Урок по ОРКСЭ на тему «Свобода и моральный выбор»

Разделы: Начальная школа


Задачи:

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

- воспитывать желание быть духовно красивым человеком;

- развивать умение оценивать своё поведение, нести ответственность за свои поступки;

- формировать уважительное отношение к интересам, ценностям, свободе других людей.

- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;

- формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную позицию;

- развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;

- создать условия для осознания учащимися основных понятий;

- уточнить смысл понятий: “свобода”, “моральный выбор”;

- формировать умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

Ожидаемые результаты:

личностные:

- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения человека;

- уважение к людям, к окружающему миру, к самому себе;

предметные:

- осознание обучающимися связи свободы и морального выбора, ответственности человека;

метапредметные:

- навыки смыслового чтения текста, выражение своего понимания прочитанного.

Оборудование:

учебник;  рабочие тетради; “светофорчики” для самооценки; компьютер; мультимедиапроектор; презентация; текст восточной притчи; словари: С. Ожегова, В. Даля, Большой энциклопедический, этимологический.

Этап урока Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Методический комментарий
I Эмоциональный настрой на урок Представьте: летний тёплый день,

цветущий луг, вокруг порхают бабочки, вы стоите, широко раскинув руки, устремив взгляд ввысь, к бездонному голубому небу, подставив лицо солнышку…

Что ощущаете?

- Легкость, счастье, свободу, желание познавать мир. Слайд 1
II Целевая установка и формулировка темы урока. Прочитайте, пожалуйста, эпиграф к уроку.

Ползти. Идти. Бежать. Лететь.
Стремиться. Верить и хотеть...
Забыть. Устать. Застыть. Стоять.
Хандрить. Поддаться. Угасать...
Два выбора. И две судьбы.
Ну, а итог решаешь ты... Татьяна Ярошевич

Вопросы:

- Как вы понимаете эти слова?

- Как вы думаете, какое отношение они могут иметь к нашему уроку?

Учитель открывает тему:

“Свобода и моральный выбор”

Прочитайте тему урока.

- Какие слова, выражения знакомы? Приходилось ли слышать раньше? При каких обстоятельствах?

- Смысл каких слов непонятен. Над чем пришлось задуматься?

- Каждый человек может решить сам, что ему делать, как быть в той или иной ситуации.

 

Свобода – когда каникулы; когда всё можно.

 

Выбор – в магазине выбрать игрушку; в библиотеке – книгу; в игре – водящего.

 

А какой выбор – моральный?

Слайд 2

Чтение про себя, затем вслух.

Слайд 3

III Постановка задач - Какие задачи поставите на урок, исходя из темы? Обсудите.

 

- Как будем решать эти задачи?

- Узнать, что такое свобода?

- Выяснить, какой выбор моральный?

Прочитаем в учебнике.

Выполним задания в тетради.

Поработаем со словарями.

Послушаем учителя.

Работа в паре

Слайд 4

IV Мотивация - Для чего вам это необходимо знать? - Чтобы найти выход из сложной ситуации.  
V Открытие новых знаний - Как думаете, человеку свойственно стремление к свободе?

- Я хотела бы добавить, что стремление к свободе – одно из самых сильных человеческих чувств.

Перед человеком всегда стоит право свободного выбора.

- Что зависит от того, какой выбор он сделает?

Прочитайте слово на слайде.

- Какие ассоциации возникают, когда его слышите?

- А где можно найти определение этому понятию – свобода?

- Перед вами различные словари:

С.И.Ожегова, В.И.Даля, Большой энциклопедический, этимологический. Предлагаю поработать в группе и найти определения слову “свобода” в разных источниках.

- Как поняли, что такое свобода?

- Предлагаю творческую пятиминутку: на каждую букву подобрать слова-ассоциации к слову “свобода”.

Посмотрите иллюстрации и скажите, кто чувствует себя счастливым и почему?

- Предлагаю в группе обсудить следующие вопросы:

  • Что значит быть свободным?
  • Для чего нужна свобода?
  • Всегда ли хорошо, когда у тебя есть свобода?
Это естественное желание независимости, самостоятельности, готовности отвечать за свои поступки.

Зависит его место на лесенке нравственности. Каким человеком он станет.

СВОБОДА – счастье, полёт, жизнь, ветер, каникулы, простор, небо.

В словаре.

Представление ответов.

Свобода – состояние того, кто не находится в заключении, в неволе.

С – счастье О – одиночество

В – воля Д – дружба

О – облако А – анархия

Б – бесстрашие (пример)

Счастлив тот, кто свободен.

Представление ответов и их обсуждение.

Слайд 5

Слайд 6,7

Слайд 8

Работа в группе со словарями

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Работа в группе

Слайд 12

VI Рефлексия - В начале урока мы ставили задачи. Какую из них мы решили?

Кому было трудно?

Оцените себя.

- Все ли задачи мы решили?

Уточнили понятие “Свобода”

Не выяснили, какой выбор моральный?

Самооценка при помощи “светофорчиков”
VII Открытие новых знаний (продолжение) Послушайте восточную притчу.

Приложение 1

- А теперь представьте на секунду, что это каждый из вас держит в руках бабочку. Как вы поступите?

- Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оцените их.

- Вы уже знаете, что такое мораль. Кто напомнит?

- А теперь попробуйте оценить, какой из выборов ученика – моральный?

Сделайте вывод, какой выбор можно назвать моральным.

Отпустим…

Если не отпустить – навредить бабочке.

Если отпустить – польза, подарить свободу.

Мораль – это правила поведения, которые помогают понять, какие поступки – добрые, а какие – злые.

Тот, который во благо бабочки.

Выбор, направленный во благо другому – это и есть “моральный выбор”.

Слайд 13

Притчу читает учитель

 

Слайд 14

 

Слайд 15

VIII Контроль Работа в тетради, задание 4,2.

Приложение 2. Приложение 3

Выполняют работу Самостоятельно

Слайд 16

IX Домашнее задание А как бы ты изобразил статую Свободы?

Какими символами наделил свою скульптуру? Обсуди дома с родителями и попробуй нарисовать эскиз памятника.

Осмысление и запись в дневник Слайд 17
X Рефлексия Вернёмся к теме урока и тем задачам, которые наметили.

Как думаете, решили мы их?

Оцените свою работу на уроке.

Спасибо за работу

Поняли, что такое свобода и какой выбор можно считать моральным. Самооценка при помощи “светофорчиков”

Слайд 18