Интегрированный урок (химия + биология + география) на тему «Защита природы от загрязнения синтетическими моющими средствами»

Разделы: Химия, Биология, География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Планируемые образовательные результаты
Предметные Метапредметные Личностные
Расширить знания учащихся о составе и моющих свойствах СМС.

Научить устанавливать причинно-следственные связи между составом синтетических моющих средств и их свойствами, выявлять причины потребительского спроса СМС.

Закрепить умения работы с лабораторным оборудованием и реактивами, соблюдая технику безопасности.

Осуществлять контроль и оценку процесса и результата деятельности

вычленять существенные признаки

отбирать нужную информацию из разных источников и анализировать полученную информацию

переводить информацию из одной знаковой системы в другую

высказывать предположения

проводить эксперимент

систематизировать и обобщать полученные результаты

формулировать вывод

формирование экологической культуры учащихся

мотивация на действие

готовность к сотрудничеству и коммуникации

владение навыками рефлексии

Решаемые учебные проблемы Создать условия мотивации обучающихся к получению новых знаний о синтетических моющих средствах и способах защиты человека и природы от них.

Провести эксперимент.

Воспитывать стойкий позитивный интерес к предмету, гордость за отечественную науку.

Основные понятия, изучаемые на уроке Синтетические моющие средства(СМС), поверхностно-активные вещества(ПАВ), энзимы, отбеливатели, антиресорбенты.
Тип урока Деловая игра “Маркетинг стиральных порошков”
Продолжительность урока 2 урока (80 минут)
Используемые технологии Элементы технологий проблемного обучения и критического мышления.
Вид используемых средств ИКТ Компьютер, проектор, видеоматериалы, видеопрезентации.
Образовательные интернет-ресурсы http://otvetkak.ru/interesting-videos/habitat; http://livescience.ru/; video/search?text=реклама
Средства урока Пачки стиральных порошков “Tide”, “Sorti”, “Garden”, раствор бриллиантовой зелени, вода, штативы с пробирками, пипетки, мультимедийная аппаратура
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
1. ЭТАП 1 Актуализация знаний. Стадия вызова технологии критического мышления.

Основные задачи учителя:

• создать положительный эмоциональный настрой;

• создать проблемную ситуацию

• развивать познавательные интересы и инициативу учащихся;

• формировать коммуникативные умения, культуру общения, сотрудничества.

Деятельность учителя

Учитель химии: (Объявляет тему урока). Наш урок проходит в форме маркетинга синтетических моющих средств (СМС). Уважаемые участники презентации, вас пригласили в этот зал выслушать представителей торговли нашего района, которые предлагают приобрести стиральные порошки по уходу за одеждой.

- А как же среди большого разнообразия стиральных порошков выбрать “хороший порошок”.

- Как вы думаете, какими критериями можно руководствоваться при его выборе?

Деятельность учащихся:

Называют критерии:

- эффективность (способность хорошо отстирывать загрязнения)

- экономичность (доступность по цене)

- экологичность (чтобы не наносить вред здоровью)

Сделайте выбор: “Какой порошок самый лучший?”

2. ЭТАП Создание проблемной ситуации  
Деятельность учителя

Учитель биологии: А сейчас, ребята. предлагаем вам посмотреть видеоролик из “Среды обитания” (Приложение 1), осмыслим его содержание и вопрос, который он ставит перед нами.

Проблема: итак, ребята, как же не превратить бытовую химию в боевую? Можете ли вы ответить на этот вопрос?

Деятельность учащихся

Пытаются ответить на вопрос, но на данном уровне знаний не могут найти решение данной проблемы.

3. ЭТАП целеполагания

Основные задачи учителя:

  • научить планировать работу и сотрудничество в группе с учителем и сверстниками;
  • учить обдумывать и излагать мысли
  • способствовать формированию рефлексивных умений;
  • мотивировать учащихся на приобретение знаний необходимых для сравнительного анализа СМС
Деятельность учителя

Учитель химии: Среди нас, кроме менеджеров по торговле присутствуют: эксперты, которые готовы оценить качество и моющее действие (МД) СМС. Экологи оценят влияние компонентов состава стирального порошка на водоемы и человека. И самое главное здесь те, для кого мы это проводим – наши покупатели.

Каждой группе было дано домашнее задание.

“Представители торговли”: подготовиться к рекламе СМС.

“Эксперты”: оценить качество порошка, его моющее действие.

