Цель экскурсии: формирование духовно-нравственного представления о роли женщины на войне в ходе знакомства с историей создания и боевыми подругами 46-го Гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка.
Задачи:
- привлечь внимание учащихся к героическим страницам участия женщин в Великой Отечественной войне на примере материалов книги Раисы Ароновой “Ночные ведьмы”;
- показать уникальность подвига женщин через знакомство с условиями полётов (использование материалов воспоминаний лётчиц);
- способствовать воспитанию уважения молодёжи к подвигу защитников Родины через использование возможностей виртуальной экскурсии.
Послайдовый конспект виртуальной экскурсии
Мы, последнее поколение, которое может общаться с ветеранами Великой Отечественной войны, видеть добрые глаза этих мужественных людей. Они претерпели боль и страдание, большие лишения и потери, но они были счастливы от того, что могли встать на защиту своей Родины. Сегодня познакомимся с героическими страницами участия в Великой Отечественной войне женщин!
1 слайд, читается содержание. Автоматический переход на 2 слайд.
2 слайд. Пролог. Демонстрируются исторические фотографии в виде слайд-шоу.
3 слайд. Маршрут виртуальной экскурсии. “Облака” – это гиперссылки перехода на остановки, а “Звёзды” - возврат на маршрут.
4 слайд. “Дунькин полк”.
Обратите внимание на короткие сроки формирования 3-х авиаполков и на пункты формирования. Каменка находилась на территории Пензенской области. Все три полка были женскими. (переход на следующий слайд по щелчку)
5 слайд. Формирование трех женских авиаполков (полка пикирующих бомбардировщиков, истребительного полка и полка ночных бомбардировщиков) было возложено на легендарную Марину Раскову. Первая женщина-штурман военной авиации СССР. За беспересадочный полёт Москва – Дальний Восток в 1938 г. получила звание Героя Советского Союза.
Погибла под Саратовом в 1943 г. при перелёте на фронт в сложных метеоусловиях. В 1953 г. ей будет установлен памятник в г. Энгельсе.
6 слайд. В своей книге “Ночные ведьмы” Герой Советского Союза Раиса Ермолаевна Аронова, родом из Саратова, вспоминала: “От Москвы до Энгельса, небольшого городка на Волге, езды поездом не больше суток. Мы же прибыли туда лишь через неделю: подолгу стояли, пропуская бесконечные военные эшелоны”. Здесь в состав авиагруппы вошли почти сто девушек-добровольцев из Саратова. Отбор был очень строгим.
“В Энгельсе началась нелёгкая курсантская жизнь. Десять уроков в день и два часа строевой подготовки. А у штурманов ещё час занятий “морзянкой”. Спать приходилось не больше пяти-шести часов в сутки. Но не беда! До сна ли теперь, когда мы жили одной мечтой: побыстрее на фронт!
Мы двигались вперёд такими темпами, что гарнизонное начальство откровенно высказывало удивление и даже восхищение. Ещё бы! За три месяца мы успели усвоить половину трёхгодичной программы обучения”.
“Ночные полеты... Кто близко не знаком с авиацией, тот едва ли представляет себе, что такое эти полеты. Земли нет; ночь одела ее в густой мрак. Горизонта нет: ночь старательно затушевала его. Нужна особая сноровка, особое чутье, чтобы по отдельным сгусткам темноты, неясным штрихам, белесым пятнам определить свое местонахождение. Иногда случайный огонек может сказать очень многое и послужить спасительным маяком среди океана тьмы.
Мы учились видеть ночью. Не сразу далась эта наука. Но, в конце концов, после упорных тренировок и этот рубеж был взят”. Р. Аронова.
7 слайд. 588 полк ночных бомбардировщиков, который будет переименован в 46-й Гвардейский полк лёгких ночных бомбардировщиков, возглавила необыкновенная женщина, опытный лётчик с 10-летним стажем Бершанская Евдокия Давыдовна. Командир единственного в мире женского авиаполка. Единственная среди женщин удостоена полководческими орденами Суворова
(III степени) и Александра Невского. Под её командованием полк сражался до окончания войны. Порой его шутливо называли: “Дунькин полк”, с намёком на полностью женский состав и оправдываясь именем командира полка. Кстати, Евдокий здесь было немало.
8 слайд. Фотография лётного состава сделана в станице Ассиновская. Это под Грозным. Здесь пробыли несколько месяцев. Под аэродром приспособили небольшую площадку перед колхозным садом. Летали много. За то, что не давали немцам ночью ни физического, ни морального отдыха, они прозвали экипажи советских лётчиц “ночными ведьмами”. А “ведьмы” были молодыми красивыми девушками в возрасте 17-22 лет.
