Урок обучения грамоте на тему "Звуки [н], [н'] и буква Н, н". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: познакомить учащихся со звуками [н] [н’] и буквой Н, н.

Личностные результаты: положительное отношение к учению; развитие навыков коллективной работы, развитие мотивов и смыслов учебно-познавательной деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками; оценивание своей работы по заданным критериям, соотнесение своей оценки с оценкой учителя, отметка изменений в своих действиях, сравнивание своих достижений (во времени).

Познавательные УУД: обучение высказываниям своих предположений; ориентирование в учебнике; анализ и сравнение гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, выявление и выражение в речи признаков их сходства и различия; выделение и формулирование проблемы, отличие неизвестного от уже известного в способе действия в диалоге с учителем и одноклассниками.

Коммуникативные УУД: построение простого речевого высказывания; использование специальных знаков при организации коммуникации между учащимися; умение в рамках совместной учебной деятельности слушать других.

Предметные результаты: давать характеристику звуков, выполнять слого-звуковой анализ слов, соотносить слова со схемой-моделью, читать слоги, слова, предложения с новой буквой.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование: учебник Азбука, презентация (Приложение 1), карточки для парной (Приложение 2) и индивидуальной работы (Приложение 3).

Ход урока

1.  Мотивация к учебной деятельности

Сегодня мы в путь за наукой пойдём,
Смекалку, фантазию нашу возьмём,
Дорогой с пути никуда не свернём
И знания новые точно найдём!

2. Мобилизующий этап.

Отгадайте, какой гость будет у нас сегодня на уроке.

Этот мальчик- коротышка
Фантазер и хвастунишка.
За многое он берется,
Но ничего ему толком не удается. (Незнайка). (На доску прикрепляется картинка).

- Кто такой Незнайка?

- Незнайка - это главный герой книги Николая Носова " Приключения Незнайки и его друзей". Он много делал разных ошибок, потому что у него не хватало знаний.

(Слайд 1)

- Еще раз произнесите имя, фамилию автора истории о Незнайке, четко выделяя первый звук в каждом слове. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Слова Николай, Носов начинаются со звуков [н] [н’], значит, тема нашего урока - звуки [н] [н’] и буква, которая их обозначает.

(Слайд 2)

- Отталкиваясь от темы, поставьте цель урока. Используйте для этого следующие слова:

  • познакомиться.....
  • учиться отличать....
  • учиться читать....

Цель  урока:

  • познакомиться со [н ] [н’] и буквой, которая их обозначает;
  • учиться отличать [н ] [н’] и букву которая их обозначает от других звуков и букв;
  • учиться читать слоги, слова и предложения с этой буквой.

(Слайд 3)

- Ребята, рассмотрите портрет писателя и послушайте о нем.

3. Знакомство с новыми звуками.

(Слайд 4)

– Произнесите первый звук фамилии автора. (Дети произносят и наблюдают за произношением)

– Как расположены органы речи? (Во время произнесения звука губы растягиваются в стороны, язык упирается в нёбо).

– При произнесении звука воздух встречает преграду, значит звук согласный. Слышится голос и шум – значит, звук - звонкий, произносится твёрдо.

– Назовите по одному слову, в которых есть звук [н]. (Нота, Наташа и др.)

- Дайте полную характеристику звука [н]. (Согласный, звонкий, твердый).

– Произнесите имя писателя, выделяя в нём первый звук [н,]. Понаблюдайте за его произношением.

- Дайте его характеристику. (Согласный, звонкий, мягкий).

– Назовите по одному слову, в котором есть этот звук. (Никита, нитка и др.)

4. Физкультминутка.

- Ребята, хочу познакомить вас с некоторыми коротышками. Если в имени есть звуки [н], [н’], вы поднимаете руки вверх и хлопаете, если нет - приседаете.

Торопыжка, Пончик, Авоська, Небоська, Гунька, Молчун, Ворчун, Знайка.

5. Знакомство с новой буквой.

Я приготовила новую букв у, но Незнайка прикрепил её на доску с другими буквами. Сейчас он сам не может найти эту букву. Поможем ему.

- Как называется эта буква?

- Это буква Н.

- Изобразите эту букву парами.

6. Чтение слогов и слов с буквой Н.

Работа по учебнику “Азбука”.

– Незнайке показалось, что вы легко справились с заданием. Он предлагает вам еще одно

Но сначала мы поближе познакомимся с его друзьями - коротышками.

. (Слайды 5 - 11)

Работа в парах. (Приложение 2)

- Прочитайте слова 1 столбика, 2 столбика.

- Что обозначают слова второго столбика? (Занятия малышей).

- Какое задание можно составить с данными столбиками слов? (К слову 1-го столбика подобрать слово из 2-го столбика).

(Слайд 12)

Повторим правила работы в паре.

Выполнение задания. Проверка по слайду.

(Слайд 13)

- Из слов 2-го столбика выберите те, в которых есть изучаемая буква. (Приложение 3).

(Слайд 14)

- Возьмите линейку, синий карандаш и подчеркните слово с твердым звуком [н]. (Музыкант).

- Зелёным цветом - с мягким звуком [н,]. (Механик, художник, охотник).

7. Чтение текста с буквой Н.

Слова мы прочитали, давайте покажем Незнайке, как умеем читать текст. Посмотрите, что буквы в некоторых словах закрыты цветочками.

(Слайд 15)

- Почему некоторые буквы закрыты цветочками? Какое слово пропущено в тексте? (Коротышки жили в Цветочном городе).

8. Итог урока.

- С какими звуками познакомились на уроке? Какой буквой обозначаются эти звуки?

9. Рефлексия.

(Слайд 16)

У доски лежат цветочки трех цветов: желтого, красного, синего. Выберите и прикрепите тот, который соответствует вашей работе на уроке.

Литература.

  1. В.Волина. Занимательное азбуковедение: Кн. Для учителя. Москва: Просвещение, 1991.
  2. Г.А Бакулина. Интеллектуальное развитие младших школьников в период обучения грамоте. Киров: Издательство ВГПУ, 2001.