Урок математики на тему «Буквенные выражения». 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Методическая цель урока:

“Формирование коммуникативной компетенции обучающихся через осуществление технологии сотрудничества в формировании УУД в учебном диалоге”.

Планируемые результаты:

УУД (метапредметные)

Регулятивные

• Принятие и сохранение учебной задачи

• Адекватное восприятие оценки учителя.

• Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

• Внесение необходимых корректив в действие после его завершения.

Познавательные

• Общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование учебной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме).

• Знаково-символические: кодирование, декодирование, моделирование.

• Логические (анализ объекта, синтез и классификация, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждения).

• Постановка и решение проблем (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).

Коммуникативные

• Построение речевых высказываний для регуляции своих действий и действий партнёра (-ов).

• Учёт разных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве.

• Понимание возможности различных позиций людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

• Формулирование собственного мнения, позиции.

• Работа с использованием различных форм взаимодействия (группа, мини-группа, коллектив).

Оборудование: доска, экран, проектор, конверты с заданиями, листы бумаги и маркеры для работы на местах; тетрадь, учебник.

 

Этап урока Слайды Ход урока
Орг. момент. Слайд 1 Прозвенел звонок -
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Вспоминаем, применяем
И ни минуты не теряем!
Мин чистописания Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Сегодня у нас в гостях цифры:
  • посмотрите внимательно, красиво запишите цифру 3;
  • посмотрите, запишите в соседней клетке цифру 5;
  • аналогично работаем со следующей цифрой;
  • какое число получилось? Диктовка по цепочке; … ряд.. (называем разрядный состав числа, комбинаторика… - н-р в числе 358 – 3 сотни, 5 десятков, 8 единиц, в числе 853….)
Актуализация Слайд 5

Слайд 5 (щелчок)

Сейчас я предлагаю вам провести небольшое соревнование: нужно найти значения выражений, записанных на листе, выполнив вычисления и записав свой результат, быстро передать листок “по цепочке”.

Закончив свой этап работы, внимательно посмотрите на экран:

  • Устный счёт (3 группы) по 3 выражения – наблюдение за взаимосвязью компонентов и результатов…по цепочке

7+5 9+6 15-6

8+5 9+5 15-7

9+5 9+4 15-8

  • Что интересного увидели в выражениях первой группы? (Изменялось – увеличивалось 1 слагаемое, что должно произойти с результатом?) Назовите следующее выражение, которое могло быть записанным в этом столбике.
    Что интересного увидели в выражениях второй группы? (Уменьшалось второе слагаемое – вывод: сумма должна тоже уменьшиться)
    Что интересного увидели в выражениях третьей группы? (Вычитаемое увеличивалось, значит, значение разности должно уменьшиться, потому что “чем больше берём, тем меньше остаётся”)
  • Контролёры сверяют результаты своей группы с ответами на экране. Отчёт: моя группа справилась с заданием….
Постановка проблемы Слайд 6
  • Посмотрите на доску:

143+82

143+83

143+84

143+85

143+86

………………..

  • Что записано? (Числовые выражения) Дайте определение числового выр-я – математическая запись, состоящая из чисел, знаков арифметических действий и (иногда) скобок.
  • Кто может назвать и записать следующее числовое выражение? (Один ребенок записывает на доске).
  • Почему именно это выражение? (Второе слагаемое увеличивается на 1).
  • А следующее выражение?
  • Сколько таких выражений с постепенным увеличением второго слагаемого мы можем составить? (Очень много)
  • А сколько времени нам для этого потребуется? (Предполагаемый ответ – много)
  • Это удобно? (Предполагаемый ответ - нет)
  • Что нам нужно сделать? (Найти более удобный короткий способ записи выражений, в котором меняет значение один из компонентов)
Моделирование  
  • У вас на парте лежит полоска бумаги - попробуйте с соседом по парте придумать какое-то своё обозначение для этого изменяющегося числа, запишите получившееся выражение.
  • Пройти по классу (чтобы отследить повторы, помочь в случае затруднения…) на доску ребята выставляют получившиеся модели (чем больше – тем интереснее).
  • Посмотрите, сколько разных обозначений для числа, которое меняется, вы предложили. Это и…., и…, и… Молодцы! Предлагаю немного отдохнуть
Физминутка подвижная Слайд 7
  • Музыкальный фрагмент.
Введение нового материала

 

Работа с учебником

 

Слайд 8

Слайд 9

 

Слайд 9 (щелчок)

 

