1. Предпосылки урока.
Учащиеся должны знать/уметь:
- понятие внешний эффект, могут привести примеры положительных и отрицательных внешних эффектов;
- умеют приводить примеры конфликтных взаимоотношений экономики и экологии;
- понятие и принципы устойчивого развития;
- принципы и инструменты государственной политики защиты окружающей среды;
- уметь работать в группе, иметь навык публичного выступления.
2. Учебные цели.
- Умение на основе конкретных примеров обсуждать роль государства в создании и решении экологических проблем.
- Умение анализировать связи между целями и принципами государственной политики защиты окружающей среды и применяемыми для их достижения правовыми, экономическими и неформальными инструментами.
- Умение принимать решения по экологически грамотному поведению, предлагать меры по решению экологических проблем для обеспечения устойчивого развития.
- Закрепление и обобщение знаний, полученных в процессе изучения всех тем модуля.
- Формирование активной позиции по вопросам взаимосвязи природы, общества и экономики к решению задач по охране окружающей среды.
- Развитие умения анализировать и систематизировать информацию, выделять существенную и несущественную, прогнозировать последствия.
- Развитие коммуникативных навыков: способность к сотрудничеству, умение вести дискуссию, убеждать окружающих, слушать других, умения логично выстраивать ответ.
Планирование занятия
№ п/п |
Этапы | Средство | Социальная форма | Время/мин. |
1 | Введение | 4 | ||
1.1 | На основе реальной ситуации учитель показывает необходимость решать экологические проблемы каждому субъекту экономики. | Презентация | Учитель | 4 |
2 | Информационная фаза | 6 | ||
2.1 | Упражнение “Модерация” - дать возможность учащимся самостоятельно сформулировать предложения по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития | Инд. работа | 2 | |
2.2 | Структурирование информации | Ученики | 4 | |
3 | Выполнение проекта | 32 | ||
3.1 | Деление на группы. Инструктаж. Учащиеся занимают места в группах. Выполнение проекта по выбранной теме. |
РЛ 1 РЛ 2 |
Работа в группах | 12 |
3.2 | Защита проектов. Взаимооценка. Оценка учителя. |
РЛ 3 | Работа в группах | 20 |
4 | Подведение итогов | 3 | ||
4.1 | Подсчет баллов. Рефлексия. Домашнее задание: написать эссе по темам разработанных проектов. |
Ученики, учитель | 3 |
Примечание: РЛ – рабочий лист
Ход урока
1. Введение.
(Приложение 1. Презентация)
Слайд 1. Сегодня у нас заключительный урок-практикум “Будущее зависит от нас” по модулю “Основы теории устойчивого развития”.
На уроке вам предстоит выполнить групповые проекты и защитить их.
Эпиграф урока:
Если каждый человек
на кусочке своей земли
сделал бы всё, что он может,
как прекрасна была бы земля наша.А.П. Чехов
Слайд 2. Мы знаем, что человек и природная среда представляют единый природный комплекс – экосистему и тесно связаны между собой. Расширяющаяся экономическая деятельность человека всё чаще нарушает очистительные функции окружающей среды, приводит к истощению природных ресурсов, накоплению отходов и вредных веществ. Нарушение экологического равновесия в результате хозяйственной деятельности человека создаёт угрозу существованию экосистемы.
Слайд 3. К сожалению, наш город Дзержинск входит в десятку наиболее неблагополучных с экологической точки зрения территорий Российской Федерации.
Слайды 4-5. Рядом с Дзержинском расположены крупные химические предприятия — “Завод им. Я. М. Свердлова”, “Сибур-Нефтехим”, Дзержинское Оргстекло”, “Пластик”, “Авиабор”, “Акрилат”, “Синтез”, “Корунд”.
Слайд 6. В окрестностях города с населением в четверть миллиона человек находится крупнейший по площади в Европе полигон твердых бытовых отходов "Игумновский", куда ежегодно доставляется около 4 миллионов кубометров мусора.
У нас одна Земля, а мы ведём себя так, как будто у нас их три!
Слайд 7. 9 июня 2011 года в г. Дзержинске было проведено заседание Президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросу “О мерах по обеспечению экологической безопасности при реализации крупных инфраструктурных проектов и ликвидации накопленного экологического ущерба”.
