Тематическое занятие по принципам Карла Орфа с использованием самодельных инструментов, знакомых детям приемов творческого музицирования, ритмодекламации, ритмических жестов и фонопедических игр. На протяжении занятия дети имеют возможность весело и свободно участвовать в сотворчестве.
Подготовка к занятию состоит в создании в музыкальном зале четырех зон.
I зона – “зимняя полянка”. На журнальном столике установлена искусственная елка, разложены музыкальные инструменты (дудочки, деревянные ложки, дощечки-трещотки). Перед столом стоят стульчики по количеству детей.
II зона – “весенняя полянка”. На столе для каждого ребенка нужно положить “буль-бульки” (стаканчики с трубочками и водой), “камушки” и маленькое зеркальце.
III зона – “летняя полянка” с “озорными колпачками”.
IV зона – “осенняя полянка”. На столе осенние листья, “шуршики”, шумовые инструменты.
Цель: развитие музыкальных способностей детей в различных видах музыкальной деятельности, закрепление знаний о временах года.
Задачи.
1. Образовательные:
- продолжать учить воспринимать окружающую действительность с помощью музыкальных образов,
- упражнять детей в выразительной передаче звуковых образов.
2. Развивающие:
- способствовать формированию познавательного интереса детей средствами музыки и изобразительного искусства;
- стимулировать желание детей высказываться о музыке.
3. Воспитательные:
- обогащать эмоциональную сферу детей средствами музыки.
Методические приемы.
Наглядно-слуховые:
- внесение музыки в исполнении фортепиано, педагога.
Наглядно-зрительные:
- внесение картин природы через слайдовые презентации (применение ИКТ).
Словесные:
- художественное слово (загадка).
Практические:
- музыкально-дидактическая игра, пение, пластический этюд.
Приемы интерактивной деятельности детей: работа индивидуальная, в подгруппах.
Ход занятия
Дети заходят в музыкальный зал, здороваются (поют приветствие “Здравствуйте ручки”).
М. р.: Здравствуйте ребята! Как ваше настроение? (Ответы детей) Замечательно! Ребята, а вы знаете кто такие гномы? (Ответы детей) Правильно, это маленькие жители сказочной страны. К нам сегодня в гости заглянул мой друг – гномик Погуляй-ка. Давайте поздороваемся с ним? Здравствуй, гномик! А как вы думаете, почему его так зовут: Погуляй-ка? Предположительные ответы детей: Любит гулять.
М. р.: Верно, Погуляй-ка очень любит гулять. И вот гулял он как-то по лесу и нашел четыре шкатулки. Но в них таятся какие-то загадки, с которыми сам гномик не смог справится, поэтому он решил принести их в детский сад, чтобы мы ему помогли отгадать. Поможем моему другу? (ответ детей). Вот и хорошо. Итак, смотрим - посмотрим, что же за тайна в первой шкатулке.
(Подходим к первому столу, открываем шкатулку и достаем ноту синего цвета).
М.р.: Ребята, посмотрите! Вы знаете, что это?
Дети: Нотка.
М.р.: Это нота, значит, в шкатулке спряталась музыкальная загадка. Давайте послушаем.
Запись звуков зимы (вьюга).
М. р.: Что это за звуки? Может они вам что-то напомнили?
Предположительные ответы детей: ветер, вьюга.
М. р.: Посмотрите, здесь ещё и записка есть. Почитаем:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
О каком времени года говорится в этой загадке?
Предположительный ответ детей: Зима.
М. р.: Правильно, о зиме. А какой праздник мы встречаем зимой?
Предположительный ответ детей: Новый год.
М. р.: Давай споем для Погуляй-ки веселую зимнюю песню, согласны?
Дети: Да.
М. р.: А чтобы песня у нас получилась, нам с начала нужно подготовить свое горлышко к пению. Давай те встанем в круг и распоемся.
Упражнение “На море”, “Зоопарк”, валеологическая песенка – распевка “Трямди - песенка” (автор Арсеневская О. Н.), дыхательное упражнение “Ладошки” (по Стрельниковой А. Н.).
М. р.: Теперь мы готовы к пению.
Песня “Дружные ребята” (музыка Разореноав С., слова Найдёновой Н.)
М.р.: Молодцы, как хорошо и дружно вы спели, думаю, гномику тоже очень понравилось. Посмотрите, что ещё есть на нашей “зимней полянке”? Колокольчики, правильно. А что мы можем с ними делать?
Предположительный ответ детей: звенеть, изобразить падающие снежинки.
М. р.: Мы можем показать, как падают снежинки. С начала по одной, затем всё больше и больше, все быстрее и быстрее. А ещё мы можем показать звук бубенцов на лошадиной тройке. А для чего нам могут пригодиться деревянные ложки?
Предположительный ответ детей: на них можно играть.
М. р.: Например, чтобы изобразить цоканье лошади, которая везет сани. А сейчас, давайте каждый возьмет инструмент, который понравился, и мы попробуем показать, как падает снег и едут сани.
Инструментальная импровизация “Сани”.
М. р.: У нас получилась целая метель, сквозь которую летит тройка с бубенцами. Молодцы! Погуляй-ке очень понравилось наше выступление, но нам пора дальше. Посмотрим, что же в этой шкатулке.
Подходят к следующему “Весеннему столу” и открываю шкатулку, в которой нота зеленого цвета.
М. р.: Вновь музыкальная загадка. Давайте послушаем, что же это?
Запись звуков весны (журчание ручья).
М. р.: А вот и загадка:
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает? (Весной.)
