Цель: познакомить учащихся со звуками [н] [н’] и буквой Н, н.
Личностные результаты: положительное отношение к учению; развитие навыков коллективной работы, развитие мотивов и смыслов учебно-познавательной деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками; оценивание своей работы по заданным критериям, соотнесение своей оценки с оценкой учителя, отметка изменений в своих действиях, сравнивание своих достижений (во времени).
Познавательные УУД: обучение высказываниям своих предположений; ориентирование в учебнике; анализ и сравнение гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, выявление и выражение в речи признаков их сходства и различия; выделение и формулирование проблемы, отличие неизвестного от уже известного в способе действия в диалоге с учителем и одноклассниками.
Коммуникативные УУД: построение простого речевого высказывания; использование специальных знаков при организации коммуникации между учащимися; умение в рамках совместной учебной деятельности слушать других.
Предметные результаты: давать характеристику звуков, выполнять слого-звуковой анализ слов, соотносить слова со схемой-моделью, читать слоги, слова, предложения с новой буквой.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование: учебник “Азбука”, презентация (Приложение 1), карточки для парной (Приложение 2) и индивидуальной работы (Приложение 3).
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Сегодня мы в путь за наукой пойдём,
Смекалку, фантазию нашу возьмём,
Дорогой с пути никуда не свернём
И знания новые точно найдём!
2. Мобилизующий этап.
Отгадайте, какой гость будет у нас сегодня на уроке.
Этот мальчик- коротышка
Фантазер и хвастунишка.
За многое он берется,
Но ничего ему толком не удается. (Незнайка). (На доску прикрепляется картинка).
- Кто такой Незнайка?
- Незнайка - это главный герой книги Николая Носова " Приключения Незнайки и его друзей". Он много делал разных ошибок, потому что у него не хватало знаний.
(Слайд 1)
- Еще раз произнесите имя, фамилию автора истории о Незнайке, четко выделяя первый звук в каждом слове. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- Слова Николай, Носов начинаются со звуков [н] [н’], значит, тема нашего урока - звуки [н] [н’] и буква, которая их обозначает.
(Слайд 2)
- Отталкиваясь от темы, поставьте цель урока. Используйте для этого следующие слова:
- познакомиться.....
- учиться отличать....
- учиться читать....
Цель урока:
- познакомиться со [н ] [н’] и буквой, которая их обозначает;
- учиться отличать [н ] [н’] и букву которая их обозначает от других звуков и букв;
- учиться читать слоги, слова и предложения с этой буквой.
(Слайд 3)
- Ребята, рассмотрите портрет писателя и послушайте о нем.
3. Знакомство с новыми звуками.
(Слайд 4)
– Произнесите первый звук фамилии автора. (Дети произносят и наблюдают за произношением)
– Как расположены органы речи? (Во время произнесения звука губы растягиваются в стороны, язык упирается в нёбо).
– При произнесении звука воздух встречает преграду, значит звук согласный. Слышится голос и шум – значит, звук - звонкий, произносится твёрдо.
– Назовите по одному слову, в которых есть звук [н]. (Нота, Наташа и др.)
- Дайте полную характеристику звука [н]. (Согласный, звонкий, твердый).
– Произнесите имя писателя, выделяя в нём первый звук [н,]. Понаблюдайте за его произношением.
- Дайте его характеристику. (Согласный, звонкий, мягкий).
– Назовите по одному слову, в котором есть этот звук. (Никита, нитка и др.)
4. Физкультминутка.
- Ребята, хочу познакомить вас с некоторыми коротышками. Если в имени есть звуки [н], [н’], вы поднимаете руки вверх и хлопаете, если нет - приседаете.
Торопыжка, Пончик, Авоська, Небоська, Гунька, Молчун, Ворчун, Знайка.
5. Знакомство с новой буквой.
Я приготовила новую букв у, но Незнайка прикрепил её на доску с другими буквами. Сейчас он сам не может найти эту букву. Поможем ему.
- Как называется эта буква?
- Это буква Н.
- Изобразите эту букву парами.
6. Чтение слогов и слов с буквой Н.
Работа по учебнику “Азбука”.
– Незнайке показалось, что вы легко справились с заданием. Он предлагает вам еще одно
Но сначала мы поближе познакомимся с его друзьями - коротышками.
. (Слайды 5 - 11)
Работа в парах. (Приложение 2)
- Прочитайте слова 1 столбика, 2 столбика.
- Что обозначают слова второго столбика? (Занятия малышей).
- Какое задание можно составить с данными столбиками слов? (К слову 1-го столбика подобрать слово из 2-го столбика).
(Слайд 12)
Повторим правила работы в паре.
Выполнение задания. Проверка по слайду.
(Слайд 13)
- Из слов 2-го столбика выберите те, в которых есть изучаемая буква. (Приложение 3).
(Слайд 14)
- Возьмите линейку, синий карандаш и подчеркните слово с твердым звуком [н]. (Музыкант).
- Зелёным цветом - с мягким звуком [н,]. (Механик, художник, охотник).
7. Чтение текста с буквой Н.
Слова мы прочитали, давайте покажем Незнайке, как умеем читать текст. Посмотрите, что буквы в некоторых словах закрыты цветочками.
(Слайд 15)
- Почему некоторые буквы закрыты цветочками? Какое слово пропущено в тексте? (Коротышки жили в Цветочном городе).
8. Итог урока.
- С какими звуками познакомились на уроке? Какой буквой обозначаются эти звуки?
9. Рефлексия.
(Слайд 16)
У доски лежат цветочки трех цветов: желтого, красного, синего. Выберите и прикрепите тот, который соответствует вашей работе на уроке.
Литература.
- В.Волина. Занимательное азбуковедение: Кн. Для учителя. Москва: Просвещение, 1991.
- Г.А Бакулина. Интеллектуальное развитие младших школьников в период обучения грамоте. Киров: Издательство ВГПУ, 2001.