Повторение орфографических норм, их группировка на основе принципов правописания

Разделы: Русский язык


Цели урока.

Образовательная:

- выделить основные принципы русской орфографии и проследить их функционирование в русском языке;

- актуализировать и систематизировать теоретические знания по орфографии;

- создать условия для подготовки к ЕГЭ по русскому языку;

- совершенствовать навыки правописания.

Развивающая:

- развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы;

- развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развивать речемыслительные и творческие способности обучающихся;

- способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы с тестом.

Воспитательная:

- совершенствовать навыки межличностного общения;

- воспитывать сознательное отношение к родному языку как явлению культуры;

- формировать навыки сотрудничества в решении поисковых задач.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок.

Оборудование:

- компьютер и проектор с презентацией учебного материала;

- тесты с заданиями по типу ЕГЭ;

- рабочие листы с заданиями;

- ключи для взаимоконтроля выполнения заданий.

1. Организационный момент (3 минуты).

Слово учителя.

Многие ученые-лингвисты занимались проблемами правописания. Один из них – Лев Владимирович Щерба (советский языковед, академик АН ССР).

- Согласны ли вы со следующими утверждением академика Л.Щербы:

Писать безграмотно – это посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе;

…совершенно ясно, что если все будут писать по-разному, то мы перестанем понимать друг друга.

- Ответ обоснуйте.

Радует, что вы осознаете роль грамотной устной и письменной речи в жизни современного человека. Очевидно, что важно знать нормы орфографии. Человека, знающего орфографию, не допускающего ошибок при письме, называют грамотным.

Определение темы урока:

“Повторение орфографических норм, их группировка на основе принципов правописания”.

2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу (7 минут).

Подготовка обучающихся к восприятию нового учебного материала, актуализация знаний.

Характерной чертой литературного языка  является наличие в нём определённых норм, то есть вырабатываемых языком при участии образцовой литературы единых и обязательных для всех правил. Соблюдение орфографических норм, составляющих специфику письменной формы речи, представляется не менее важным, чем соблюдение норм орфоэпических и лексико-грамматических, так как “писать грамотно требует социальная порядочность” (Л.Щерба)

Выполняя домашнее задание, вы повторили различные виды орфограмм. Сейчас мы проверим то, как вы усвоили нормы орфографии, для это выполним тест по материалам ЕГЭ (задания 8-14).

Тесты по вариантам ЕГЭ (Приложение 1). Время выполнения 5 минут.

Взаимопроверка по ключам к тестам. Обменяйтесь тестами и проверьте работу друг друга.

Устный опрос.

- Что такое орфография?

Орфография (от греческого orthos – правильный, grapho – пишу) – система правил о написании слов и их значимых частей; о слитных и раздельных написаниях слов; об употреблении строчных и прописных букв, о переносе слов.

Всеобщее распространение письменности требует, чтобы законами орфографии овладел каждый.

3. Изучение нового учебного материала (12 минут).

К уроку подготовлены индивидуальные задания (сообщения).

Работа с эпиграфом

Михаил Викторович Панов (российский лингвист, литературовед, публицист и поэт, доктор филологических наук) писал: “Орфография предельно упрощает чтение, делает его беглым и легким. Поэтому она заслуживает благодарности всех читающих. Орфография не только помогает быстрее читать, она позволяет сосредоточиться на содержании, позволяет читать, не замечая, как написан текст. Не будь орфографии, мы все время бы разглядывали одежду слова, не замечая самого слова”.

Запись эпиграфа под диктовку.

- Докажите справедливость этих слов.

Обучающиеся комментируют эпиграф урока.

- Назовите орфограммы, встретившиеся в данном тексте.

- Можете ли вы назвать, какие принципы орфографии лежат в основе данных написаний

- Опираясь на эпиграф, определите, какие цели вы поставите для себя на сегодняшний урок?

Целеполагание.

На уроке мы систематизируем знания об основных принципах русской орфографии, закрепим навыки правописания. Кроме того, будем совершенствовать навыки анализа теста, умение писать сочинения.

Объяснение нового материала. Слово учителя.

Современная русская орфография основывается на Своде правил, опубликованном в 1956 г. Правила русского языка отражены в грамматиках русского языка и орфографических словарях.

Как и любая система, орфография строится на нескольких важных исходных положениях, которые называются принципами. Понять принцип орфографии – значит увидеть её систему и воспринять каждое её отдельное правило как часть системы, понять орфографическое правило и каждую орфограмму во взаимосвязях грамматики, этимологии, истории языка. В теории русской орфографии указываются морфологический, фонетический, традиционный принципы, а также дифференцирующие написания.

- На основе сообщений ваших одноклассников составьте таблицу “Принципы русской орфографии”.

