Программа: “Перспективная начальная школа”.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала.
Цель деятельности педагога: создать условия для формирования представлений о словах-предметах и словах-действиях, умений отличать слова, отвечающие на вопросы кто? что?, составлять схемы предложений, состоящих из двух слов (слово-предмет и слово-действие), с их последующей записью.
Планируемые результаты образования:
предметные: научатся определять слова-названия предметов, действий, задавать вопросы кто? что? к словам-предметам и вопросы что делать? что сделать? к словам-действиям, составлять схематическое изображение слов-предметов и слов-действий в предложении;
метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)):
регулятивные – адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, одноклассниками, проводят самооценку; ставят цели.
познавательные – анализируют и соотносят различные языковые явления, подводят языковой факт под понятия разного уровня обобщения (слова-предметы, слова-действия);
коммуникативные – строят понятные высказывания, задают вопросы с целью уточнения информации; учитывают позиции партнера по деятельности, согласовывают варианты решения проблемы; инициируют учебное взаимодействие:
вступать в диалог, задавать вопросы, умение вести дискуссию, умение отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс.
личностные: - самоопределяются “Я могу…”; “Я выполнил без ошибок…” определяют достижение цели.
Оборудование: Н.А.Чуракова 1 класс тетрадь для самостоятельной работы, презентация, компьютер, медиапроектор, экран, карточки со словами для групповой работы, дерево с карточками слов.
Здоровьесберегающий аспект реализуется через организацию двигательного режима, чередование видов деятельности.
Ход урока
I. Организационное начало урока
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Стали ровно, тихо сели.
На меня все посмотрели.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
II. Мотивация. Целеполагание
Слайд 1 <Приложение 1>
Интрига урока:
Волшебница Анишит-Йокоп (Тишина-Покой) так и не хочет, чтобы в волшебном лесу был гомон и шум и поэтому она заколдовала не только животных, но и деревья, окутав их пеленой. Маша и Миша, которые идут в лесную школу, не могут пройти мимо и не спасти деревья.
- Чтобы помочь ребятам спасти деревьям, нам необходимо получить новые знания, выполняя задания, которые приготовили Анишит-Йокоп, Асырк и Торк (Крыса и Крот).
- Итак, в путь на помощь заколдованным деревьям.
Групповая работа.
- Чтобы выполнить первое задание, объединитесь в группы по 4 человека.
Слайд 2
Задания
- Разделите слова на 2 группы. Догадайтесь, какая тема урока будет сегодня, чему должны научиться.
Слайд 3. Проверка:
медведь проснётся
сорока летала
картина висит
вода кипит
Слайд 4. Тема
III. Изучение нового материала
1. Получение новых знаний
Слайд 5
- А теперь разделите слова-предметы на две группы.
- Что вы можете сказать об этих словах-предметах?
- На какие вопросы отвечают слова-предметы, которые вы назвали “живыми” и “неживыми”? (Слова-предметы могут быть живыми и неживыми. Слова-предметы, которые мы назвали “живыми”, отвечают на вопрос кто?, а “неживые” - что?)
Слайд 6
Справка Летучей мыши:
- “Живые” слова-предметы называются одушевленными и отвечают на вопрос кто?, а “неживые” - неодушевленными. Они отвечают на вопрос что?
Слайд 7
Орфографическая минутка:
- Каждый член команды возьмёт 1 слово из группы слов-предметов, чтобы подчеркнуть в нем трудные места для написания. Нарисуйте слева от слова основу замка и раскрасьте его в нужный цвет.
(Дети выбирают слово, рисуют и раскрашивают замок (могу – зеленый., сомневаюсь – желтый, не могу – красный. Подчеркивают орфограммы).
Учитель во время работы детей проходит и оказывает помощь детям, у которых замок раскрашен красным.
Самопроверка: фронтально комментируют трудные места написания, остальные проверяют правильность.
- Закончите рисование замка в зависимости от правильности выполненной вами работы :
- нет ошибок - дорисовывают открытую дужку замка,
- 1 ош. – прикрытую дужку,
- более 1 ош – закрытую.
- Поднимите руку, у кого замок получился открытым.
- Молодцы!
- Найдите среди слов-предметов лишнее слово. Объясните свой выбор.
(Находят лишнее слово: Вода, т.к. в этом слове безударная гласная проверяемая ударением (водный, воды), а все остальные слова с непроверяемой безударной гласной.)
Физминутка. Игра “Хлопни-изобрази”:
Если я назову слово-предмет – нужно хлопнуть в ладоши и хором задать вопрос к нему, если слово-действие – присесть и также задать вопрос.
