Программа дополнительного образования к учебному курсу «Изучаем немецкий язык»

Разделы: Иностранные языки


Структура документа

Рабочая программа включает в себя следующие структурные элементы:

1. Пояснительную записку.

2. Учебно-тематический план.

3. Содержание изучаемого курса.

4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

1. Пояснительная записка

Рабочая программа дополнительного образования по учебному курсу “Изучаем немецкий язык” составлена на основе Федерального государственного стандарта, примерной программы начального общего образования по иностранному языку (немецкий язык) и авторской программы Н.Д. Гальсковой и Н.И. Гез “Deutsch” - немецкий язык: учебник для 2-4 классов общеобразовательной школы” (М.: Дрофа, 2010 г.)

Настоящая программа направлена на изучение немецкого языка в общеобразовательной школе-интернате, в которой немецкий язык изучался с 1 класса. В этом ее актуальность и новизна. Данная программа предусматривает тесную взаимосвязь с первым годом обучения немецкому языку в данной группе. На следующем этапе изучения немецкого языка, речь идет о дальнейшем развитии общих компетенций, а также о формировании обучающихся всех видов речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме.

Цели и задачи дополнительной образовательной программы:

• формирование минимального уровня владения немецким языком, позволяющего ученику осуществлять иноязычное общение в устной и письменной форме на элементарном уровне, т.е. в рамках сфер, ситуаций и тематики, предусмотренных программой по иностранному языку для начальной школы;

• личностное развитие учащихся средствами немецкого языка, связанное с развитием языковых способностей школьников, их психических, эмоциональных, творческих возможностей, фантазии, готовности к социальному взаимодействию, а так же формирование позитивного отношения к немецкому языку и культуре немецкоговорящих стран.

формирование практических умений и навыков в изучении немецкого языка;

• воспитание у учащихся чувства осознания себя как личности, принадлежащей к определенному языковому и культурному сообществу;

• развитие у детей интереса и любви к изучаемому предмету;

• приобщение обучающихся к языку и культуре другого народа;

• развитие психических, эмоциональных творческих качеств детей, их фантазии, способности к социальному взаимодействию (уметь играть, работать вместе, находить и устанавливать контакт с партнером).

Рабочая программа по учебному курсу конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение часов по разделам курса, последовательность изучения тем в соответствии с календарно-тематическим планированием и учетом возрастных особенностей детей. В реализации данной дополнительной образовательной программы участвуют учащиеся 2 класса, возраст обучающихся 8 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы с __ сентября 20__ г. по__ мая 20___г. Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю)

Для реализации данной программы используется УМК “Deutsch - Немецкий язык” Н.Д. Гальсковой, Н.И. Гез.

УМК состоит из учебника, рабочей тетради №1, 2, книги для учителя, CD диска, Москва, “Дрофа”, 2010 г.

УМК имеет гриф “Рекомендовано Министерством образования и науки РФ”.

Формы и режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю (четверг и пятница с 14.20 ч. по 15.05 ч.).

Формы организации занятий различны: индивидуальная, групповая, фронтальная, парная и коллективная.

Оценка деятельности обучающихся

В основе любой оценки детей этого возраста лежит общее положительное отношение к детям. Во всех случаях первая и основная форма оценки – похвала.

Система содержательных оценок (по Ш.А. Амонашвили):

• во всех случаях доброжелательное отношение к ученику как к личности;

• положительная оценка усилий ученика, направленных на решение задачи;

• конкретный анализ трудностей, возникших перед учеником, и допущенных им ошибок;

• конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат.

И так, такого рода оценка дается даже в том случае, когда результат работы ученика отрицателен.

Формы проверки знаний обучающихся:

• опрос;

• контроль умений и навыков;

тестирование;

• зачет /видео зачет.

Результаты фиксируются по следующим параметрам:

• усвоение знаний по базовым темам программы;

овладение умениями и навыками, предусмотренными программой;

• самостоятельность в решении простейших коммуникативно-познавательных задач в аудировании, говорении, чтении и письме;

• при оценке знаний, умений и навыков в устной речи, полученных учащимися за период обучения, учитывается его активность в общении, работоспособность и участие в ролевых играх;

• минимальный уровень владения иностранным языком.

Тестирование обучающихся в группе проводится в конце года.