Слайд 10

  • Но у нас опять получилось много вариантов решения поставленной задачи. Как быть? (Предполагаемый ответ – выбрать ОДИН способ записи)
  • У нас урок математики, и, наверное, не совсем правильным было бы использование в записи…, (если предложены звёздочки, цветочки, сердечки….), поэтому математики договорились, что число, которое в выражении будет изменяться, будут обозначать строчной буквой латинского алфавита.
  • Называем буквы (указка,.. со слайда) хоровое чтение; на доске пары: печатные и письменные буквы латинского алфавита для сравнения (до этого времени запись была скрыта от глаз учащихся – за доской или закрыта листом бумаги)
  • 8+а 9+b с-5
  • Прочитайте эти выражения разными способами. Что обозначают буквы а, b и с? (Числа, которые изменяются)
  • Дополнительный вопрос: какие значения может принимать число С? (Все, которые больше 4), Не может??? (От 0 до 5 - пока мы не сумеем сосчитать значения таких выражений)
  • Составьте несколько числовых выражений, подставив вместо “с” свои значения, найдите значение выражения. (Три варианта с записью на доске)
  • Как бы вы назвали такие выражения с буквами? (Буквенные)
  • Дайте определение буквенного выражения. (Пытаются дать самостоятельную формулировку)
  • Откройте учебник на с. 76; найдите и зачитайте определение буквенного выражения. (Для сравнения самостоятельно данного определения и формулировки учебника)
Практическая работа  
  • На доске 2 столбика числовых выражений:

80 +15     90 – 10

80+16      90 - 15

80+24      90 - 29

….. ……

  • Какой компонент меняется? (Второе слагаемое)
  • Отступите 2 кл. вниз; Продиктуйте выражение, заменив изменяющееся слагаемое буквой; ОБРАЗЕЦ ЗАПИСИ НА ДОСКЕ учителем (обратить ещё раз внимание на различие написания письменной и печатной буквы).
  • Какой компонент меняется? (Уменьшаемое) Представьте эту запись в виде буквенного выражения. (Работает ребёнок)

80+а 90–х (с записью в тетради и на доске)

Работа с практической задачей Слайд 11

 

 

Слайд 12

 

 

Слайд 12 (щелчок)

  • Поднимите руки те, кто уже совершал в магазине самостоятельные покупки. Представьте, пожалуйста, следующую ситуацию:

Мама попросила Марину ежедневно заходить в магазин, чтобы покупать домой необходимые продукты. Каждый день девочке оставляли 50 рублей. Скажите, ЧТО может купить Марина на предложенную сумму?

….

  • Что, помимо покупок, должна принести домой Марина? (Сдачу)
  • Используя опорные слова, составьте задачу, учитывая, что Марина купила хлеб.

У Марины было 50 рублей. Она истратила на покупку хлеба 17 рублей. Сколько денег осталось у Марины?

  • Определите вид задачи. (На нахождение остатка) Решите задачу. Кто первым запишет решение и ответ задачи, выходит к доске и записывает получившееся решение. Поднимите руку, кто согласен с этим решением… (Какая запись получилась у тебя – если другое решение)
  • Посмотрите на слайд, составьте похожую задачу (кто-то про покупку молока, бананов).
  • Что из продуктов могла купить Марина на свои 50 рублей? запишите решение своей задачи. (Задача по выбору)

(Пройдя по рядам, выбрать нужный вариант записи, например: “50-35” - что купила Марина… а у тебя какую покупку совершила Марина? Продиктуй решение своей задачи.

(Записываю под диктовку ученика, либо сам ребёнок записывает решение) 50-35=15 (р.) Устно назови ответ.

Поднимите руку, у кого такое же решение.

  • У кого получилась другая задача? Продиктуйте своё решение. (Записываю под диктовку) 50-48

Что купила Марина? Сколько денег у неё осталось? (Назвали ответ) Поднимите руку, у кого получилось такое же решение.

Почему Марина не купила конфеты? (Потому что не хватило денег.)

  • Посмотрите, какие выражения у нас получились:

50-17

50-35

50-48

  • Какой компонент меняется? Что будет происходить с разностью?
  • Составьте буквенное выражение. (30 сек.) Поменяйтесь, проверьте, согласны ли вы с работой своего соседа? (На полях поставьте плюс, если согласны или минус); верните тетради друг другу.
Итог урока Слайд 13
  • Итак, подведём итог: Что нового узнали? (Предполагаемые ответы - определение буквенного выражения, узнали некоторые буквы лат. алфавита, читали и составляли буквенные выражения…)
Домашнее задание   (Страницы и номера указаны на слайде)
  • Дома вы найдёте значение буквенного выражения, подставив данное значение, и решите задачу, схожую с той, что мы решали в классе. Задание запишем позже, а сейчас
Рефлексия   Я предлагаю вам поиграть: у вас в конвертах даны выражения; необходимо распределить их в 2 группы; работаем в парах, а я посмотрю, какая пара работает слаженно и быстро.
  • По какому принципу вы распределили записи – буквенные и числовые.
  • А какие ещё варианты распределения получились? (По знакам арифметических действий “плюс-минус”, действиям – сложение-вычитание).
  • Назовите буквенные выражения.
  • Все ли карточки вы использовали?

3+Х=16 – карточка не использована, т.к. это равенство… поэтому убираем в шкатулочку… (Все вопросы, примеры, задания, с которыми мы на сегодняшний день не знаем как справиться, убираются нами в шкатулку, которая в дальнейшем помогает нам в работе – в открытии новых знаний)

Оценивание   Сегодня на уроке моими активными помощниками были… …. и … (идёт выставление отметок в журнал)
Конец урока Слайд 14 Урок окончен. Спасибо за работу.