заяц – кто? прыгает – что делает?
медведь – кто? бродит – что делает?
дерево – что? выросло – что сделало?
комар – кто? летал – что делал?
Слайд 8
Фронтальная работа:
- Асырк и Торк никак не могут успокоиться, что у вас все очень хорошо получается. Они предлагают Мише и Маше какую-то новую модель. Что же она может обозначать?
(- Это модель предложения, т.к. первый прямоугольник обозначает правило “Начало предложения пишется с большой буквы и в конце стоит точка”.
Одной чертой подчеркивается слово-предмет - ёж, которое отвечает на вопрос кто? Двумя чертами подчеркивается слово-действие – сопит, которое отвечает на вопрос Что делает?)
- Проверим правильно ли догадались.
Слайд 9
Справка Летучей мыши:
Одной чертой подчеркивается слово-предмет, которое отвечает на вопросы кто? или что? и является в предложении главным словом. Двумя чертами подчеркивается слово-действие. Оно сообщает, что делает главное слово-предмет.
Работа в тетради:
- Образуйте из слов этих двух групп смысловые пары.
медведь проснётся
сорока летает
картина висит
вода кипит
- Составьте из данных слов 2 предложения:
1-е предложение со словом-предметом, отвечающим на вопрос кто?,
2-е предложение со словом-предметом, отвечающим на вопрос что?,
- Как доказать, что получилось предложение, а не набор слов?
(Предложение состоит из слов, связанных между собой по смыслу.)
- Давайте запишем первое получившееся предложение и нарисуем модель.
- Откройте тетради для самостоятельной работы на стр. 6
Прочитаем 1 задание.
Рассмотрите рисунок. Прочитайте предложение.
Поставьте вопрос к слову ЛИСА.
Как обозначим на схеме?
Какой вопрос поставим к слову БЕЖИТ?
Как обозначим?
2. Закрепление
- Анишит-Йокоп решила усложнить спасение деревьев в волшебном лесу и предлагает каждому из вас самостоятельно попробовать пройти испытание.
- Прочитайте задание № 2.
- Оцените свои возможности. Сможете ли вы справиться с заданием самостоятельно? На полях нарисуйте корпус замка и раскрасьте его. (Раскрашивают: могу – зеленым, сомневаюсь – желтым, не могу, нужна помощь – красным)
- Выполните это задание самостоятельно.
Взаимопроверка в парах. (Меняются тетрадями. 1 ученик у доски, остальные проверяют.
- Оцените выполненную самостоятельно работу. Нарисуйте дужку замка.
- нет ошибок - дорисовывают открытую дужку замка,
- 1 ош. – прикрытую дужку,
- 2 ош. и более – закрытую.
- Прочитаем задание 3 (дополните предложение к рисунку по схеме).
- Какое слово можно добавить? Это слово - предмет или слово-признак? Докажите.
- Составьте предложение.
- Запишем это предложение с комментированием.
- И вот, наконец, последнее испытание. Давайте при помощи полученных знаний на уроке освободим заколдованное дерево, которое у нас на доске, чтобы все деревья в волшебном лесу скинули пелену и вновь могли расти и раскачиваться от ветра и радовать всех. А для этого каждый ученик по цепочке будет подходить к дереву, выбирать себе слово, задавать к нему вопрос, определять, что обозначает это слово – предмет или действие и снимать слово с дерева. Таким образом, мы поможем Маше и Мише спасти деревья в волшебном лесу.
Слова на дереве: куст, играть, игра, смотрит, думать, дерево, дети, слушали, пройдут, волшебница, лес, окно, крыса, дождь, заколдовала, крот, придумать, слово, песня, петь, Маша, Миша, выучили, школа, учить.
VI. Итог урока. Рефлексия
- А теперь давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале урока?
- Достигли ли мы этой цели? Что нового узнали на уроке? Чему научились?
Слайд 10.
- Молодцы! Вы замечательно справлялись со всеми заданиями, которые приготовили Асырк, Торк и Анишит-Йокоп и дружно помогали Мише и Маше.
- Как вы оцените свою работу на уроке? Нарисуйте замок (уже без дужки) на поле после работы:
- мне всё было понятно, я хорошо работал – зеленый замок,
- мне немного было не понятно, но я старался – желтый,
- я ничего не понял, мне нужна помощь – красный.
(Ребята, которые что-то не поняли, могут обратиться к консультантам или к учителю за помощью).
- Спасибо за работу.