“В первые месяцы войны противник никак не мог понять, что за самолет у русских: встанет над целью, будто на якорь, и капает, капает бомбочками. Ни зенитки, ни прожекторы не были рассчитаны на такой “тихоход”, и ПО-2 благополучно ускользал от них. Но потом враг раскусил секрет. Нашим техникам приходилось все чаще и чаще латать дыры. Нужно было менять тактику.
Начали практиковать полет парами. Первый самолет подходит к цели, отвлекает на себя огонь, а второй экипаж в это время спокойно и без помех бьет по основному объекту. Первый же сбрасывает бомбы на прожекторные и зенитные установки.
Но не всегда можно было лететь парой. Тогда прибегали к такой хитрости. Подходишь к цели на гораздо большей высоте, чем нужно для бомбометания. Убираешь газ, самолет бесшумно планирует, так же бесшумно уходит от цели. Только отойдя на более или менее безопасное расстояние, прибавляешь обороты мотору. Этот тактический прием очень полюбился всему летному составу и справедливо считался одним из самых надежных и эффективных”. Р.Аронова
9 слайд. Зачитывается текст. После этого задайте вопрос: Что стоит за этими цифрами? Включите воображение. Поставьте себя на место наших лётчиц. Если ловят в перекрестье несколько прожекторов, а потом начинают бить зенитки.
10 слайд. После просмотра добавляется следующее. Евгения Жигуленко, Герой Советского Союза, после войны окончила институт киноматографии. Она сняла фильм “В небе ночные ведьмы” в 1981 году. Вспоминала, что в съёмках ночных полётов над прожекторами участвовали и мужчины. Так и им было страшно...
11 слайд. Вы видите комиссара полка Евдокию Рачкевич. Она первая из женщин окончила Военно-политическую академию с отличием. Её в полку очень любили и уважали. “Деточка” — зачастую обращалась комиссар к кому-либо из нас, пренебрегая уставными требованиями. Вначале мы между собой добродушно подшучивали над таким неуставным обращением, но в душе каждая была рада этому слову: в суровой фронтовой обстановке нам так не хватало материнской теплоты и ласки. Её прозвали “мамочкой” за доброту, да и по возрасту была старше всех (1907 г.р.).
Боевые потери полка составили 32 человека. Среди них и те, кто заживо сгорел в самолете, был сбит над целью, и те, кто погиб в авиакатастрофе или умер от болезни. Но это все наши военные потери.
Полк потерял от вражеского огня 28 самолётов, 13 лётчиков и 10 штурманов.
250 девушек награждены орденами и медалями за мужество и героизм.
Среди них 23 Героя Советского Союза. Вглядимся в их лица! Посмотрите, сколько боевых вылетов они совершили!
12 слайд. Вылет фотографий автоматический, а исчезновение по щелчку.
Можно добавить следующее. В 1995 году звание Героя России получили ещё два штурмана полка:
Акимова Александра — 680 боевых вылетов.
Сумарокова Татьяна — 725 боевых вылетов.
Звания Герой Республики Казахстан удостоилась одна лётчица:
Доспанова Хиуаз — более 300 боевых вылетов.
13 слайд. “Небесный тихоход”.
Вот и пришло время подробнее познакомиться с самолётом, на котором летали наши героические девушки. Сначала познакомимся с историей создания его.
14 слайд. Обратите внимание на плакат, один из многих 30-40-х годов. ОСОАВИАХИМ – это общество содействия оборонному, авиационному и химическому строительству (1927-1948 гг.). В этом обществе к осени 1939 года состояло около 10 млн. советских граждан.
Организация создала по всей стране тиры, стрельбища, дома обороны, аэроклубы, кружки, в которых молодёжь допризывного возраста училась навыками обращения с оружием, вождению транспортных средств, знакомилась с общими основами военного дела. Слушатели и курсанты кружков и клубов получали специальности телефонистов и телеграфистов, радистов и мотористов, парашютистов и пилотов, санитаров и медсестер.
В авиационных кругах Николая Николаевича Поликарпова называли “королем истребителей”: на протяжении почти 10 лет советскую истребительную авиацию вооружали исключительно его машинами, но он создал и один из самых массовых самолётов в мире У-2 (учебный) в 1928 году.
“Все фигуры за исключением штопора самолет делает нормально, что же касается штопора, то ввод самолета в таковой труден, выход же из штопора очень легкий”, - отмечалось в кратком отчете о первом этапе летных испытаний.
