Класс (группа): 7 класс.
Технологии.
1. Здоровьесберегающие технологии.
2. Технология оценочной деятельности.
3. Технология учебной деловой игры.
Аннотация: учебник. География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В. Душина, В.А.Щенев, журнал География №12 (948), 2014 г., урок проводится согласно программе по географии 7 класса в рамках темы “Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды”. Урок обобщения, предлагается работа в группах, используются методы создания проблемной ситуации, работа с текстом учебника. Формируются УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные.
Цель: создать условия для осознания и осмысления учебной информации средствами технологии проблемного обучения.
Задачи урока:
- развивать умения объяснять особенности природы материка, анализируя и сопоставляя карты атласа;
- развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся; создать условия для реальной самооценки учащихся;
- воспитывать географическую культуру учащихся.
Оборудование: настенные карты – “Физическая карта Антарктиды”, атлас школьника, видеофильм “Экспедиция в Антарктиду”, “Русская Антарктида”, интерактивное наглядное пособие Антарктида, мультимедиа проектор.
Ход урока
1. Оргмомент. Подготовка к основному этапу урока. Сегодняшний урок я хочу начать со слов Ричарда Бэрда, американского полярного исследователя: презентация, слайд
“На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловещая и прекрасная, она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит в переливах гало Луны и Солнца, и ее горизонты окрашены розовыми, золотыми, зелеными и голубыми тонами пастели. Такова Антарктида…материк, который по площади почти равен Южной Америке… и внутренние области которого нам известны фактически меньше, чем освещенная сторона Луны”.
Учитель включает видеофрагмент “Русская Антарктида 21 в.”. (0:15 -1: 34)
Слайд 4. Цифровой диктант “на слух” - ответить на вопросы письменно (да - 1, нет – 0).
“Я утверждаю, что…”
- Антарктида – единственный материк Земли, который располагается вокруг Южного полюса. (1)
- Антарктида – самый жаркий материк на планете. (0)
- Антарктида имеет лишь одну крайнюю северную точку – мыс Сифре. (1)
- Антарктида отделена от Южной Америки Магеллановым проливом. (0)
- Первыми достигли берегов Антарктиды русские мореплаватели. (1)
- На Южном полюсе находится научная станция США “Амундсен – Скотт”. (1)
- Территория материка принадлежит семи государствам мира. (0)
- Первой Южного полюса достигла экспедиция Роберта Скотта. (0)
Проверка. Слайд 5 Учитель демонстрирует на доске правильный ответ. Показывает критерии оценки, ученики выставляют себе оценки сами. Учитель просит поднять руку, кто правильно ответил на 1-й вопрос, 2-й и т.д.
Многие полярники посвятили свою жизнь исследованию природы Антарктиды, благодаря стараниям этих людей, их долгому и кропотливому труду, мы знаем ответы на многие вопросы, которые еще 40-50 лет назад казались научной фантастикой. Сегодня и мы с Вами попробуем отгадать некоторые загадки Антарктиды, но для этого нам нужно вооружить знаниями.
Учитель. Предлагаю вам, ребята, сформулировать для себя цель урока, отвечая на вопрос: чему сегодня на уроке я могу научиться? (Дети формулируют цель, записывают ее в тетрадь).
Учитель. Откройте, ребята, атлас на стр.50,
Ребята читают предложенный текст Д.Заяц. Антарктика. География №12 (948), с.24 www.geo.1sept.ru - 4 минуты.
Слайд 6
Ребята, давайте ответим на следующие вопросы:
1) Что вам известно из прочитанного об Антарктиде?
2) Найдите в тексте, что означает Антарктика?
Антарктида – самое холодное место на Земле, а также самое ветреное. Самая низкая зарегистрированная температура составляет минус 89 градусов Цельсия в 1983-м, в то время как в самый тёплый день лета она достигала около 15 градусов у побережья.
3) Какие интересные факты об Антарктиде вы узнали?
(Высота массива Винсон 4890 м, крайняя точка северная – Прайм Хед, максимальная температура в 2010 -93,2 ° С НАСА)
Слайд 7. На картах Г.Меркатора (конец 16 века) удивительным образом обозначена Антарктида, что остается загадкой для ученых.
Возвращаемся к проблемному вопросу.
– Предложите свой вариант проблемного вопроса к уроку (ребята, прочитайте ваши цели урока!!!).
2. Физкульминутка. Слайд 9
Вместе с ребятами, используя наводящие вопросы, сформулировали проблемный вопрос.
Слайд 10. В чём причины особенностей природы Антарктиды?
Класс поделен на 4 группы:
Первая группа – географы-картографы.
Вторая группа – геологи.
Третья группа – климатологи.
Четвёртая группа – биогеографы.
Первая группа – географы-картографы
- Определите координаты крайних точек мыс _________. Определите особенности береговой линии Антарктиды.
- Выполните задание:
- Рассчитайте протяжённость с севера на юг и запада на восток.
- Сравните географическое положение и площадь Антарктиды с географическим положением и площадью других, уже изученных материков.
подпишите на контурной карте все объекты, характеризующие географическое положение этого материка.
Вторая группа – геологи
- Используя текст учебника и план описания рельефа (1–5-й пункты), с. 312, определите, какими контрастами характеризуется поверхность материка
- Используя рисунки, дополнительный текст и текст учебника, расскажите о подлёдном рельефе Антарктиды. По каким признакам современные исследователи разделяют материк на Западную и Восточную Антарктиду?
- Известный полярный исследователь Антарктиды Евгений Иванович Толстиков писал, что Антарктида похожа на “перевёрнутую тарелку”. Почему возникло такое сравнение?
- Известно, что лёд Антарктиды медленно перемещается от центра ледяного купола к его краям. Каковы следствия этого постоянного движения льда?
Третья группа – климатологи
Четвёртая группа – биогеографы
Рефлексия |
Как я работал(а)? Где допустил(а)
ошибки? Со всеми заданиями – справился(ась) сам(а) – 9–10 б.____________________ Как работала команда? – Дружно, совместно, разбирали задания – 9–10 б.______ – Не все активно участвовали в обсуждении – 7–8 б._____ – Работа была неинтересная, много ошибок – 4–6 б._____ |
Задание на 2 минуты. Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале. Сформулируйте Ваше мнение об уроке, ваши пожелания, что понравилось? ______________ |
Обмен мнениями по проделанной работе.
Какое влияние оказывает Антарктида на природу Земли?
Ученики: зачитывают цели, зафиксированные в тетради, определяют уровень и способы их достижения. Делают выводы о результативности урока.
Учитель. Мы совершили интересное путешествие по Антарктиде, побывали в самых разных ее уголках. Познакомились с климатом, рельефом, природными комплексами материка. Все это позволило составить образ Антарктиды, который, я надеюсь, останется в вашей памяти надолго.