Слайд 8. По итогам заседания Правительства был разработан Проект государственной программы "Охрана окружающей среды" на 2012-2020 годы.
Слайд 9. В рамках программы будут реализованы приоритетные проекты по ликвидации накопленного ущерба: по ликвидации несанкционированной свалки промышленных отходов "Черная дыра" и шламонакопителя "Белое море" в городе Дзержинск.
Слайд 10.
Слайд 11. Государство принимает меры по защите окружающей среды. В России ведется разработка программы устойчивого развития, главной идеей которой является ответственность государства и гражданского общества за окружающую среду. Вместе с мерами государственной природоохранной политики и производители, и мы, потребители должны принимать участие в решении экологических проблем.
Слайд 12. Ребята, а какие экологические проблемы нашего города волнуют вас?
Учащиеся высказываются. Мы услышали разные проблемы, которые требуют решения.
2. Информационная фаза.
Упражнение “Модерация”
Предложите меры по сохранению окружающей среды и обеспечению устойчивого развития. Напишите свои предложения на стикерах (листочках), озвучьте своё предложение и прикрепите к доске к соответствующему заголовку:
1. Переработка отходов
2. Сбережение природных ресурсов
3. Экологическое воспитание населения
4. Безотходные технологии.
Комментарии учителя по предложениям учащихся.
3. Выполнение проекта.
На доске обозначены темы проектов, над которыми вы будете работать. Разделимся на 4 группы.
(Рассчитываю учащихся на 1, 2, 3, 4. На столах установлены номера: первый, второй , третий, четвертый. Прошу учащихся занять место за столом согласно полученному номеру).
Прошу представителей от групп выбрать тему проекта.
Время на выполнение проекта - 10 минут.
Вам необходимо выполнить следующие этапы работы:
- Сформулируйте проблему.
- Определите цель проекта на основе проблемы.
- Разработайте и предложите несколько мер по достижению цели.
- Оформите свои предложения в виде текста, рисунка, схемы, сценки и др.
- Подготовьте 3-х минутное выступление с презентацией результатов проекта.
- Оцените выступление других групп. Прокомментируйте вашу оценку.
На рабочих столах находится инструктаж по выполнению проекта РЛ 1 (Приложение 2).
Результат работы группы представить на РЛ 2 (Приложение 3).
Оценить выступление других групп по критериям, разработанным на РЛ 3 (Приложение 4).
Прошу группы приступить к работе.
Защита проектов (Приложение 5).
Время выступления 3 минуты.
Прошу оценить предлагаемые проекты и прокомментировать свои оценки.
Оценка проектов учителем и комментарии.
4. Подведение итогов.
Подсчет баллов. Награждение победителей.
Рефлексия.
У кого самый оригинальный проект?
У кого самый наглядный проект?
У кого реальный в исполнении проект?
Наступил 2020 год. Проблемы сбора, переработки и утилизации мусора в регионе полностью решены. Законодательные органы власти приняли федеральные и региональные законы об обращении с отходами и разработали механизмы контроля за их исполнением.
Площадь старого полигона “Игумново” была расчищена, мусор вывезен и переработан.
Материалы, полученные при переработке твердых бытовых отходов, нашли свое применение в других областях производства и строительства.
Технологию разработали _________________.
На освободившейся территории был построен современный завод по переработке бытовых отходов. В строительстве принимали участие __________________ .
Территории полигона химических отходов и шламоотстойника обезврежены и очищены. На их месте ________________ организовали горожан и посадили деревья.
На месте старого химического завода построен современный завод, использующий замкнутые циклы переработки отходов. Директор завода _____________________ .
В школах введена система экологического воспитания. Уроки по основам экологической грамотности ведет ________________.
___________________ построили для своих семей экологически чистые дома.
Построен первый “умный” энергосберегающий дом. Архитектор _________________ . Все вы стали экологически грамотными потребителями.
(На свободных местах записать фамилии и имена учащихся, выполнявших соответствующий проект)
Ребята, на уроке вы разработали и предложили практические проекты, способствующие сохранению и защите окружающей среды. Это ваш небольшой вклад в общее дело защиты окружающей среды.
Домашнее задание: написать эссе по темам разработанных проектов.