Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи:
- Формировать патриотические чувства: любви к семье, к детскому саду, родному городу, родной природе, соотечественникам, осознание себя как гражданина своей страны.
- Уточнить и расширить представления детей о Родине и государственной символике. Закрепить знания детей о государственных символах: гимне, флаге, гербе России.
- Уточнить и расширить знания детей о Москве – столице государства.
- Воспитывать любовь и чувство гордости к Родине, расширять кругозор; поддерживать познавательный интерес к истории страны.
- Расширять запас слов детей, совершенствовать умение использовать в речи сложные предложения, закреплять умение отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, отрабатывать дикцию, интонационную выразительность речи, воспитывать культуру речевого общения.
1 слайд Презентация Power Point «Россия – Родина моя!»
Дети входят в зал. Слушают песню «Россия» (Слова: А.И. Пилецкая. Музыка: Д.Трубачев, В.Трубачева)
Педагог: Родина! Это слово с детства
знает каждый. Родина – это место, где ты родился,
где ты живёшь со своими родителями, со своими
друзьями.
Ребята, как называется наша Родина? (Россия
или Российская Федерация)
(2-5 слайды)
Дети:
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём.
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.
– Россия… Как из песни слово,
Березок юная листва
Кругом леса, поля и реки
Раздолье – русская душа.– Россия… Как из песни слово,
Березок юная листва
Кругом леса, поля и реки
Раздолье – русская душа.Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю все то, что называю,
Одним широким словом – Русь!
Педагог: (6 слайд) Когда мы говорим
«Россия», то представляем бескрайние просторы
полей, полноводные реки, белые березы. Россия
занимает 1-е место по территории среди всех стран
мира. В России проживают разные народы.
Каждый человек, живущий на нашей планете,
испытывает чувство гордости за свою Родину, свой
народ и страну, свою землю и её историю. А
олицетворяют родную землю её символы.
Педагог: (7, 8 слайды) Среди просторов
нашей страны есть край, где ты родился, где ты
живёшь и всё то, что нас окружает с детства.
Как называется край, в котором мы живем?
Где бы ты ни был – всегда будешь помнить свой
родной край, свою Сибирь! Край, где мы родились,
называют малой Родиной. В России живут люди
разных национальностей, но всех объединяет одно
– Мы Россияне. Мы живем в великой стране! И все мы
родились в одной стране, мы все одного
российского рода.
9 слайд: Образование родственных слов к слову: род.
Род
Родной
Народ
Родители
Родственники
Педагог: Каждое государство имеет свои символы: Герб, Флаг, Гимн.
10 слайд:
Гимн
- Слово «гимн» греческого происхождения, оно означает «торжественная, хвалебная песня».
- Гимн исполняется в особых, наиболее важных случаях. Его слушают и исполняют стоя.
- Гимн имеет огромное значение для своего народа, как в прошлом, так и в настоящем.
Текст нового гимна принадлежит известному
советскому писателю С.В.Михалкову, а музыка –
композитору и дирижёру А.В.Александрову.
Гимн – это не просто музыка – это торжественное
музыкально-поэтическое произведение. Это символ
нашего государства. Звучит он в праздники, на
особо торжественных мероприятиях. Он показывает
величие, честь, силу, могущество нашей державы.
Ребенок:
Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране!
В гимне российском есть такие слова:
«Россия — любимая наша страна».
Россией гордимся, России верны,
И нет на свете лучше страны!
Гимн слушаем стоя и молча всегда:
Его нам включают в момент торжества!
Т. Попова
Мы с вами любим и гордимся нашей страной, а значит, должны гордиться ее символами. Давайте, выразим свое уважение к российскому гимну и прослушаем его как положено, стоя.
Слушание гимна (аудио запись)
11 слайд:
Педагог:
Флаг
Закон о Государственном флаге был принят в
декабре 2000 года.
21 августа День Государственного флага России.
Государственный флаг Российской Федерации
представляет собой прямоугольное полотнище из
трех одинаковых по размеру горизонтальных полос:
верхняя – белого, средняя – синего, нижняя –
красного цвета.
Дети:
Белый цвет – берёзка.
Синий – неба цвет.
Красная полоска–
Солнечный рассвет.
Три полоски флага – это неспроста:
Белая полоска – мир и чистота,
Синяя полоска – это цвет небес,
Куполов нарядных, радости, чудес,
Красная полоска – подвиги солдат,
Что свою Отчизну от врагов хранят.
Он страны великой самый главный знак –
Доблестный трехцветный наш российский флаг!
12 слайд
Дети: загадывают загадки:
Снежинки так прекрасны и легки,
как совершенны у ромашки лепестки.
Как на доске строка написанная мелом,
мы говорим сейчас о цвете……. (белом).
Спокойны и чисты рек русских воды,
Прозрачны и светлы как вечер зимний.
И благородны и просторны неба своды,
художник их раскрасил в……. (синий).
Россия много войн пережила,
И наши деды умирали не напрасно.
И верность Родине их к славе привела,
Под знаменем победы ярко … (красным)
Педагог: Издревле каждый цвет имел свое особое значение.
- белый цвет на Руси означал мир, чистоту, правду;
- синий – небо, верность, веру;
- красный – смелость, доброту, честность, огонь и кровь.
Каждый цвет на российском флаге имеет своё значение. Что же означают цвета российского флага?
Белый цвет – цвет чистоты
намерений, миролюбия и мудрости.
Синий – цвет неба, воды, моря –
символ свободы.
Красный – цвет мужества, силы,
могущества и жизни.
13 слайд
Ребенок:
Флаг наш — символ доблести
И народной гордости.
У России важный день,
Отмечать нам нужно всем!
22 августа в нашей стране отмечают праздник – день государственного флага российской федерации.
