Цель: расширить сведения об отрицательных частицах, познакомить школьников со значением частицы ни.
Задачи:
- образовательные: знакомство со значением частицы ни, которая служит для выражения отрицания в предложениях без подлежащего, для усиления отрицания, которое выражено частицей не или словом нет, для выражения утверждения после слов кто, что, как, куда и т. п.;
- развивающие (коррекционные): формирование умения осознавать значение частицы ни (умения улавливать, понимать смысл слова, словосочетания или предложения с не и ни, сознательно анализировать, сопоставлять возможные варианты, доказывать свой выбор), обогащение словарного запаса учащихся; развитие навыка конструирования предложений;
- воспитательные: развитие коммуникативных способностей учащихся; формирование интереса к изучению языка – средства общения;
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, музыкальные файлы с песнями “Компьютер”, “Как важен спорт здоровью”, раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Ход урока
1. Организационный момент.
Слайд 1. Беседа.
- Почему компьютер стал занимать такое большое место в жизни не только взрослых, но и детей?
- С компьютером связаны не только игры, но и общение с окружающим миром (это огромная потребность человека). Со временем вам захочется не только играть, а еще и поделиться со своими друзьями новостями или высказаться в социальных сетях о своем отношении к происходящим вокруг вас событиям.
- Какие часть речи помогут выразить наши чувства и эмоциональное отношение к происходящим событиям? (междометия, частицы)
- А какая частица придаст слову или предложению отрицательное или усилит положительное значение? (не)
Усилить отрицательное или положительное значение высказывания можно также с помощью отрицательной частицы ни.
Слайд 2. В тетрадь записывается тема, объявляются цели урока.
- На уроке мы познакомимся со значением частицы ни, научимся правильно употреблять эту частицу для
- выражения отрицания
- усиления отрицания
- выражения утверждения
Так же мы научимся делать правильный выбор нужной частицы (не или ни) в предложении.
2. Повторение ранее изученного материала.
- Вспомним! Что такое частица?
1 задание – дифференцированное.
А) Выполняют два ученика на доске.
-Какие частицы называются формообразующими, а какие – смысловыми? (Из карточек нужно собрать правильное утверждение).
Б) Выборочный диктант (для остальных учеников).
- Из продиктованных слов выписать одной группе – формообразующие частицы, другой – смысловые.
Победил бы, а вон там, что за лапки, только у моей собаки, пусть посмотрит, самый верный, давай сделаем, именно здесь, не хочу.
Выполнение задания проверяется всеми учениками.
2 задание - проверка домашнего задания (упражнение № 386)
А) Прочитайте предложения, имеющие отрицательное значение.
Б) Прочитайте предложения, где отдельные слова имеют отрицательное значение.
В) Прочитайте предложения, имеющие положительное значение.
Для выражения и усиления отрицания и утверждения употребляется также частица ни, но только в определенных случаях.
3. Усвоение новых знаний. Постановка проблемных заданий.
Слайд 3. Рассмотрим предложения.
Кругом ни деревца. Ни шагу назад!
- В этих предложениях есть подлежащие? В каком падеже стоят существительные?
- Какой можно сделать вывод? В каком случае употребляется частица ни для выражения отрицания? (ответ на слайде 3)
Слайд 4. Изменим предложения.
Кругом не было ни деревца. Нет ни кустика.
- Как изменился смысл предложений с добавлением ни к уже выраженному отрицанию? При каких условиях отрицание усиливается? (ответ на слайде 4)
Слайд 5. Задание на закрепление материала.
- Сравните предложения.
1. На небе ни облачка.
2. Не слышно ни звука.
3. Нельзя медлить ни минуты.
4. Нет ни души.
- В каких предложениях отрицание усиливается? Почему?
Слайд 6. Прочитайте предложения.
1. Куда ни поеду, всюду встречаю друзей 2.Что ни делали для спасения китов, ничто не помогло.
- Отрицательный или утвердительный смысл имеют данные предложения? Что между ними общего? (ответ на слайде 6)
Слайд 7. Задание на закрепление материала.
- Вставьте в предложения частицы не или ни. Запишите номера предложений с частицей ни и не. Обоснуйте свой выбор частицы.
1. Кто ни принимал участие в читательской конференции, все остались довольны.
2. Кто не принимал участие в конкурсе, очень сожалел об этом.
3. Сколько ни читаешь стихи Пушкина, всегда открываешь для себя что-то новое.
4. Сколько я еще не прочитал произведений русских классиков.
5. Сколько волка ни корми, он все в лес смотрит.
6. В поле нет ни души.
7. Я не мог не улыбнуться, читая письмо.
Проверим! НЕ: 2,4,7 НИ: 1,3,5,6
- В каких случаях в предложениях употребляется частица ни ? (вывод на слайде 8)
Слайд 9. Какое значение имеет частица ни в предложениях на слайде?
4. Физминутка.
5. Словарная работа.
Слайд 10. В русском языке есть устойчивые сочетания, которые пишутся с ни и не разделяются запятой:
- ни жив ни мертв
- ни стать ни сесть
- ни свет ни заря
- ни пуха ни пера
- Объясните их значение и запишите с добавлением нужного глагола.
Слайд 11. Так же нам необходимо записать и запомнить правописание выражений: во что бы то ни стало, как ни в чем не бывало.
-Составьте сложное предложение и предложение с деепричастным оборотом, включающие эти выражения.
6. Конструирование предложений (работа в группах).
Слайд 12. Задание для первой группы.
- Закончите предложения в соответствии со значением частицы.
- Кто ни прочитает эту книгу,...
- Кто не прочитает эту книгу,...
- Когда ни придешь к подруге,...
- Когда не придешь к подруге,...
Слайд 13. Задание для второй и третьей группы.
-Составьте предложения по данным схемам.
- (Куда ни ...),
- (Куда не ...),
- , (чтобы не ...).
- , (что бы ни ...).
- , (как ни трудна ...).
7. Подведение итогов. (Выводы на слайде 14)
- Какую тему мы изучали на уроке?
- Что мы узнали об отрицательной частице ни?
- Чему научились на уроке?
8. Домашнее задание.
Слайд 15.
Правило, стр.180, упр. 368
9. Оценки.
Слайд 16.
Дополнительные задания.
Закрепление – дифференцированное.
Задание 1 а.
Н.. верьте н.. одному его слову. На сотни вёрст н.. дымка. Как н.. рассмеяться! (Н.В.Гоголь)
Задание 1 б.
Кругом н.. травинки. Н.. одна звезда н.. озаряла трудный путь. Где н.. бывает наслаждений! (Н.В. Гоголь)
Задание 2
.Допишите данные ниже словосочетания и предложения, употребляя существительные с частицей НИ. Подчеркните слова с НИ, которые усиливают отрицание.
- Не изменил в рукописи _ _
- Нет свободного времени_ _
- Тишина не нарушалась _ _
- Не верил _ _
- Не выходил из дома_ _
- Не видно_ _
- Не слышно_ _