| Этап урока |
Слайды |
Ход урока |
| Орг. момент. |
Слайд 1 |
Прозвенел звонок -
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Вспоминаем, применяем
И ни минуты не теряем! |
| Мин чистописания |
Слайд 2 Слайд 3
Слайд 4 |
Сегодня у нас в гостях цифры:
посмотрите внимательно, красиво запишите цифру
3;
посмотрите, запишите в соседней клетке цифру 5;
аналогично работаем со следующей цифрой;
какое число получилось? Диктовка по цепочке; …
ряд.. (называем разрядный состав числа,
комбинаторика… - н-р в числе 358 – 3 сотни, 5
десятков, 8 единиц, в числе 853….)
|
| Актуализация |
Слайд 5 Слайд 5 (щелчок) |
Сейчас я предлагаю вам провести
небольшое соревнование: нужно найти значения
выражений, записанных на листе, выполнив
вычисления и записав свой результат, быстро
передать листок “по цепочке”. Закончив свой
этап работы, внимательно посмотрите на экран:
- Устный счёт (3 группы) по 3 выражения –
наблюдение за взаимосвязью компонентов и
результатов…по цепочке
7+5 9+6 15-6
8+5 9+5 15-7
9+5 9+4 15-8
- Что интересного увидели в выражениях первой
группы? (Изменялось – увеличивалось 1 слагаемое,
что должно произойти с результатом?) Назовите
следующее выражение, которое могло быть
записанным в этом столбике.
Что интересного увидели в выражениях второй
группы? (Уменьшалось второе слагаемое – вывод:
сумма должна тоже уменьшиться)
Что интересного увидели в выражениях третьей
группы? (Вычитаемое увеличивалось, значит,
значение разности должно уменьшиться, потому что
“чем больше берём, тем меньше остаётся”)
- Контролёры сверяют результаты своей группы с
ответами на экране. Отчёт: моя группа справилась
с заданием….
|
| Постановка проблемы |
Слайд 6 |
143+82
143+83
143+84
143+85
143+86
………………..
- Что записано? (Числовые выражения) Дайте
определение числового выр-я – математическая
запись, состоящая из чисел, знаков
арифметических действий и (иногда) скобок.
- Кто может назвать и записать следующее числовое
выражение? (Один ребенок записывает на доске).
- Почему именно это выражение? (Второе слагаемое
увеличивается на 1).
- А следующее выражение?
- Сколько таких выражений с постепенным
увеличением второго слагаемого мы можем
составить? (Очень много)
- А сколько времени нам для этого потребуется?
(Предполагаемый ответ – много)
- Это удобно? (Предполагаемый ответ - нет)
- Что нам нужно сделать? (Найти более удобный
короткий способ записи выражений, в котором
меняет значение один из компонентов)
|
| Моделирование |
|
- У вас на парте лежит полоска бумаги - попробуйте
с соседом по парте придумать какое-то своё
обозначение для этого изменяющегося числа,
запишите получившееся выражение.
- Пройти по классу (чтобы отследить повторы,
помочь в случае затруднения…) на доску ребята
выставляют получившиеся модели (чем больше – тем
интереснее).
- Посмотрите, сколько разных обозначений для
числа, которое меняется, вы предложили. Это и….,
и…, и… Молодцы! Предлагаю немного отдохнуть
|
| Физминутка подвижная |
Слайд 7 |
|
| Введение нового материала
Работа с учебником
|
Слайд 8 Слайд 9
Слайд 9 (щелчок)
Слайд 10 |
- Но у нас опять получилось много вариантов
решения поставленной задачи. Как быть?
(Предполагаемый ответ – выбрать ОДИН способ
записи)
- У нас урок математики, и, наверное, не совсем
правильным было бы использование в записи…,
(если предложены звёздочки, цветочки,
сердечки….), поэтому математики договорились,
что число, которое в выражении будет изменяться,
будут обозначать строчной буквой латинского
алфавита.
- Называем буквы (указка,.. со слайда) хоровое
чтение; на доске пары: печатные и письменные
буквы латинского алфавита для сравнения (до
этого времени запись была скрыта от глаз
учащихся – за доской или закрыта листом бумаги)
- 8+а 9+b с-5
- Прочитайте эти выражения разными способами. Что
обозначают буквы а, b и с? (Числа, которые
изменяются)
- Дополнительный вопрос: какие значения может
принимать число С? (Все, которые больше 4), Не
может??? (От 0 до 5 - пока мы не сумеем сосчитать
значения таких выражений)
- Составьте несколько числовых выражений,
подставив вместо “с” свои значения, найдите
значение выражения. (Три варианта с записью на
доске)
- Как бы вы назвали такие выражения с буквами?