2. Учебно-тематический план к курсу “Изучаем немецкий язык”

Название и содержание тем Кол-во занятий
1 1 тема: “Привет!” 17 занятий
  1А. “Как тебя зовут?” 5
  1 В. “Моя семья” 5
  1 С. “Мои друзья” 5
  Повторение 2
2 2 тема: “Дети живут по-разному” 17 занятий
  2 А. “Мой дом” 5
  2 В. “Наша квартира” 5
  2 С. “Моя комната” 6
  Повторение 1
3 3 тема: “Еда и напитки” 17 занятий
  3А. “Что ты любишь?” 5
  3 В. “Мы накрываем стол ” 5
  3 С. “Мы делаем фруктовый салат” 6
  Повторение 1
4 4 тема: “Мы идем гулять” 17 занятий
  4 А. “Детская одежда” 5
  4 В. “Мы играем во дворе” 5
  4 С. “На улице” 5
  Повторение 2
  Всего год: 68 занятий

 

Дата Наименование разделов и тем Кол-во занятий
    1 тема: “Привет!” 17 занятий
    1А. “Как тебя зовут?” 5
    1 В. “Моя семья” 5
    1 С. “Мои друзья” 5
    Повторение 2
    1А. “Как тебя зовут?” 5
04.09. 1. Работа над языком: “Как тебя зовут? Кто это” 1
05.09. 2. Введение букв Аа, Оо, Ii, Nn. Быстрые и медленные слова. 1
11.09 3. Введение букв Mm, Tt. Реплики “да”, “нет” 1
12.09 4. Чтение имен собственных. Вопрос сомненья. 1
18.09 5. Формулы приветствия: “Добрый день! (утро, вечер)” 1
    1 В. “Моя семья” 5
19.09 6. Местоимения мой/ твой. Работа над текстом песенки. 1
25.09 7. Введение букв Kk, Pp. Чтение имен собственных. 1
26.09 8. Введение букв Ee, Ll, буквосочетание (-ch). 1
02.10 9. Работа над языком. Слушание стихов. 1
03.10 10. Рассказ о своей семье. 1
    1С. “Мои друзья” 5
09.10 11. Устное введение лексики по теме. 1
10.10 12. Устная работа над текстом. 1
16.10 13. Введение букв Bb, Rr. Счет до пяти. 1
17.10 14. Работа над языком. Чтение коротких предложений. 1
23.10 15. Введение букв Dd, Uu, Ss. Ударные слоги. 1
24.10 1617 Повторение по теме “Привет!” Зачет. 2
    2 тема: “Дети живут по-разному” 17 занятий
    2А. “Мой дом” 5
    2В. “Наша квартира” 5
    2С. “Моя комната” 6
    Повторение 1
    2А. “Мой дом” 5
  18. Постепенное введение лексики по теме. Просмотр рисунков. 1
  19. Введение буквы Hh. Дифтонги ei, au, (ай, ой.). Ударение в слоге. 1
  20. Введение букв Gg,Vv. Звуки. Дифтонг ie. 1
  21. Устное изучение текста с опорой на рисунки. 1
  22. Закрепление лексики по подтеме: “Мой дом” 1
    2В. “Наша квартира” 5
  23. Введение и закрепление лексики с помощью рисунка. 1
  24. Введение букв Ww, Zz.Закрепление в словах. 1
  25. Введение буквы Ff в словах. Чтение коротких текстов. 1
  26. Дифтонг eu (ой) буквосочетание - sp (шп). 1
  27. Введение буквы -(эсцэт)-ss. Рассказ о своей квартире 1
    2С. “Моя комната” 6
  28. Лексика по теме. Счет до 20. 1
  29. Введение буквы Jj, буквосочетания -sch. (ш.) 1
  30. Мини-диалоги. Буквы а - умляут, у - умляут. Цвета. 1
  31. Буквосочетания st, qu. Вопрос где? Предлоги д.п. 1
  32. Закрепление пройденного материала. Чтение коротких текстов. 1
  33. Рассказ о своей комнате. Игра с кубиком. 1
  34. Повторение по теме: “Дети живут по-разному”. 1
    3 тема: “Еда и напитки” 17 занятий
    3А. “Что ты любишь?” 5
    3В. “Мы накрываем стол ” 5
    3С. “Мы делаем фруктовый салат” 6
    Повторение 1
  35. Введение и перевод новых слов. 1
  36. Буква о - умляут, буквосочетание - ck. Написание и чтение коротких текстов. 1
  37. Дифтонг - аu. Составляем микродиалоги. 1
  38. Письменные ответы на вопросы. 1
  39. Чтение и понимание содержания песни: “Пеку, пеку…” 1
    3В. “Мы накрываем стол ” 5
  40. Введение лексики по картинкам. Посуда. Столовые приборы. 1
  41. Составление диалога по образцу. Стихотворение наизусть. 1
  42. Буквосочетание- chs (кс), буквы – Cс, Xx. 1
  43. Закрепление формы и значения слов. 1
  44. Чтение текста, картинка по его содержанию. 1
    3С. “Мы делаем фруктовый салат” 6
  45. Лексика на тему: “Фрукты”. Игра в лото. 1
  46. Указательные местоимения. 1
  47. Введение буквы Yy.Написание новых слов, предложений. 1
  48. Чтение рецепта, соотношение частей текста с рисунком. 1
  49. Песенка алфавит. 1
  50. Закрепление новых слов. 1
  51. Повторение по теме: “Еда и напитки” 1
    4 тема: “Мы идем гулять” 17 занятий
    4А. “Детская одежда” 5
    4В. “Мы играем во дворе” 5
    4С. “На улице” 5
    Повторение 2
    4А. “Детская одежда” 5
  52. Лексика на тему: “Одежда” 1
  53. Речевые образцы: “Что носят девочки/мальчики?” 1
  54. Чтение вслух. Письменные ответы на вопросы по образцу 1
  55. Описание рисунков. Игра с кубиком. 1
  56. Песенка : “Моя шляпа …” (наизусть) 1
    4В. “Мы играем во дворе” 5
  57. Новые слова по теме. 1
  58. Сочетание подлежащего со сказуемым. 1
  59. Письменное составление вопросов и ответов. 1
  60. Заполнение пропусков в тексте. 1
  61. Составление и запись мини-диалогов на спортивную тему. 1
    4С. “На улице” 5
  62. Средства передвижения. Стихотворение. 1
  63. Работа с языком “Как пройти ..?” 1
  64. Составление мини-диалогов. 1
  65. Игра “Лабиринт”. 1
  66. Диктант. Запись предложений с новыми словами. 1
  67. Повторение ранее изученного материала. 1
  68. Тестирование. 1
    Всего год: 68 занятий

