Духовно-нравственное воспитание в сельской школе на примере кадетского движения

Разделы: Внеклассная работа


“Кадетом быть
А что же это значит?
А это значит Родину любить,
А это значит честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить!”.

Духовно-нравственное воспитание – это ориентация на высокие нравственные ценности. Исходя из этого, содержанием духовно-нравственного воспитания должно быть формирование чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, потребности в труде, гуманного отношения к окружающим, бережного отношения к природе, законопослушности, формирование социально одобряемых взглядов и отношений в семейной жизни, выработка коммуникативных навыков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании.

Особое место в общей системе формирования духовно-нравственной культуры школьника занимает сельская общеобразовательная школа, которая вынуждена брать на себя функции центра образования и воспитания молодежи, проживающей в окружающем школу социуме. Сельская школа является ведущим фактором нравственного воспитания подростков. Она обладает арсеналом средств, отсутствующих в городе, среди которых тесная органическая связь с природной средой, сохранившиеся традиции, обычаи, ритуалы в общественной и семейной жизни, духовное единение, забота о младших и людях старшего поколения, направленность на трудовую деятельность.

Вместе с тем современный сельский учитель сталкивается в своей работе с рядом трудностей. Главные среди них: отдаленность от современных очагов культуры, отсутствие необходимой материальной базы в школе, недостаточно высокий культурный уровень жизни современных сельчан, малая степень разнообразия досуговой деятельности, неразвитость системы внешкольных учреждений, ограниченность и замкнутость социума. Все эти особенности приводят к необходимости поиска форм, методов воспитания, согласованных с условиями сельской жизни в целях формирования нравственной устойчивости подростков.

На примере нашей школы я хочу рассказать о работе педагогического коллектива по духовно-нравственному становлению личности в сельской школе на примере организации кадетского движения. Педагогический коллектив стремится к формированию у обучающихся школы нравственных чувств (долга, веры, совести, ответственности, патриотизма, гражданственности); нравственного облика (милосердия, толерантности); нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви); нравственного поведения (готовности служению людям, своей Родине).

Решение этих вопросов стало более эффективным с появлением в школе кадетского движения, идея создания которого появилась в 2006 году. (Директор - Домрачев Владимир Александрович, преподаватель- организатор ОБЖ - Калинин Валентин Поликарпович)

Первый кадетский класс – это 12 юношей и 2 девушки, в основном, дети из семей военнослужащих, желающие в дальнейшем связать свою судьбу с профессией военного. Говоря словами классика, “не надобно другого образца, когда в глазах пример отца”.

Сегодня в школе функционируют 5 кадетских классов, в которых обучаются школьники 7-10 классов в количестве 78 человек.

Целью создания  кадетского движения является формирование у школьников высоких гражданских, патриотических и духовно-нравственных качеств, их готовности к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

1. Воспитание духовно-нравственного и физически здорового юношества.

2. Восстановление традиции служения Отечеству, способности и готовности защитить и отстоять интересы Родины.

3. Формирование уважения к законам, нравственным нормам общества и необходимости выполнения их в жизни.

4. Выработка устойчивости в преодолении трудностей, способности действовать в условиях, близких к экстремальным.

5. Воспитание доброты, милосердия, взаимоуважения, бережного отношения к окружающему миру.

6. Развитие инициативы, самостоятельности, коллективизма, смелости в принятии решений и настойчивости в их выполнении.

Учебный план кадетских классов формируется на основе Базисного  учебного плана государственного образовательного стандарта и дополнительного образования. Расширение кругозора и военная подготовка кадет ведется по следующим направлениям: духовно-нравственное и патриотическое; гражданско-правовое; физическое развитие и спортивно-оздоровительная работа, туристская деятельность.

Целью духовно-нравственного воспитания кадетов является формирование высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина-патриота, готового служить своему Отечеству, любить его и гордиться им.

Планирование работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся осуществляется по программе “Мы – кадеты”, которая предполагает активное участие родителей в подготовке и проведении праздников, экскурсий, социально-благотворительных акций, спортивных соревнований, дней экологической культуры и дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и иных совместных детско-родительских мероприятий.

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание направлено:

  • на уважение к народным традициям,
  • воспитание любви и преданности своему Отечеству,
  • почитания национальных святынь и символов,
  • уважение к семье и осознание ценности человеческой жизни.