Основные принципы русской орфографии. (Сообщения обучающихся)

Морфологический принцип. (Сообщение ученика)

Основным считается морфологический принцип. Суть морфологического принципа в том, что общие для родственных слов значимые части (морфемы) сохраняют на письме единые начертания, хотя в произношении различаются. Руководствуясь именно этим принципом, мы проверяем истинность той или иной морфемы путем подбора родственных слов или изменением формы слова таким образом, чтобы Морфема оказалась в сильной позиции (под ударением, перед р, л, м, н, j и т.д.), т.е. была бы четко обозначена.

На базе морфологического (фонемного) принципа сформулированы важнейшие правила русской орфографии:

1) правописание безударных гласных, проверяемых ударением, в любой морфеме:

при написании корней: объединять – единый,

суффиксов: глухота – щедроты, дубовый, березовый;

приставок: подать – поданный;

окончаний: в книге – в столе;

2) правописание глухих и звонких согласных, правописание непроизносимых согласных: мятеж – мятежный, просьба – просить, гигантский – гигант;

3) правописание твердых и мягких согласных перед мягкими согласными: женщина, винтик, птенчик;

4) правописание инфинитива: стеречь, сжечь; глаголов в повелительном наклонении: нарежь, измерь;существительных 3-го склонения: о матери, на скатерти.

Роль морфологического принципа в орфографии велика, если иметь в виду, что в русском языке широко развита система внутриморфемных чередований, обусловленных разными причинами.

Фонетический принцип. (Сообщение ученика).

Основное правило фонетического принципа: "Как слышим, так и пишем".

Рассмотрим пару слов: расписывать и роспись. В приставке в безударном положении слышится звук близкий к [а], и пишется буква “а”. В положении же под ударением мы четко слышим звук [о], и пишем букву “о”.

Написание -с- вместо -з- на конце некоторых приставок (без-(небез-, обез-), воз-(вз-), из-(сыз-), низ-, раз- (роз-), через-(чрез-)) перед следующим глухим согласным. Приставки на   -з изменяются в зависимости от качества следующего за приставкой согласного: перед звонким согласным слышится и пишется в приставках буква з , а перед глухим согласным в этих же приставках слышится и пишется буква с, ср.: возразить - воскликнуть, избить - испить, низвергнуть - ниспослать и т.п.

Наличие четырех письменных вариантов у приставки роз- (рос-) - раз- (рас-), где отражается не только чередование звонкого \з\ с глухим \с\, но и ударного \о\ с безударным \а\: розыск - но разыскивать, роспись - но расписать .

Написание начального ы вместо и в корнях после русскоязычных приставок, оканчивающихся на твердый согласный (кроме приставок меж- и сверх-): безыскусный, предыстория, сызнова .

написание -ии у существительных на -ий, -ия, - ие в предложном падеже: в здании;

написание буквы ы после ц: цыган;

написание буквы о под ударением в суффиксах -ок, -онок, -онк, -ов, -о, в окончаниях после шипящих и ц: галчонок, плащом.

Фонетическими являются также написания отдельных букв в словах: свадьба (сватать), блеснуть (блестеть), ноздри (нос), лестница (лезу)

Традиционный принцип. (Сообщение ученика).

Написание целого ряда слов нельзя объяснить ни чем другим, кроме истории. С традиционным принципом орфографии чаще всего мы сталкиваемся тогда, когда имеем дело со словарными словами. Например: винегрет, дефис, палисадник.

Написание жи- ши…( в древнерусском языке [ж], [ш] были мягкими, написание буквы и было закономерным)

Когда выбор буквы нельзя проверить сильной позицией, так как такой нет в современном языке, слово пишется в соответствии с традицией, и его написание определяется по словарю. На этом принципе базируются такие правила:

- правописание непроверяемых и чередующихся гласных и согласных в корне;

- правописание гласных после шипящих и ц: жизнь, шило, цифра;

- употребление ь после шипящих: несешь, глядишь;

- слитное и раздельное правописание наречий, наречных сочетаний и некоторых предлогов;

- правописание окончания прилагательных, местоимений, порядковых числительных мужского рода, р.п., ед. ч. -ого и др. нового, моего.

Традиционные написания следует запоминать.

Существует в современной орфографии и дифференцирующий принцип  (смысловой принцип), согласно которому слова пишутся в зависимости от их лексического значения.

Он действует применительно к тем словам, которые имеют одинаковое звучание, но разное значение.

Например, компания и кампания – два слова одинаково звучащие, но различающиеся по значению (омофоны).

Компания – это группа лиц, проводящих время вместе, а кампания - это период для осуществления важной общественной задачи. На письме эти слова различаются в соответствии с дифференцирующим принципом русской орфографии.

По этому же принципу пишутся слова: ожог -ожёг, туш -тушь и др.

Слова различаются на письме и с помощью прописной буквы: Надежда и надежда, Вера и вера

Кроме названных в правописании необходимо отметить и принцип слитного, дефисного и раздельного написания: сложные слова мы пишем слитно или через дефис, а сочетания слов – раздельно.