3. Содержание изучаемого курса

В содержание обучения немецкому языку в начальной школе входят:

- сферы общения, тематика, ситуация общения, тексты;

- языковой материал: фонетический, лексический и грамматический;

- коммуникативные умения;

- сведения о некоторых национально-культурных особенностях страны изучаемого языка (этикет, типичные ситуации повседневного общения) и др. Основными сферами общения детей являются игровая, бытовая, социально-бытовая и социокультурная.

Сферы общения Тема Лексический материал
Социально-бытовая, игровая 1. Привет!  Как тебя зовут? Моя семья. Мои друзья. 1. Названия: членов семьи, игрушек и игр, животных, отдельных предметов мебели и сервировки стола, отдельных блюд, напитков, одежды, детских игр.
Бытовая 2. “Дети живут по- разному”.

Мой дом. Наша квартира. Моя комната.

2. Названия отдельных действий.

3. Названия качеств выполнения действий.

4. Указание основных направлений действий (вверх, вниз).

5. Названия качества предметов.

6. Названия отдельных цветов.

Социокультурная, бытовая 3. “Еда и напитки”.

Что ты любишь?

Мы накрываем стол.

Мы делаем фруктовый салат.

4. “Мы идем гулять”.

7. Некоторые имена собственные.

8. Количественные числительные (от 1 до 20).

9. Названия столовых приборов.

10.Названия овощей фруктов.

11.Одежда..Средства передвижения.

По окончанию обучения немецкому языку обучающиеся должны уметь:

1. Отличать иностранную речь от родной:

- повторять и запоминать речевые цепочки разной протяженности (слова, предложения, рифмовки, стихи).

2. Понимать с опорой на наглядность, жесты, мимику, эмоции содержание небольших стихов, песен, рифмовок, сказок, рассказов, соответствующих интересам и возрасту уч-ся.

3. В условиях непосредственного общения:

- поприветствовать кого-либо и ответить на приветствие;

- попрощаться с кем-либо;

- представиться и представить кого-либо;

- ответить на вопросы, касающиеся какого-либо лица: имя, возраст, что умеет делать/любит делать, день рождения;

- ответить на вопросы о себе.

4. Сделать элементарное сообщение (на уровне 3-5 фраз) о себе, члене семьи, животном, своем доме.

5. Называть буквы алфавита:

- прочитать буквы, назвать по буквам свое имя;

- читать вслух и про себя знакомый текст с полным понимание содержания;

- узнавать разновидности текста;

6. Понимать с опорой на изобразительную наглядность содержание небольших, несложных текстов:

- найти что-либо на иллюстрации и показать;

- нарисовать рисунок;

- выбрать нужную иллюстрацию;

- разыграть пантомиму (изобразить героя, сцену).

7. Правильно писать и списывать:

- буквы и буквосочетания иностранного языка, небольшие предложения, соблюдая прописную графику;

- наиболее простые слова, усвоенные в устной речи.

4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала: (словесные методы) с демонстрацией визуального ряда на интерактивной доске. Практическую деятельность совместно с преподавателем, (являющейся основой, необходимой для закрепления информации) в виде создания стенгазет открыток, составление рисованных рассказов и диалогов по теме, подготовки и участия в общешкольных мероприятиях (концерты, песенки, стихи, рифмовки, считалочки и т.д.)

Учебно-методическое обеспечение курса

1. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений “Немецкий язык” / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: Дрофа, 2010 г.

2. Рабочая тетрадь к учебнику “Немецкий язык” 2 класс № 1, 2. Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез – М.: Дрофа, 2010.

3. Книга для учителя. Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: Дрофа, 2010.

4. Аудиокурс к учебнику “Deutsch - Немецкий язык” Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: Дрофа, 2010.

Учебно-материальная база.

  1. Кабинет.
  2. Столы, стулья.
  3. Компьютер, интерактивная доска.
  4. Демонстрационный материал (игры, игрушки, таблицы, рисунки, карточки и индивидуальные папки на каждого уч-ся).
  5. Магнитофон, СD диски, видео фильмы.