“Покупатели”: соотнести факторы ценового показателя и качества товара с его экономичностью и экологической безопасностью.

“Экологи”: оценить влияние компонентов состава стирального порошка на человека по статье Е. Ризничук “Исследование синтетических моющих средств и влияние их на биологические объекты” (Приложение 2)

Деятельность учащихся

Осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний.

Осознание цели предстоящей деятельности.

Обсуждение в группах результатов домашнего задания.

4. ЭТАП планирования.

Основные задачи учителя.

  • формирование способности анализировать, сравнивать рекламы, представленные группами торговых представителей различных видов СМС;
  • определение содержания и последовательности действий для решения поставленной задачи;
  • воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;
  • формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах;
Деятельность учителя

Учитель биологии: один из видов ухода за одеждой – это стирка. А для этого необходимо в хозяйстве иметь стиральные порошки.

Невероятное разнообразие стиральных порошков, продающихся сейчас в магазинах и на оптовых рынках по всей России, а также массированная реклама этих товаров по телевизору ставят потребителей в тупик: какой порошок выбрать?

Итак, слово предоставляется представителям торговли.

Деятельность учащихся

Работа в группах. Представители торговли рекламируют товар - стиральные порошки.

1 группа – реклама стирального порошка “Tide” - видеопрезентация (Приложение 3)

2 группа - реклама стирального порошка “Sorti” (видеоролик “Крошка Сорти” (Приложение 4) и видеопрезентация (Приложение 5)

3 группа - реклама стирального порошка “Garden” (презентация – инсценировка 3 м.).

Обобщение результатов представленной рекламы, составление плана предстоящей деятельности.

5 ЭТАП "Открытие" нового знании. Стадия осмысления содержания технологии критического мышления.

Основные задачи учителя:

способствовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи между составом синтетических моющих средств и их свойствами, выявлять причины потребительского спроса СМС;

закреплять умение работы с лабораторным оборудованием и реактивами, соблюдая технику безопасности, составлять план проведения эксперимента, осуществлять наблюдения;

воспитывать культуру делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умение оказывать и принимать помощь.

Деятельность учителя

Учитель химии:

Мы внимательно выслушали представителей торговли. Группа экспертов, готовы ли вы оценить качество и уточнить состав предлагаемых СМС?

Ученик 1 . Да. Хотелось бы внести ясность для покупателей в информацию торговых представителей. Опыты показывают, что моющее действие (МД) большинства продающихся сейчас порошков в России, примерно одинаковы. Это объясняется их составом из примерно одинакового набора компонентов: стирающая (очищающая) основа - ПАВ

Ученик 2. Поверхностноактивные вещества (ПАВ)

Это натриевые соли кислых сложных эфиров высших спиртов и серной кислоты. Молекула ПАВ состоит из двух частей гидрофильной – полярной, которая растворяется в воде и гидрофобной – неполярной (углеводородной) Гидрофобными группами эти средства соединяются с жирами. А гидрофильные части средств позволяют расщеплять жиры и в большей степени растворять их в воде, тогда как жиры сами по себе в воде не растворяются. Результат взаимодействия поверхностно активных СМС с жирами и водой – создание эмульсии.

Ученик 3. Классификация ПАВ

Ионогенные ПАВ: (диссоциирующие в водных растворах на ионы) Катионные ПАВ - (мелкие катионы, обычно, натрия или калия).

Анионные ПАВ распадаются в водных растворах на анионы Неионногенные ПАВ:

Алкилполиглюкозиды и алкилполиэтоксилаты

Считаются безопасными алкилполиглюкозиды, так как продуктами их разложения являются углеводы.

Кроме этого, СМС содержат: антиресорбенты, фосфаты, щелочные компоненты, оптические отбеливатели, кислородосодержащие (или химические) отбеливатели перкарбонат натрия, энзимы, отдушки и ароматизаторы, пеногасители (Приложение 6-7)

Ученик 6. Проверим основное свойство порошка – способность хорошо отстирывать загрязнения. Его можно измерить. Исследование так называемого моющего действия (МД) проведём путем сравнения. Для сравнения возьмём предложенные нам стиральные порошки

Опыт №1. Проверим моющее действие при температуре 50? С. Возьмём три стакана с водой, капнем туда одну капельку раствора бриллиантовой зелени. Затем, в первый стакан добавим ? часть чайной ложки стирального порошка из группы “Sorti”, во второй –“Tide”, а в третий – “ Garden ”. Оставим на некоторое время и пронаблюдаем, как порошок очистит воду.