В течение многих лет самолеты У-2 были единственными машинами первоначального обучения в летных школах и аэроклубах ОСОАВИАХИМа. Учебные организации оборонного Общества на этом самолете подготовили в годы войны почти 100 тысяч летчиков. После смерти легендарного авиаконструктора в 1944 году самолёт переименовали в По – 2.
15 слайд. Профессии самолёта. Ребята, предположите, какие гражданские и военные профессии были у этого небольшого самолёта?
Теперь вы узнаете некоторые “профессии У -2” (щёлкаем по прямоугольнику)
16 слайд. Технические характеристики.
Девушки нежно назвали свои машины “ласточками”, но широко известное их название – “Небесный тихоход”. Фанерный самолетик с маленькой скоростью. Немцы презрительно называли “Рус фанер” или “Кофейной мельницей”. Но По-2 не давали покоя немцам. В любую погоду они появлялись над передовой и на малых высотах бомбили их. Урон от ночных полётов был настолько велик, что немцы наших девушек ненавидели. Прорываясь на низкой высоте к железнодорожным узлам, штабам и переправам, они вдребезги разносили стратегические объекты. А через час нахально возвращались - на добивание. Презрительное “Рус фанер” быстро изменилось на известное всем “ночные ведьмы” - и закрепилось намертво. Наши легкие ночные бомбардировщики настолько сильно досадили врагу, что он решил бросить против “По-2” ночных истребителей.
Вот что пишут в книге “Нас называли ночными ведьмами” Ирина Ракобольская и Наталья Меклин (Кравцова).
“Наш учебный самолёт создавался не для военных
действий. Деревянный биплан с двумя открытыми
кабинами, расположенными одна за другой, и
двойным управлением - для лётчика и штурмана. (До
войны на этих машинах лётчики проходили
обучение). Без радиосвязи и бронеспинок,
способных защитить экипаж от пуль, с маломощным
мотором, который мог развивать максимальную
скорость 120 км/час. На самолёте не было бомбового
отсека, бомбы привешивались в бомбодержатели
прямо под плоскости самолёта. Не было прицелов,
мы создали их сами и назвали ППР (проще пареной
репы). Количество бомбового груза менялось от 100
до 300 кг. В среднем мы брали 150-200 кг. Но за ночь
самолёт успевал сделать несколько вылетов, и
суммарная бомбовая нагрузка была сравнима с
нагрузкой большого бомбардировщика”.
Управление было сдвоенным: самолётом возможно
было управлять и пилоту и штурману. Были случаи,
когда штурманы приводили на базу и сажали
самолёты, после того, как пилот погибал.
До конца 1944 года лётчицы не брали с собой парашюты, предпочитая взять вместо них ещё 20 кг бомб. Пулемёты на самолётах также появились только в 1944 году. До этого единственным вооружением на борту были пистолеты ТТ.
17 слайд. На этой схеме строения самолёта видно, почему немцы назвали его “Рус фанер”. Основной материал, из которого построен самолёт, преимущественно сосна и фанера. Крылья, фюзеляж и хвостовое оперение обтянуты полотном.
“Специально для борьбы с нашими фанерными, не имевшими никакого стрелкового вооружения машинами на Таманский полуостров прибыла эскадрилья фашистских асов. Ещё в 1942 году за каждый сбитый По-2 вражеских лётчиков награждали “железным крестом” и пятью тысячами марок. Можно себе представить, как усердно они охотились за нами!” Аронова
Размеры небольшогоУ-2 (длина – 8, 17 м, высота – 2,9 м, размах крыльев – 11,4 м) Он мог совершать взлет и посадку на самых малых аэродромах и даже на неподготовленных площадках. Вес пустого самолета в учебном варианте — 635—656 кг, с бомбами — до 1400 кг. Дальность полёта до 800 км. Средняя высота полёта около 500м, а потолок — 3800 м, разбег и пробег — 100—150 м.
18 слайд. А теперь узнаем о работе с самолётом на земле. Внимательно посмотрите фотографии.
Что вы поняли по этим фотографиям?
Сразу обратим внимание на последнюю фотографию с такой милой девушкой, которая стоит рядом с винтом. Оказывается, запуск мотора самолёта По-2 – это совсем не игрушки. В роли стартёра выступает хорошо натренированный и бесстрашный техник, задача которого – дёрнуть за воздушный винт и вовремя отскочить. Команда “От винта!” пошла с тех пор, когда двигатели всех самолётов запускались таким способом.