Педагог: Где можно увидеть российский
флаг?
Государственный флаг можно увидеть на Кремле в
Москве, автомобиле Президента, боевых кораблях
и самолётах российской армии, космических
кораблях. Под Российским флагом выступают наши
спортсмены на всех спортивных соревнованиях,
олимпиадах. На трибунах их встречают болельщики
и приветствуют Российскими флагами.
14 слайд
Государственный герб Российской Федерации
был принят в декабре 2000 года.
Символ России – это герб. Государственный
герб России – это четырёхугольный
геральдический щит, нижние углы которого
закруглены, а оконечность заострена.
– Что же изображено на гербе? (Ответы детей). Каждый
элемент герба имеет свое значение:
- двуглавый орел – символ единства России;
- короны – союз республик, входящих в состав России;
- жезл и шар означают сильную власть, защиту государства и его единство.
- всадник на щите на груди орла – победа добра над злом, готовность народа защищать свою страну от врагов.
Дети:
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он — России дух свободный.В. Степанов
Пусть крепнет от моря до моря
Двуглавого сила орла!
Пусть вечно на вольном просторе
Россия стоит, как скала!
Пусть высится гордо и смело…
Над нею трёхцветный наш флаг
Во благо славянского дела,
Врагам всем на зависть и страх!
Педагог: Золотой двуглавый орел – это
символ вечности России, символ сохранения в
русском народе православной веры. Две головы
орла напоминают об исторической судьбе России,
соединяющей Восток и Запад.
А
грудь орла защищена щитом с изображением святого
Георгия, Георгия Победоносца. Святой Георгий с
давних времен был, наиболее почитаем, на Руси. Его
считали заступником человека, ограждающим его от
сил зла, бесстрашно вступающим в борьбу с самой
грозной и темной силой".
На гербе Российского государства изображен
золотой двуглавый орёл. Крылья орла подняты
вверх и расправлены. Головы увенчаны коронами. В
центре над ними – большая корона. Короны
соединены лентами. В правой лапе орла – скипетр
(или жезл, похож на посох пастуха), а в левой –
держава («яблоко» – это шар, увенчанный крестом,
символом христианского владычества над миром).
На груди орла в красном щите – серебряный
всадник в синем плаще на серебряном коне. Под
ногами коня – опрокинутый на спину чёрный
дракон. В руке всадника – серебряное копьё,
которым он поражает дракона.
– А почему орёл двуглавый, может, вы знаете? Да,
ребята, такой птицы в природе не существует. Но
существует такая версия этого изображения. Люди
с глубокой древности изображали двуглавого орла.
Может быть, хотели удвоить могущество орла? Или
видели в нём зоркого стража, изгоняющего
нечистую силу и с правой, и с левой стороны.
15, 16, 17, 18, 19 слайды
МОСКВА – ГЛАВНЫЙ ГОРОД ГОСУДАРСТВА
Символом нашей Родины является и столица – город Москва.
Россия — необъятная страна.
Но ты, столица, у нее одна.
Хоть я ни разу не была в Москве,
Но много знаю о тебе.
На башне у Кремля горит звезда,
Которая не гаснет никогда.
Течет прекрасная Москва-река,
И мост через нее, как радуга-дуга.
Тебя, Москва, люблю я всей душой,
Ты покорила всех своею красотой!
(Слушание аудио запись «Бой курантов») слайд 18
Здесь развивается государственный флаг России.
Красная площадь.
В Кремле, работает президент и наше
правительство. Президент – самый главный
человек в нашей стране. Президента выбирают все
взрослые граждане страны, и он руководит страной
четыре года. Потом опять назначаются выборы.
Кто является президентом России?
Россия огромная великая страна.
Дети:
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь.
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймёшь тогда, какая
Наша родина большая,
Необъятная страна.
Слайды 21-42
Песня Г.Струве «Моя Россия»
Итог занятия
Сегодня мы говорили о главных и важных символах
России. Все граждане России гордятся
Государственным гербом, флагом и гимном. Без этих
отличительных знаков страны не обходится ни одно
важное событие. Случаи использования герба,
флага и гимна России определены законом. Мы
познакомились с государственными символами
величия и могущества России. Они достались нам в
наследство от предков. Какими они станут в
будущем – зависит только от нас.
Россия – великая страна, которая имеет богатую и
славную историю. Мы граждане
многонациональной страны, которые должны
гордиться своей страной, её традициями,
культурным наследием. Любить и в минуты
опасности защищать свою Отчизну.
Вы – дети России – вы надежда и будущее нашей
страны.
Литература:
- Пчёлов Е.В. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн. М.: Русское слово, 1993.
- В.В.Васькин Детская энциклопедия «Российская Государственная символика», 2002.
- Романовский В.К. Символы российской государственности: Пособие для учителя. М.: Русское слово, 2002.
- О.Н.Баранникова «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду». 2007.
Методические пособия:
1. Данилина П.Н. Дошкольнику, об истории и
культуре России: Пособие для реализации
государственной программы «Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005
годы». М.: АРКТИ, 2003.
2. Ерохина Е.Л., Круглова ТюА. Государственные
символы России. Флаг; герб, гимн. М.: Ювента, 2002.
3. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей
к истокам русской народной культуры. СПб:
Детство-Пресс, 1998.
4. Новиков С.В., Новикова Е.Л. Родная история.
М.: ЭКСМО, 2004.
5. Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим
дошкольников и младших школьников с
государственными символами. М.: АРКТИ, 2002.
6. Ривина Е.К. Российская символика:
Иллюстративно-дидактический материал для
образовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2005.
8. С чего начинается Родина? / Под ред. Л.А.
Кондрыкинской. М.: Сфера, 2003.