(Буквенные)
- Дайте определение буквенного выражения.
(Пытаются дать самостоятельную формулировку)
- Откройте учебник на с. 76; найдите и зачитайте
определение буквенного выражения. (Для сравнения
самостоятельно данного определения и
формулировки учебника)
|
| Практическая работа |
|
- На доске 2 столбика числовых выражений:
80 +15 90 – 10
80+16 90 - 15
80+24 90 - 29
….. ……
- Какой компонент меняется? (Второе слагаемое)
- Отступите 2 кл. вниз; Продиктуйте выражение,
заменив изменяющееся слагаемое буквой; ОБРАЗЕЦ
ЗАПИСИ НА ДОСКЕ учителем (обратить ещё раз
внимание на различие написания письменной и
печатной буквы).
- Какой компонент меняется? (Уменьшаемое)
Представьте эту запись в виде буквенного
выражения. (Работает ребёнок)
80+а 90–х (с записью в тетради и на доске)
|
| Работа с практической задачей |
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 12 (щелчок) |
- Поднимите руки те, кто уже совершал в магазине
самостоятельные покупки. Представьте,
пожалуйста, следующую ситуацию:
Мама попросила Марину ежедневно заходить в
магазин, чтобы покупать домой необходимые
продукты. Каждый день девочке оставляли 50 рублей.
Скажите, ЧТО может купить Марина на предложенную
сумму?
….
- Что, помимо покупок, должна принести домой
Марина? (Сдачу)
- Используя опорные слова, составьте задачу,
учитывая, что Марина купила хлеб.
У Марины было 50 рублей. Она истратила на
покупку хлеба 17 рублей. Сколько денег осталось у
Марины?
- Определите вид задачи. (На нахождение остатка)
Решите задачу. Кто первым запишет решение и ответ
задачи, выходит к доске и записывает
получившееся решение. Поднимите руку, кто
согласен с этим решением… (Какая запись
получилась у тебя – если другое решение)
- Посмотрите на слайд, составьте похожую задачу
(кто-то про покупку молока, бананов).
- Что из продуктов могла купить Марина на свои 50
рублей? запишите решение своей задачи. (Задача по
выбору)
(Пройдя по рядам, выбрать нужный вариант записи,
например: “50-35” - что купила Марина… а у тебя
какую покупку совершила Марина? Продиктуй
решение своей задачи.
(Записываю под диктовку ученика, либо сам
ребёнок записывает решение) 50-35=15 (р.) Устно назови
ответ.
Поднимите руку, у кого такое же решение.
- У кого получилась другая задача? Продиктуйте
своё решение. (Записываю под диктовку) 50-48
Что купила Марина? Сколько денег у неё осталось?
(Назвали ответ) Поднимите руку, у кого получилось
такое же решение.
Почему Марина не купила конфеты? (Потому что не
хватило денег.)
- Посмотрите, какие выражения у нас получились:
50-17
50-35
50-48
- Какой компонент меняется? Что будет происходить
с разностью?
- Составьте буквенное выражение. (30 сек.)
Поменяйтесь, проверьте, согласны ли вы с работой
своего соседа? (На полях поставьте плюс, если
согласны или минус); верните тетради друг другу.
|
| Итог урока |
Слайд 13 |
- Итак, подведём итог: Что нового узнали?
(Предполагаемые ответы - определение буквенного
выражения, узнали некоторые буквы лат. алфавита,
читали и составляли буквенные выражения…)
|
| Домашнее задание |
|
(Страницы и номера указаны на
слайде)
- Дома вы найдёте значение буквенного выражения,
подставив данное значение, и решите задачу,
схожую с той, что мы решали в классе. Задание
запишем позже, а сейчас
|
| Рефлексия |
|
Я предлагаю вам поиграть: у вас в
конвертах даны выражения; необходимо
распределить их в 2 группы; работаем в парах, а я
посмотрю, какая пара работает слаженно и быстро.
- По какому принципу вы распределили записи –
буквенные и числовые.
- А какие ещё варианты распределения получились?
(По знакам арифметических действий
“плюс-минус”, действиям – сложение-вычитание).
- Назовите буквенные выражения.
- Все ли карточки вы использовали?
3+Х=16 – карточка не использована, т.к. это
равенство… поэтому убираем в шкатулочку…
(Все вопросы, примеры, задания, с которыми мы на
сегодняшний день не знаем как справиться,
убираются нами в шкатулку, которая в дальнейшем
помогает нам в работе – в открытии новых знаний) |
| Оценивание |
|
Сегодня на уроке моими активными
помощниками были… …. и … (идёт выставление
отметок в журнал) |
| Конец урока |
Слайд 14 |
Урок окончен. Спасибо за работу. |