Опыт показал, что при температуре 50? С, в первом стакане вода не очистилась, чуть изменила свою окраску, кроме того, на дне появился осадок. Вода во втором стакане – поменяла зелёный цвет на серый. Вода в третьем стакане – очистилась, стала прозрачной за короткий промежуток времени. Это показывает что, Sorti не содержит кислородных отбеливателей, а два других порошка содержат.

Ученик 7. Опыт №2. Возьмём три кусочка белой хлопчатобумажной ткани и загрязним ее губной помадой, затем замочим в растворе со стиральными порошками при температуре 50? С. Проверим моющее действие стиральных порошков, оставив работать стиральные порошки на некоторое время. Результат следующий:

“Sorti” – не справился с поставленной задачей. “Тайд” – справился со своей задачей. “Garden” – справился с поставленной задачей.

Порошки “Тайд” и “Garden” – с энзимами, которые очистили органические загрязнения.

Вывод: Хороший порошок способен не только хорошо отстирывать загрязнения, быть доступным по цене, но и безопасным для здоровья. Стиральный порошок “Garden” экологически безопасен. В его составе только натуральные компоненты, он не содержит фосфатов, оптических отбеливателей и агрессивных ПАВ. Полностью биоразлагаем в природе. “Garden” не только безопасен для здоровья, но и обладает хорошим моющим действием.

Учитель химии:

Уважаемые эксперты, исходя из данных сравнительного эксперимента, оцените качество исследуемых порошков.

Учитель географии: Перед нами стоит вопрос: “ Какой же порошок купить?” Обратимся к опыту наших соотечественников и экономистов зарубежных стран...

Ученик 1 . Первый синтетический порошок в России “Новость” был выпущен в 1953 году на основе продуктов, выделенных из китового саломаса. Современный ассортимент синтетических моющих средств весьма обширен.

Ученик 2. Хороший порошок способен не только хорошо отстирывать загрязнения, быть доступным по цене, но и безопасным для здоровья. Гранулирование порошков приводит к их удорожанию, но это цена, которую стоит заплатить, так как качество таких средств очень высокое. В последнее время появились порошки в пластиковых пакетах. Известно, что поддельные стиральные порошки расфасовываются именно в пластиковые пакеты – это можно сделать и в подвале, коробки же предполагают фабричную упаковочную линию. И, наконец, о цене порошка. Стоимость порошка повышает наличие: ферментов, отбеливателей, экзотических ароматизаторов, упаковки в коробки, гранулирования, агрессивной рекламы. Поэтому разумному покупателю следует иметь дома несколько видов порошков для стирки. Ни в коем случае не поддаваться на заклинания типа “универсальный”. Известно, что любая универсальная вещь хуже и дороже специальной.

Ученик 3. В последние годы производство СМС в мире стало исчисляться уже десятками миллионов тонн в год. Однако их большую часть (70%) потребляют только жители наиболее развитых стран, составляющие всего около 20%.

На рынках Германии, Японии (1986), Бельгии (1991), в 28 штатах США продаются только бесфосфатные моющие средства. Во Франции, Швейцарии, Великобритании, Испании, Греции содержание фосфатов в СМС строго регламентировано (не более 12%). В России с 2007 г. действует норма < 10% фосфатов.

Ученик 4. В Европе для уменьшения содержания фосфора в сточных водах в 70-е годы ХХ века стали строить специальные очистные сооружения. Они удаляли 30-35% фосфора. Только с конца 90-х годов в Европе и США начали применяться очистные установки, которые позволяют удалять фосфор на 99%. В России очистных сооружений на предприятиях, производящих СМС практически нет.

Вывод: если брать фактор ценового показателя и качества товара, его экономичности и экологической безопасности, лучшим среди представленных порошков является гранулированный стиральный порошок фирмы “Garden”! Но и другие представители не сильно уступают победителю по исследуемым характеристикам, кроме безопасного воздействия на здоровье человека!

Работа экологов со статьей Е. Ризничук “Исследование синтетических моющих средств и влияние их на биологические объекты”.

Приложение 6

Приложение 7

Учитель географии: Уважаемые покупатели, как, по вашему мнению, соотносятся фактор ценового показателя и качество товара СМС?

Учитель биологии: А что же скажут наши многоуважаемые экологи по вопросам влияния СМС на окружающую среду и человека.