4. Закрепление учебного материала (14 минут).

Работа с текстом. Задания по группам.

1. Внимательно прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. (Рабочие листы (Приложение 2).

2. Выпишите слова, в зависимости от принципа орфографии, лежащего в основе правописания данного слова.

1 группа - слова, правописание которых подчиняется морфологическому принципу,

2 группа - слова, правописание которых подчиняется традиционному принципу,

3 группа - слова, правописание которых подчиняется фонетическому и дифференцирующему принципам.

Группы представляют результаты своей работы.

Важно не только отрабатывать навыки грамотного письма, но и учиться искусству чтения, внимательного, вдумчивого, которое становится как бы сотворчеством с автором. Решая эти задачи, следует обратиться к анализу тексту.

Творческое задание

Проведите работу по определению основной проблемы текста. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Выразите свое отношение к поднятой автором проблеме.

Текст

Блюстители чистоты языка часто восстают против того вульгарного жаргона, который мало-помалу внедрился в разговорную речь некоторых кругов молодёжи.

Фуфло, потрясно, шмакодявка. В каждом этом слове мне чудится циническое отношение к людям, вещами и событиям.

С глубокой тоскою узнал я о литературной беседе, которую вела в библиотеке компания школьников, выбиравших интересную книгу:

- Возьми эту: ценная вещь.

- Эту не бери! Лабуда.

- Вот эта жутко мощная книжка!

Неужели тот, кто подслушает такой разговор, огорчится лишь лексикой этих детей, а не тем низменным уровнем их духовной культуры, которым определяется эта пошлая лексика?

Ведь вульгарные слова - порождение вульгарных поступков и мыслей.

И в каждом слове этого жаргона мне видится печать того душевного убожества, которое Герцен называл тупосердием.

Но можем ли мы так безапелляционно судить этот жаргон? Ведь у него есть немало защитников. Выслушаем их внимательно и беспристрастно.

В сущности, из-за чего вы волнуетесь? - говорят они нам. Во все времена мальчики любили и любят напускать на себя некоторую развязность и грубость, так как из-за своеобразной застенчивости им совестно обнаружить перед своими товарищами мягкие, задушевные, лирические, нежные чувства.

А во-вторых, не забудьте, что юным умам наша обычная, традиционная "взрослая" речь нередко кажется пресной и скучной. Им хочется каких-то новых, небывалых, причудливых, экзотических слов - таких, на которых не говорят ни учителя, ни родители, ни вообще "старики". Это бывает со всеми подростками, и нет ничего криминального в том, что они стремятся создать для себя язык своего клана - собственный молодежный язык.

Не стану оспаривать утверждения защитников. Пусть они правы. Но остаётся неразрешённым вопрос: почему же этот защищаемый ими жаргон почти сплошь состоит из пошлых слов, выражающих беспардонную грубость? Почему в нём нет ни мечтательности, ни доброты, ни изящества - никаких качеств, свойственных юным сердцам?

И можно ли отрицать, что в грубом языке чаще всего отражается психика грубых людей?

Главная злокачественность этого жаргона заключается в том, что он не только вызван обеднением чувств, но и сам, в свою очередь, ведёт к обеднению чувств. Попробуйте хоть неделю поговорить на этом вульгарном жаргоне, и у вас непременно появятся вульгарные замашки и мысли. (По К.Чуковскому)

Ответы обучающихся.

- Какую проблему поднимает автор?

- Корней Иванович очень остро ставит проблему чистоты языка, утверждая: низменный уровень духовной культуры молодежи напрямую зависит от использования ею вульгарной лексики. В последнее время мы наблюдаем распространение грубой нецензурной речи не только среди взрослых, но и среди молодежи и подростков. Многие уже не могут объяснить свою мысль, не пренебрегая бранным выражением, и эта проблема стала будничной, привычной.

5. Задание на дом (4 минуты).

Итоги урока.

- Для чего нужно знать принципы русской орфографии?

- На вопрос, зачем нужно грамотно писать, каждый находит приемлемый для себя ответ. Для одного грамотное письмо - это залог успешной карьеры; для другого - это дело престижа, если он привык не допускать ошибок во всём, что делает; третий овладевает правописанием, потому что этому учат в школе. Орфография - это, кроме всего, ещё и часть русской культуры. За безграмотным письмом скрывается неуважение к своему народу, его традициям и культуре.

Заключительное слово учителя о работе обучающихся на уроке. Выставление отметок.

Домашнее задание:

упражнение из учебника

или

творческое задание (сочинение-рассуждение: сформулируйте позицию автора текста. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт)

Рефлексия

- Удовлетворены ли вы своей работой?
- Отметьте, с каким настроением вы работали на уроке?

Спасибо за урок.