М. р.: Правильно, это красавица весна. Вот послушайте рассказ про весну и попробуйте мне помочь звуками.
Пригрело весеннее солнышко. Давайте порадуемся теплому солнышку. (Все поднимают руки вверх и каждый поет свой звук)
- С пригорка побежал веселый ручеек. Подумайте, какими звуками можно показать журчание ручейка? (Дети болтают языком)
- До краев наполнил большую глубокую лужу. (Все на глиссандо опускаются голосом в нижний регистр)
- Перелился через край. (Делают голосом “волну”)
- И дальше побежал. (Булькают языком)
- Выбрались из-под коры жучки (жжж-жжж в низком регистре) и букашки (ззз-ззз в более высоком), расправили крылышки (крш, крш) и полетели кто куда (трр-трр-трр, шепотом).
- Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало (шур-шур, шур-шур).
- И вылез ежик. (Сопят носом)
- Лес наполнился птичьими голосами. (Подражают голосам птиц)
- Вот и пришла весна. (Все поднимают руки вверх и каждый поет свой звук)
М. р.: Хорошо. Молодцы. Скажите, чьи песенки прозвучали в этом рассказе?
Предположительный ответ детей: ручейка, солнышка, жучков, птиц.
М. р.: Скажите, а как ещё мы можем изобразить ручеек?
Предположительный ответ детей: звуками.
М. р.: Давайте посмотрим, что ещё есть на нашем “весеннем” столике. “Буль-бульки”! Это необычный музыкальный инструмент. Хотите попробовать на нем сыграть?
Дети: Да!
Каждый ребенок берет стаканчик и “булькает”.
М. р.: Вот какой замечательный ручеек у нас получился. Но нам пора дальше, какую же загадку таит эта шкатулка.
Открываю “летнюю шкатулку”. Достаю ноту красного цвета.
М. р.: Новая музыкальная загадка. Давайте послушаем.
Запись “звуков лета”.
М. р.: А вот и загадка:
Зеленеют луга,
В небе - радуга-дуга.
Солнцем озеро согрето:
Всех зовёт купаться ... (Лето)
М. р.: Конечно же, это лето. А вы любите лето?
Предположительный ответ детей: да.
М. р.: Летом мы много гуляем, играем. Я предлагаю вам поиграть в игру “Птичий концерт”.
“Птичий концерт”
Цель: развитие звуковысотного слуха.
Игровой материал: музыкальный инструмент для подыгрывания (деревянные ложки, фортепиано, колокольчики).
Ход игры
Дети учатся воспроизводить разные по высоте звуки: в диапазоне секунды, терции, квинты.
Дети сидят полукругом. Ведущий или воспитатель поет, а дети отвечают.
На березовой верхушке
Целый день поет кукушка:
Ку-ку, ку-ку, ку-ку!
А синица целый день
Поет громко:
Тень-тень, тень-тень!
Вторит дятел им:
Тук-тук-тук,
Долбя клювом старый сук.
Тук-тук-тук!
Игру можно выполнять по ролям: одни дети имитируют голосом кукушку, другие — синицу, третьи — дятла.
М. р.: Молодцы, получился настоящий птичий хор. А теперь, я хочу предложить вам поиграть в игру “Дуда”, согласны?
Игра “Дуда”, 2 раза.
М. р.: Нашему гномику очень понравилось играть с вами.
Подходим к последнему столу.
М.р.: У нас осталась последняя шкатулка, посмотрим. Ещё одна нота (желтого цвета). Послушаем. Что за звуки мы слышим?
Предположительный ответ детей: Шум дождя.
М.р.: А вот и загадка –
Пришла без красок
B без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
М. р.: Правильно, это осень. А что осенью бывает? Дожди, листья сыплются с деревьев. Посмотрите, что есть на нашем осеннем столе. Необычные инструменты, правда? Это шуршалочки. Давайте попробуем с их помощью изобразить звуки осени.
Инструментальная импровизация “Осень”.
М. р.: Как вы думаете, получилось шуршание листьев у нас?
Предположительный ответ детей: да.
М. р.: А сейчас, я предлагаю вам немного отдохнуть. Давайте возьмем листья, ляжем на ковер, закроем глаза и послушаем музыку. Вдруг налетел ветер, пошевелил листочки, поднял с земли и листочки полетели. Кружатся листья в воздухе, летают.
Пластический этюд “Осенние листья”.
М. р.: Молодцы, какой красивый листопад получился. Вот и закончилось наше путешествие по временам года. Погуляй-ка мне говорит, что очень благодарен за помощь.
Скажите, ребята, а какое сейчас время года?
Предположительный ответ детей: зима.
М. р.: Правильно, зима. А какими инструментами мы изображали звуки зимы?
Предположительный ответ детей: колокольчики, деревянные ложки.
М. р.: Закончится зима и какое время года наступит?
Предположительный ответ детей: весна.
М. р.: А какие инструменты мы использовали для весны?
Предположительный ответ детей: буль-бульки.
М. р.: После весны придет какое время года?
Предположительный ответ детей: лето.
М. р.: Вслед за жарким летом идет…?
Предположительный ответ детей: осень.
М. р.: А какие необычные инструменты вы увидели сегодня?
Предположительный ответ детей: буль-бульки, шуршалочки, колпачки.
М. р.: Что вам понравилось больше всего?
На этом наше занятие закончено, я благодарю вас за работу. Мы с гномиком Погуляйкой приготовили для вас сюрприз, но откроется он только в группе. До свидания, ребята!