1 ученик: Бытовая химия окружает нас везде. Конечно, не все эти СМС смываются, поэтому, поскольку вы носите одежду целый день, вы впитываете их в себя понемногу через кожу. Потом вы спите на простынях и подушках всю ночь и впитываете еще больше химикатов, кроме того, вы еще и вдыхаете их испарения. А входящие в состав СМС различные отдушки, могут быть аллергенами, вызывать различные заболевания легких.

2 ученик: Через канализацию СМС попадают в водоемы и т.п. В первую очередь страдают от синтетических моющих средств животные, которые живут в воде. Влияют ли СМС на человека? Несомненно, попадание СМС в организм человека с водой происходит, когда человек ест или пьёт из плохо промытой от моющих средств посуды или во время купания. Он наиболее част для детей. Если в организм человека попадает СМС, то защитная, отталкивающая воду оболочка вокруг стенок желудка, становится тоньше. Результат – развивается язва желудка.

3 ученик: ПАВ действуют на экосистему водоемов - сильно понижают ее поверхностное натяжение. А ведь удивительные свойства водяной пленки использует целый ряд живых организмов. На ее поверхности обитают клопы, а водомерки, гладыши и др. держатся под ней. Уменьшение поверхностного натяжения воды приводит к гибели всех вышеперечисленных водных обитателей.

4 ученик: Избыток фосфора в СМС начинает действовать на водную растительность как удобрение и запускает следующую цепочку: бурный рост растений, отмирание растений, гниение, обеднение водоемов кислородом, ухудшение жизни организмов. Всего 1 грамм триполифосфата натрия стимулирует образование 5-10 кг водорослей! И водоем “цветет”. СМС опасны для всего живого в воде даже в очень малых концентрациях, т. к. передаваясь по цепям питания, они накапливаются в организмах.

Учитель биологии: Какой можно найти выход из сложившейся ситуации для человечества? Вывод: создать и использовать СМС нового поколения безопасные для природы и человека!
6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.
Деятельность учителя

Учитель географии: Чтобы узнать, какой порошок и какое средство для мытья посуды наиболее популярны в нашем поселке, мы провели анкетирование учеников 10Б класса. В опросе участвовало 25 учащихся.

Как вы думаете, почему самым популярным СМС в ваших семьях является “Тайд”?

Деятельность учащихся

Проведение социологического опроса учащимися.

Анкета состояла из двух вопросов:

1. Каким порошком пользуются ваши родители?

2. Какое моющее средство для посуды предпочитают в вашей семье?

Сообщают результаты анкетирования: до сегодняшнего урока самым популярным стиральным порошком являлся “Тайд” (12 человек), на втором месте - “Миф” (8 человек), самым популярным средством для мытья посуды – “Фери” (16 человек).

Объясняют это личной некомпетентностью в вопросе выбора оптимального СМС.

7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).
Деятельность учителя

Учитель биологии: Вот и закончился наш “Маркетинг стиральных порошков”. Мы познакомились с разными способами ухода за одеждой, учились выбирать стиральные порошки, сравнивать и оценивать их.

Подводя итоги урока, просим вас заполнить листы рефлексии на ваших столах.

Деятельность учащихся

Заполняют листы рефлексии:

Краткий анализ рефлексии по каждому вопросу: На 1 вопрос: 20 учащихся из 25 сумеют самостоятельно выбрать порошок в магазине.

На 2 вопрос: 24 учащихся исключили бы из состава стирального порошка фосфор

На 3 вопрос: удивили результаты экспериментов, собственная некомпетентность в вопросах выбора СМС и тот факт, что бытовую химию можно превратить в боевую.

Учитель: а что же можно сделать, чтобы не превратить бытовую химию в боевую? Ответим на наш проблемный вопрос.

Учителя химии, биологии и географии выставляют оценки за урок участникам своих групп, благодарят всех за работу.

Вопрос

1. Сумеете ли вы самостоятельно выбрать порошок в магазине?

2. Какой химический элемент вы бы исключили из состава стирального порошка?

3. Что вас удивило на уроке?

 

Ученик 1: внимательно изучать состав СМС.

Ученик 2: внимательно изучать инструкцию по использованию СМС.

Ученик 3: нельзя смешивать различные виды СМС, не зная последующего результата.

8 ЭТАП Домашнее задание. Параграф 45 №2 Учебник органической химии (профильный уровень) И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская – М: “Русское слово”, 2012

Фото с урока.