Летать приходилось на высоте 400-500 метров. В этих условиях ничего не стоило сбить тихоходные По-2 просто из крупнокалиберного пулемета. И нередко самолеты возвращались из полетов с изрешеченными плоскостями. Техники латали их на скорую руку, и в дальнейшем крылья многих машин стали походить на лоскутные одеяла. Чтобы не демаскировать аэродром, техникам приходилось работать в полной темноте, в любую погоду под открытым небом. Девушки творили просто чудеса, так как нередко требовалось вернуть в строй искалеченную машину в, казалось, невозможные сроки.
Вспоминает Щербинина Татьяна - мастер по вооружению.
“Бомбы-то тяжелеными были. С ними и мужчине справиться нелегко. Молоденькие фронтовички, тужась, плача и смеясь, крепили их к крылу самолета. Но прежде надо было еще сообразить, сколько понадобится ночью снарядов (как правило, брали 24 штуки), принять их, достать из ящика и расконтрить, протереть от смазки взрыватели, вкрутить их в адскую машину.
Техник кричит: "Девчонки! По живой силе!" Значит, надо осколочные бомбы навешивать, самые легкие, по 25 килограммов. А если летят бомбить, например, железную дорогу, то к крылу крепили 100- килограммовые бомбы. В этом случае работали вдвоем. Только до уровня плеч поднимут, напарница Ольга Ерохина что-нибудь скажет смешное, обе прыснут - и уронят адскую машину на землю. Плакать надо, а они хохочут! Снова берутся за тяжеленую "чушку": "Мам, помоги мне!"
Особенно тяжело было зимой. Бомбы, снаряды, пулеметы - металлические. Разве возможно, например, зарядить пулемет в рукавицах? Руки отмерзают, отнимаются. А ручки-то девичьи, маленькие, порой кожа оставалась на заиндевевшем металле”.
Вот такая тяжёлая работа выполнялась на земле! Часто времени на подготовку очередного самолёта в полёт отводилось 5-7 минут.
19 слайд. Боевой путь. (Каждая звёздочка – это триггер на новое изображение. Затем триггером становится это изображение. Если при нажатии на него произойдёт исчезновение, значит, нужно перейти на новую звёздочку).
20 слайд. Одна судьба.
Ребята, мы познакомились со славной историей 46 гвардейского Таманского Краснознамённого ордена Суворова 3-й степени ночных бомбардировщиков авиационного полка (46-й гвардейский нбп). А какие девушки там служили! Каждая из них героиня! Прикоснёмся к судьбе Евгении Рудневой.
21 слайд. Сохранились Женины письма и дневник. Прочитаем совсем маленькую часть из них...
После прочтения страниц можно добавить. Женя не сомневалась в том, что после войны снова вернется в университет, чтобы заниматься астрономией, любимой наукой, которой решила посвятить свою жизнь. Войну она считала временным перерывом. На войну она просто не могла не пойти: это был ее долг.
22 слайд. Викторина “От винта!”.
Кто был внимателен, тот легко ответит на вопросы викторины. Только один вопрос на вашу эрудицию.
Знаете ли вы, кто послужил прототипом героев фильма “В бой идут одни старики” Ромео и Маши? (прототипом Маши, которую исполняла Евгения Симонова, стала Надежда Попова, Герой Советского Союза, а прототипом Ромео был лётчик, Герой Советского Союза Семён Харламов. За всю войну встретились всего 3 раза. Узнавали друг о друге больше из газет. А вот указ о присвоении звания Героев СССР вышел в один день, 23 февраля 1945 года. 10 мая 1945 года на стене рейхстага они "расписались": "Надя Попова из Донецка", "Семен Харламов из Саратова". И именно этот день всю свою жизнь считали днем своего бракосочетания).
23 слайд. Эпилог. Переход к нему по щелчку.
После просмотра слайд-шоу, можно добавить.
Все дальше уходят от нас, окутываясь дымкой, годы Великой Отечественной войны. Уходят и герои ее, прославленные и неизвестные.
Воздушные амазонки – это девушки, которые с юных лет мечтали видеть родную землю богатой, цветущей, щедро дарящей людям свои плоды. Немало сделали для этого отважные и храбрые летчицы. А нам нужно сохранить память о них.
Эта память верьте, люди, всей земле нужна! После последних событий на Украине лишний раз в этом убеждаешься.
Ребята, прочитайте хоть одну книгу о “воздушных амазонках”. Через 2 недели расскажите о мужестве любой героини. Это всем нам очень нужно!