Цели занятия:
- обобщить и систематизировать сведения по теме “Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)”,
- совершенствовать навыки правильного написания суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-),
- проанализировать тестовое задание 10,
- совершенствовать навыки выполнения тестового задания 10.
Задачи занятия:
- работа над связным высказыванием на лингвистическую тему;
- развитие орфографической зоркости.
Тип занятия — комбинированное занятие (обобщение и систематизация изученного, оценка и коррекция знаний учащихся).
Оборудование:
- раздаточный материал;
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска;
- презентация PowerPoint к занятию.
План занятия (2 часа)
Этап урока | Презентация | Цель и содержание этапа | Время |
1. Организационный момент | Слайд 1 | Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к занятию. Сообщение темы занятия. Постановка цели занятия. | 2 минуты |
2. Актуализация опорных знаний по теме “Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)”: | Слайды 2-39 (Работа с Приложением 1) |
Работа на этом этапе осуществляется по
следующей схеме: анализ содержания учебного материала по орфографии, орфографическая работа на основе правила и систематизация сведений по орфографии, орфографическая работа с целью закрепления навыка правописания суффиксов. |
78 минут |
Правописание суффиксов существительных | Слайды 3, 5, 12, 13 | анализ содержания учебного материала
по орфографии, орфографическая работа на основе правила и систематизация сведений по орфографии, |
10 минут |
Слайды 4, 6-11, 14-19 | орфографическая работа с целью закрепления навыка правописания суффиксов существительных. | 26 минут | |
Правописание суффиксов прилагательных | Слайды 21-25 | анализ содержания учебного материала
по орфографии, орфографическая работа на основе правила и систематизация сведений по орфографии, |
15 минут |
Слайды 26-27 | орфографическая работа с целью закрепления навыка правописания суффиксов прилагательных. | 5 минут | |
Правописание суффиксов глаголов | Слайды 29-31 | анализ содержания учебного материала
по орфографии, орфографическая работа на основе правила и систематизация сведений по орфографии, |
9 минут |
Слайды 32-35 | орфографическая работа с целью закрепления навыка правописания суффиксов глаголов. | 6 минут | |
Правописание гласных перед
-Н-, -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных |
Слайд 37 | анализ содержания учебного материала
по орфографии, орфографическая работа на основе правила и систематизация сведений по орфографии |
3 минут |
Слайды 38-39 | орфографическая работа с целью закрепления навыка правописания гласных перед -Н-/-НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. | 4 минут | |
3. Обобщение и систематизация изученного | Слайды 40-42 (Работа с Приложением 2) |
Представление последовательности мыслительных операций, используемых при решении орфографической задачи (правильного написания суффиксов различных частей речи, кроме -Н-/-НН), в виде алгоритма. | 4 минут |
Слайды 43-48 Переход по ссылке “Проверка” на слайды 49-55 |
Применение алгоритма при выполнении тестового задания 10. | 18 минут | |
Проверка и коррекция знаний учащихся | Слайды 56-57 “Варианты” (Работа с Приложением 3 и Приложением 4) |
Установление осознанности усвоения учащимися учебного материала. Организация деятельности учащихся по применению усвоенных знаний. Индивидуальное выполнение тестового задания 10 по вариантам (12 вариантов). | 15 минут |
Подведение итогов занятия, оценка знаний | Слайд 58 | Анализ, оценка знаний учащихся | 3 минуты |
Ход занятия (120 минут)
+
перерыв (10 минут )
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к занятию. Сообщение темы занятия. Постановка цели.
II. Актуализация опорных знаний по теме “Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)”. (Презентация. Слайды 2-39)
Ученики работают с раздаточными карточками (Приложение 1)
Работа учащихся с примерами и формулировками правил.
Учащиеся вместе с преподавателем осуществляют анализ содержания учебного материала по орфографии.
Предлагаем рассмотреть и проанализировать примеры упражнений (Приложение 1) и формулировки правил. Просим учеников соотнести правило написания суффиксов с соответствующими примерами упражнений.
Работа на этом этапе осуществляется по следующей схеме:
- анализ содержания учебного материала по орфографии,
- орфографическая работа на основе правила и систематизация сведений по орфографии,
- орфографическая работа с целью закрепления навыка правописания суффиксов.
(Анимация на проверочной карточке запускается по щелчку мыши при наведении курсора на нужную цифру, соответствующую номеру столбика. NB! Обратите внимание! Проверку упражнения на слайде 4 следует начинать с последнего слова, для того чтобы слова не перекрывали друг друга при распределении по столбикам!)
III. Обобщение и систематизация изученного.
(Презентация. Слайды 40-42)
1. Анализ примера задания 10.
Выпишите слово(а), в котором на месте пропуска пишется буква И.
ноч..вать
гречн..вый
завистл..вый
стро..вой
Представление в виде алгоритма последовательности мыслительных операций, используемых при решении орфографической задачи (правильного написания суффиксов различных частей речи, кроме -Н-/-НН-):
Орфографический разбор каждого слова.
Соотнесения результатов орфографического анализа с формулировками правила.
Написания суффиксов в каждом слове.
Поиск правильного ответа.
2. Анализ и выполнение тестовых заданий 10 (с 1 задания по 5) .
Ответы в приложении 5.
(Презентация. Слайды 43-48, 49-55)
Ученики работают с раздаточными карточками (Приложение 2), отвечающий у доски, используя возможности программы Power Point, анализирует учебный материал и находит правильный ответ. Для проверки можно осуществлять переход по ссылке “Проверка” на слайд с проверочными карточками. Анимация на проверочной карточке запускается по щелчку мыши. Переход к следующему заданию со слайда проверки осуществляется по ссылке “Назад”.
Возможен вариант, когда ученики самостоятельно выполняют тестовые задания (Презентация. Слайды 43-48) с последующей проверкой (Слайды 49-55).
Проверка и анализ выполнения заданий на данном этапе не оцениваются.
IV. Проверка и коррекция знаний учащихся.
Выполнение индивидуальной работы (Слайд 56-57, переход “Вариант...” к тестовому заданию). Задание и бланки ответов представлены в бумажном варианте и находятся в приложении 3 и приложении 4.
V. Подведение итогов занятия, оценка знаний. (Слайд 58)
Литература
- Государственной программы “Русский язык. 10-11 классы”. (Авторы программы — Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина.) Москва: “Русское слово” 2008.
- Русский язык. 10 — 11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. / Н. Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина - 5-е изд., испр. и доп. - М.: ООО “ТИД “Русское слово — РС”, 2008.
- Поурочные разработки по русскому языку: 11класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ВАКО, 2005.
- Репетитор. Русская орфография и пунктуация/ А.В.Сухотинская. —М.: Высшая школа, 1992.
- Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий и методических рекомендаций/ Г.Т.Егораева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство “Экзамен”, 2010
- Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2011: учебно-методическое пособие/ Н.А.Сенина. — Ростов н/Д: Легион-М, 2010.
- Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Вступительные испытания/ Г.Т.Егораева, С.Ю.Иванова, В.И.Белякова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство “Экзамен”, 2011
- Русский язык. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 2 / И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева, Г.Т.Егораева. — М.: Издательство “Экзамен”, 2015.
- Русский язык: Пособие для поступающих в вузы/ Д.Э,Розенталь. — 3-е изд., перераб. М: Издательство Московского университета,1992.
- Тематическая рабочая тетрадь по русскому языку: задания уровня А, В, С/ Г.Т.Егораева, С.Ю.Иванова. — М.: Издательство “Экзамен”, 2010.