать и разместить по ярусам:

Теперь я могу…

Было трудно…

Было интересно…