Урок русского языка на тему «Отрицательная частица "ни"». 8-й класс коррекционной школы

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель: расширить сведения об отрицательных частицах, познакомить школьников со значением частицы ни.

Задачи:

  • образовательные: знакомство со значением частицы ни, которая служит для выражения отрицания в предложениях без подлежащего, для усиления отрицания, которое выражено частицей не или словом нет, для выражения утверждения после слов кто, что, как, куда и т. п.;
  • развивающие (коррекционные): формирование умения осознавать значение частицы ни (умения улавливать, понимать смысл слова, словосочетания или предложения с не и ни, сознательно анализировать, сопоставлять возможные варианты, доказывать свой выбор), обогащение словарного запаса учащихся; развитие навыка конструирования предложений;
  • воспитательные: развитие коммуникативных способностей учащихся; формирование интереса к изучению языка – средства общения;

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, музыкальные файлы с песнями “Компьютер”, “Как важен спорт здоровью”, раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Ход урока

1. Организационный момент.

Слайд 1. Беседа.

- Почему компьютер стал занимать такое большое место в жизни не только взрослых, но и детей?

- С компьютером связаны не только игры, но и общение с окружающим миром (это огромная потребность человека). Со временем вам захочется не только играть, а еще и поделиться со своими друзьями новостями или высказаться в социальных сетях о своем отношении к происходящим вокруг вас событиям.

- Какие часть речи помогут выразить наши чувства и эмоциональное отношение к происходящим событиям? (междометия, частицы)

- А какая частица придаст слову или предложению отрицательное или усилит положительное значение? (не)

Усилить отрицательное или положительное значение высказывания можно также с помощью отрицательной частицы ни.

Слайд 2. В тетрадь записывается тема, объявляются цели урока.

- На уроке мы познакомимся со значением частицы ни, научимся правильно употреблять эту частицу для

  • выражения отрицания
  • усиления отрицания
  • выражения утверждения

Так же мы научимся делать правильный выбор нужной частицы (не или ни) в предложении.

2. Повторение ранее изученного материала.

- Вспомним! Что такое частица?

1 задание – дифференцированное.

А) Выполняют два ученика на доске.

-Какие частицы называются формообразующими, а какие – смысловыми? (Из карточек нужно собрать правильное утверждение).

Б) Выборочный диктант (для остальных учеников).

- Из продиктованных слов выписать одной группе – формообразующие частицы, другой – смысловые.

Победил бы, а вон там, что за лапки, только у моей собаки, пусть посмотрит, самый верный, давай сделаем, именно здесь, не хочу.

Выполнение задания проверяется всеми учениками.

2 задание - проверка домашнего задания (упражнение № 386)

А) Прочитайте предложения, имеющие отрицательное значение.

Б) Прочитайте предложения, где отдельные слова имеют отрицательное значение.

В) Прочитайте предложения, имеющие положительное значение.

Для выражения и усиления отрицания и утверждения употребляется также частица ни, но только в определенных случаях.

3. Усвоение новых знаний. Постановка проблемных заданий.

Слайд 3. Рассмотрим предложения.

Кругом ни деревца. Ни шагу назад!

- В этих предложениях есть подлежащие? В каком падеже стоят существительные?

- Какой можно сделать вывод? В каком случае употребляется частица ни для выражения отрицания? (ответ на слайде 3)

Слайд 4. Изменим предложения.

Кругом не было ни деревца. Нет ни кустика.

- Как изменился смысл предложений с добавлением ни к уже выраженному отрицанию? При каких условиях отрицание усиливается? (ответ на слайде 4)

Слайд 5. Задание на закрепление материала.

- Сравните предложения.

1. На небе ни облачка.

2. Не слышно ни звука.

3. Нельзя медлить ни минуты.

4. Нет ни души.

- В каких предложениях отрицание усиливается? Почему?

Слайд 6. Прочитайте предложения.

1. Куда ни поеду, всюду встречаю друзей 2.Что ни делали для спасения китов, ничто не помогло.

- Отрицательный или утвердительный смысл имеют данные предложения? Что между ними общего? (ответ на слайде 6)

Слайд 7. Задание на закрепление материала.

- Вставьте в предложения частицы не или ни. Запишите номера предложений с частицей ни и не. Обоснуйте свой выбор частицы.

1. Кто ни принимал участие в читательской конференции, все остались довольны.

2. Кто не принимал участие в конкурсе, очень сожалел об этом.

3. Сколько ни читаешь стихи Пушкина, всегда открываешь для себя что-то новое.

4. Сколько я еще не прочитал произведений русских классиков.

5. Сколько волка ни корми, он все в лес смотрит.

6. В поле нет ни души.

7. Я не мог не улыбнуться, читая письмо.

Проверим! НЕ: 2,4,7 НИ: 1,3,5,6

- В каких случаях в предложениях употребляется частица ни ? (вывод на слайде 8)

Слайд 9. Какое значение имеет частица ни в предложениях на слайде?

4. Физминутка.

5. Словарная работа.

Слайд 10. В русском языке есть устойчивые сочетания, которые пишутся с ни и не разделяются запятой:

  • ни жив ни мертв
  • ни стать ни сесть
  • ни свет ни заря
  • ни пуха ни пера

- Объясните их значение и запишите с добавлением нужного глагола.

Слайд 11. Так же нам необходимо записать и запомнить правописание выражений: во что бы то ни стало, как ни в чем не бывало.

-Составьте сложное предложение и предложение с деепричастным оборотом, включающие эти выражения.

6. Конструирование предложений (работа в группах).

Слайд 12. Задание для первой группы.

- Закончите предложения в соответствии со значением частицы.

  • Кто ни прочитает эту книгу,...
  • Кто не прочитает эту книгу,...
  • Когда ни придешь к подруге,...
  • Когда не придешь к подруге,...

Слайд 13. Задание для второй и третьей группы.

-Составьте предложения по данным схемам.

  • (Куда ни ...),
  • (Куда не ...),
  • , (чтобы не ...).
  • , (что бы ни ...).
  • , (как ни трудна ...).

7. Подведение итогов. (Выводы на слайде 14)

- Какую тему мы изучали на уроке?

- Что мы узнали об отрицательной частице ни?

- Чему научились на уроке?

8. Домашнее задание.

Слайд 15.

Правило, стр.180, упр. 368

9. Оценки.

Слайд 16.

Дополнительные задания.

Закрепление – дифференцированное.

Задание 1 а.

Н.. верьте н.. одному его слову. На сотни вёрст н.. дымка. Как н.. рассмеяться! (Н.В.Гоголь)

Задание 1 б.

Кругом н.. травинки. Н.. одна звезда н.. озаряла трудный путь. Где н.. бывает наслаждений! (Н.В. Гоголь)

Задание 2.

Допишите данные ниже словосочетания и предложения, употребляя существительные с частицей НИ. Подчеркните слова с НИ, которые усиливают отрицание.

  • Не изменил в рукописи _ _
  • Нет свободного времени_ _
  • Тишина не нарушалась _ _
  • Не верил _ _
  • Не выходил из дома_ _
  • Не видно_ _
  • Не слышно_ _