Создана кадетская символика: устав кадетского класса, кодекс чести кадета, есть кадетское знамя, единая форма.

Основными отличительными особенностями кадетского класса являются:

-          форма одежды;

-          символы;

-          специфический уклад жизни (ежедневные утренние осмотры, проведение утренней поверки, ношение особой формы одежды);

-          использование ритуалов общения, принятых в военной среде;

-          усиленное занятие спортом, строевые тренировки;

-          наличие специализированного кабинета профессиональной военной подготовки;

-          реализация дополнительных образовательных программ, имеющих целью военную подготовку;

Кадеты имеют свои славные традиционные школьные праздники: “Посвящение в кадеты”, смотр строя и песни, рыцарский турнир, военно-спортивная игра “Зарница”, месячник “Служу Отечеству”. В течение года встречаются с ветеранами ВОВ, воинами-афганцами, участниками военных действий в Чечне, несут вахту памяти у Вечного огня, являются участниками Парада 9 мая, военно-патриотической акции “Призывник”, “Кадет 21 века”.

Одно из ярких мероприятий - “Посвящение в кадеты” Накануне этого знаменательного события кандидаты в кадеты учат присягу, проходят подготовку к посвящению, которая включает в себя изучение истории кадетского движения, историю кадетского корпуса, строевую подготовку, занимаются хореографией. Церемония посвящения в кадеты – это красивый, запоминающийся и волнительный ритуал, как для самих кадет, так и для родителей и учителей. Обычно на таких мероприятиях присутствуют почетные гости, телевидение.

Конечно же, особый момент в жизни кадетов - участие в военных парадах в честь Дня Победы. Ребята расценивают это как оказание им высокого доверия, как эстафету, которую они принимают от старшего поколения. Чеканя шаг, проходят они мимо ветеранов.

Система дополнительного образования для кадетских классов представлена кружковой деятельностью. В разные годы это были разные кружки: парашютный. хореографическая студия, туризм, секции “ Регби”, “Футбол”, “Баскетбол”.

Три года назад организован клуб “Будущий воин”, в котором изучается начальная военная подготовка как обязательная дисциплина, история русской армии и кадетских корпусов, история Отечества, Уставы, проводятся занятия по огневой подготовке, организованы соревнования по пулевой стрельбе.

Работая целенаправленно восьмой год по духовно-нравственному воспитанию кадетов, мы получили определенные результаты:

1. Сформированы нравственные нормы, и определилось положительное отношение к ним. В поведении кадета проявляется ответственность, чуткость, принципиальность, справедливость. Свободное время кадет проводит разумно, занимаясь трудовой, художественной, спортивной деятельностью, много читает, помогает родителям.

2. Каждый кадет в школе находит свой путь в школьном дополнительном образовании, имеет индивидуальный план занятости во внеурочной деятельности.

3. Выпускники кадетских классов с честью и достоинством несут воинскую службу в рядах Вооруженных сил России. Многие из них связали свою жизнь с армией навсегда.

Литература

1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя/Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. - М.: Просвещение, 1997 г.

2. Азбука нравственного взросления: методическое пособие, Питер, 2006. — 304 с., Авторы: Петрова В.И., Трофимова Н. М., Хомякова И. С., Стульник Т.Д.

3.. Кузнецова М. Вечные ценности // ИД "Первое сентября" Здоровье детей. - 2009. - № 1. - С.34-37.

4. Кузьмина Н. Уроки, воспитывающие честь и совесть // Воспитание школьников. - 2009. - № 1. - С.7-13.

5. Романова Е.Г. Правовые и социально-педагогические аспекты духовно-нравственного воспитания и просвещения школьников // Воспитание школьников. - 2010. - № 6. - С. 21-28.

6. Селиванова О. Формирование ценностных ориентаций обучающихся // Воспитание школьников. - 2008. - № 10. - С. 21-23.

7. Семыкина Е. Н. Гражданско-нравственное становление школьников в процессе воспитания // Воспитание школьников. - 2011. - № 5. - С. 21-25.

8. Тюляева Т. И. Духовно-нравственные и социальные ориентиры в образовании: приоритет, возможности, поиски // Методист. - 2010. - № 7. - С. 7-12.

9. Якунина И.В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 1. С. 19-21.

10. Янушкявичене О. Методические приемы духовно – нравственного воспитания подростков // Народное образование. - 2009. - № 1. - С. 221-226.