Учебный проект по математике по теме «Бесподобное подобие». 8-й класс

Разделы: Математика

Класс: 8


Возможность для приобщения школьников к учебной деятельности творческого характера предоставляют математические задачи, а также метод проектов, призванный развивать любознательность, ответственность, умение работать с информацией, умение работать коллективно - в группе и т.д.

Данный проект предлагается выполнить учащимся 8 класса. Проект разработан в рамках темы “Подобные фигуры”, на которую отводится 19 часов учебного времени. Учебный проект по данной теме с большим интересом воспринимается учениками и позволяет создать условия, при которых ученики, с одной стороны могут самостоятельно осваивать новые знания и способы действия, а с другой - применять на практике ранее приобретенные знания и умения. При этом основной упор делается на творческое развитие личности.

Учащиеся выполняют работу в группах, в процессе итогового обсуждения результаты каждой группы становятся достоянием всех остальных.

Проект подготовлен во внеурочное время учащимися 8 класса.

Проект включает в себя информационную и исследовательскую часть.

На основе изучения источников учащиеся:

  • познают возможность использования признаков подобия треугольников в жизни;
  • систематизируют знания о подобных фигурах.
  • расширяют свой кругозор знаний;
  • изучают значение данной темы на уроках геометрии.

Самостоятельные исследования учащихся, а также приобретённые практические знания, умения и навыки учат видеть важность данного теоретического материала при применении его на практике.

Дидактические задания помогут проконтролировать степень усвоения учебного материала.

Методическое представление

  1. Введение.
  2. Методический паспорт учебного проекта.
  3. Этапы реализации проекта
  4. Осуществление проекта.
  5. Выводы.
  6. Работы учащихся в рамках учебного проекта.

1. Введение

“Проект – это совокупность определенных действий, документов, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся; умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления”. (Е.С.Полат).

Педагог в этой ситуации не только активный участник образовательного процесса: он не столько учит, сколько понимает и чувствует, как ребенок учится сам.

Учитель помогает ученикам в поиске источников; сам является источником информации; координирует весь процесс; поддерживает непрерывную связь с детьми. Организует представление результатов работы в различных формах.

Анализируя учебный проект, педагог мысленно представляет себе реакцию детей, обдумывает форму предложения рассмотреть проблему, найти решение задачи проекта, окунуться в ситуацию сюжета.

Проект – это результат скоординированных совместных действий группы или нескольких групп учащихся.

2. Паспорт проекта

Название проекта: Бесподобное подобие

Тема проекта: Подобные фигуры.

Вид проекта: учебный.

Типология проекта: практико-ориентированный, индивидуально- групповой.

Предметные области: математика.

Гипотеза: Если человек знает признаки подобия треугольников, возникнет ли необходимость их применять в жизни?

Проблемные вопросы:

1. Где можно применить подобие треугольников в измерении?

2. Почему для иллюстрации или объяснения некоторых объектов или явлений люди делают макеты?

3. Почему из маленького негатива получается большая качественная фотография?

4. Как достичь то, что кажется недостижимым?

5. Почему в мире существует подобие?

7. Важно ли в жизни изучать признаки подобия треугольников?

Цель проекта: углубить и расширить знания по теме “Подобные фигуры”.

Методические задачи проекта:

  • изучить признаки подобия треугольников;
  • оценить важность темы “Подобие”
  • развивать умение применять теоретический материал при решении практических задач;
  • закрепить полученные теоретические знания на практике;
  • развить интерес к науке и технике, через поиск примеров применения данной темы в жизни;
  • расширить математический кругозор и изучить новые подходы к решению задач;
  • приобрести навыки исследовательской работы.

Участники проекта: учащиеся 8 класса. Время работы над проектом: февраль–март 2014 года.

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: учебная и учебно-методическая литература, дополнительная литература, компьютер с доступом в Интернет.

3. Этапы реализации проекта

1 этап – погружение в проект (актуализация знаний; формулировка тем; формирование групп) (неделя);

2 этап – организация деятельности (сбор информации; обсуждение в группе) (неделя);

3 этап – осуществление деятельности (исследование; выводы (месяц);

4 этап – представление проектного продукта (2 недели).

4. Осуществление проекта

1-й этап: Погружение в проект (подготовительный этап)

Выбрав темы своего исследования, учащиеся разделились на группы, определили задачи и спланировали свою деятельность.

Образовалось 5 проектных групп по 5 человек.

Были выбраны следующие темы будущих проектов:

1. Из истории подобия.

2. Подобие в задачах на ГИА.(Реальная математика)

Подобие в нашей жизни:

3. Определение высоты предмета.

4. Подобие в природе.

5. Поможет ли подобие треугольников людям различных профессий?

Роль учителя – направляющая на основе мотивации.

2-й этап: поисковый и исследовательский:

Учащиеся изучали дополнительную литературу, собирали информацию по своей теме, распределили обязанностей в каждой группе (в зависимости от выбранной индивидуальной темы исследования); делали нужные приборы для исследования, проводили исследования, готовили наглядное представление своих исследований.

Роль учителя – наблюдательная, консультирующая, учащиеся в основном работали самостоятельно.

3-й этап: результаты и выводы:

Учащиеся анализировали найденную информацию, формулировали выводы. Оформляли результаты, шла подготовка материалов для защиты проекта, создания презентаций

4-й этап: презентация и защита проекта:

Проведение конференции, учащиеся публично, наглядно представляют результат своей проектной деятельности в виде мультимедийной презентации.

Роль учителя – сотрудничество.

5. Общие выводы. Заключение

Осуществление данного учебного проекта позволило учащимся развить свои навыки работы не только с дополнительными источниками по математике, но и с компьютером, сформировать навыки работы в сети Интернет, а также коммуникативные способности учащихся.

Участие в осуществлении проекта позволило углубить знания по применению математики в различных областях, а также закрепить знания по указанной теме. Следует отметить, что полученные в ходе осуществления проекта знания извлекаются с конкретной целью и являются объектом заинтересованности ученика. Это способствует их глубокому усвоению.

В целом работа по проекту прошла успешно, в ней приняли участие практически все ученики 8 класса. Каждый был вовлечен в мыслительную деятельность по данной проблематике, приобрел новые знания путем самостоятельной работы. На защите своего проекта выступал каждый участник группы. На заключительном этапе были апробированы практические приемы работы, проведен самоанализ в виде презентации.

Проектная деятельность учащихся способствует истинному обучению, т.к. она:

  1. Личностно ориентирована.
  2. Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере её выполнения.
  3. Позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах.
  4. Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела.
  5. Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

Эти ценные моменты, которые дает участие в проектах, необходимо шире использовать в практике развития интеллектуальных и творческих способностей школьников. Таким образом, использование метода учебных проектов в педагогической работе определяется необходимостью формирования личности 21 века, личности новой эпохи, когда определяющими факторами развития общества будут интеллект человека и информация.

Презентация

Приложение