Возможность для приобщения школьников к учебной деятельности творческого характера предоставляют математические задачи, а также метод проектов, призванный развивать любознательность, ответственность, умение работать с информацией, умение работать коллективно - в группе и т.д.
Данный проект предлагается выполнить учащимся 8 класса. Проект разработан в рамках темы “Подобные фигуры”, на которую отводится 19 часов учебного времени. Учебный проект по данной теме с большим интересом воспринимается учениками и позволяет создать условия, при которых ученики, с одной стороны могут самостоятельно осваивать новые знания и способы действия, а с другой - применять на практике ранее приобретенные знания и умения. При этом основной упор делается на творческое развитие личности.
Учащиеся выполняют работу в группах, в процессе итогового обсуждения результаты каждой группы становятся достоянием всех остальных.
Проект подготовлен во внеурочное время учащимися 8 класса.
Проект включает в себя информационную и исследовательскую часть.
На основе изучения источников учащиеся:
- познают возможность использования признаков подобия треугольников в жизни;
- систематизируют знания о подобных фигурах.
- расширяют свой кругозор знаний;
- изучают значение данной темы на уроках геометрии.
Самостоятельные исследования учащихся, а также приобретённые практические знания, умения и навыки учат видеть важность данного теоретического материала при применении его на практике.
Дидактические задания помогут проконтролировать степень усвоения учебного материала.
Методическое представление
- Введение.
- Методический паспорт учебного проекта.
- Этапы реализации проекта
- Осуществление проекта.
- Выводы.
- Работы учащихся в рамках учебного проекта.
1. Введение
“Проект – это совокупность определенных действий, документов, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся; умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления”. (Е.С.Полат).
Педагог в этой ситуации не только активный участник образовательного процесса: он не столько учит, сколько понимает и чувствует, как ребенок учится сам.
Учитель помогает ученикам в поиске источников; сам является источником информации; координирует весь процесс; поддерживает непрерывную связь с детьми. Организует представление результатов работы в различных формах.
Анализируя учебный проект, педагог мысленно представляет себе реакцию детей, обдумывает форму предложения рассмотреть проблему, найти решение задачи проекта, окунуться в ситуацию сюжета.
Проект – это результат скоординированных совместных действий группы или нескольких групп учащихся.
2. Паспорт проекта
Название проекта: Бесподобное подобие
Тема проекта: Подобные фигуры.
Вид проекта: учебный.
Типология проекта: практико-ориентированный, индивидуально- групповой.
Предметные области: математика.
Гипотеза: Если человек знает признаки подобия треугольников, возникнет ли необходимость их применять в жизни?
Проблемные вопросы:
1. Где можно применить подобие треугольников в измерении?
2. Почему для иллюстрации или объяснения некоторых объектов или явлений люди делают макеты?
3. Почему из маленького негатива получается большая качественная фотография?
4. Как достичь то, что кажется недостижимым?
5. Почему в мире существует подобие?
7. Важно ли в жизни изучать признаки подобия треугольников?
Цель проекта: углубить и расширить знания по теме “Подобные фигуры”.
Методические задачи проекта:
- изучить признаки подобия треугольников;
- оценить важность темы “Подобие”
- развивать умение применять теоретический материал при решении практических задач;
- закрепить полученные теоретические знания на практике;
- развить интерес к науке и технике, через поиск примеров применения данной темы в жизни;
- расширить математический кругозор и изучить новые подходы к решению задач;
- приобрести навыки исследовательской работы.
Участники проекта: учащиеся 8 класса. Время работы над проектом: февраль–март 2014 года.
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: учебная и учебно-методическая литература, дополнительная литература, компьютер с доступом в Интернет.
3. Этапы реализации проекта
1 этап – погружение в проект (актуализация знаний; формулировка тем; формирование групп) (неделя);
2 этап – организация деятельности (сбор информации; обсуждение в группе) (неделя);
3 этап – осуществление деятельности (исследование; выводы (месяц);
4 этап – представление проектного продукта (2 недели).
4. Осуществление проекта
1-й этап: Погружение в проект (подготовительный этап)
Выбрав темы своего исследования, учащиеся разделились на группы, определили задачи и спланировали свою деятельность.
Образовалось 5 проектных групп по 5 человек.
Были выбраны следующие темы будущих проектов:
1. Из истории подобия.
2. Подобие в задачах на ГИА.(Реальная математика)
Подобие в нашей жизни:
3. Определение высоты предмета.
4. Подобие в природе.
5. Поможет ли подобие треугольников людям различных профессий?
Роль учителя – направляющая на основе мотивации.
2-й этап: поисковый и исследовательский:
Учащиеся изучали дополнительную литературу, собирали информацию по своей теме, распределили обязанностей в каждой группе (в зависимости от выбранной индивидуальной темы исследования); делали нужные приборы для исследования, проводили исследования, готовили наглядное представление своих исследований.
Роль учителя – наблюдательная, консультирующая, учащиеся в основном работали самостоятельно.
3-й этап: результаты и выводы:
Учащиеся анализировали найденную информацию, формулировали выводы. Оформляли результаты, шла подготовка материалов для защиты проекта, создания презентаций
4-й этап: презентация и защита проекта:
Проведение конференции, учащиеся публично, наглядно представляют результат своей проектной деятельности в виде мультимедийной презентации.
Роль учителя – сотрудничество.
5. Общие выводы. Заключение
Осуществление данного учебного проекта позволило учащимся развить свои навыки работы не только с дополнительными источниками по математике, но и с компьютером, сформировать навыки работы в сети Интернет, а также коммуникативные способности учащихся.
Участие в осуществлении проекта позволило углубить знания по применению математики в различных областях, а также закрепить знания по указанной теме. Следует отметить, что полученные в ходе осуществления проекта знания извлекаются с конкретной целью и являются объектом заинтересованности ученика. Это способствует их глубокому усвоению.
В целом работа по проекту прошла успешно, в ней приняли участие практически все ученики 8 класса. Каждый был вовлечен в мыслительную деятельность по данной проблематике, приобрел новые знания путем самостоятельной работы. На защите своего проекта выступал каждый участник группы. На заключительном этапе были апробированы практические приемы работы, проведен самоанализ в виде презентации.
Проектная деятельность учащихся способствует истинному обучению, т.к. она:
- Личностно ориентирована.
- Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере её выполнения.
- Позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах.
- Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела.
- Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Эти ценные моменты, которые дает участие в проектах, необходимо шире использовать в практике развития интеллектуальных и творческих способностей школьников. Таким образом, использование метода учебных проектов в педагогической работе определяется необходимостью формирования личности 21 века, личности новой эпохи, когда определяющими факторами развития общества будут интеллект человека и информация.