Влияние семейного воспитания на формирование у ребенка агрессивного поведения

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями, Школьная психологическая служба


В настоящее время повышенная агрессивность свойственна многим детям независимо от их возраста, пола, социального положения. Данное утверждение подтверждается результатами ежегодных наблюдений за детьми в образовательных учреждениях - повышенная агрессивность свойственна примерно одной трети учащихся.

Особенно повышенная агрессивность проявляется в начальном звене – в силу возрастных особенностей дети еще не умеют в полной мере контролировать свои эмоциональные проявления, управлять своими поведенческими реакциями и, при этом, характеризуются несформированностью элементарных навыков общения, налаживания коммуникаций. В начальном звене агрессия проявляется как в вербальной, так и в физической форме. Учащиеся 2–4, а в отдельных случаях и 5 классов не умеют договариваться в спорных вопросах, уступать другим ребятам в игре, решать возникающие конфликты неагрессивным способом. Школьники данной категории, в основном, общаются посредством грубых слов, выражений и кличек, не используют во взаимодействии с окружающими элементарные вежливые слова, часто прибегают к физическим формам воздействия на обидчика – могут толкнуть, ударить, укусить и т.п.

Причинами данного отклонения в поведении является отсутствие в поведенческом арсенале детей других – неагрессивных и социально приемлемых – способов общения и взаимодействия с окружающими. Немаловажную роль в формировании повышенной агрессивности детей играют и сами родители – агрессивное поведение по отношению к окружающим как пример нежелательного поведения, жестокое обращение с детьми в процессе воспитания, недостаток эмоционального тепла и гипоопека (и другие дисгармоничные типы воспитания) [3].

С возрастом данные особенности детей становятся все более привычными (закрепляются в поведении), агрессивность детей приобретает более выраженную враждебность и начинает граничить с противоправным поведением [6].

Именно поэтому работа по коррекции агрессивных проявлений необходима в младшем школьном возрасте (и ранее), т.к. подобные состояния легче исправить, когда они еще не закрепились как тенденция в поведенческом арсенале детей [1].

В связи с этим роль родителей в своевременной профилактике и коррекции агрессивного поведения у детей невозможно переоценить. Знание и понимание ими механизмов формирования агрессивного поведения, особенностей проявления агрессивности в детском возрасте, основных способов снижения детской агрессивности является важным условием создания преемственности в профилактической и коррекционной работе между школьным психологом (а также другими педагогами школы: классным руководителем, воспитателем группы) и самими родителями.

Представленное родительское собрание включает следующие основные этапы: мотивационный, диагностический, основной – изучение теоретической информации и отработка практических навыков, а также заключительный – рефлексивный (Приложение №1). На каждом из этапов предусмотрены отдельные методические приемы, позволяющие повысить эффективность проведения родительского собрания за счет:

- создания ситуации открытого общения между педагогом и родителями, что, в свою очередь, приводит к снижению напряженности родителей и выступающего педагога,

- вовлечения родителей в активное обсуждение затрагиваемых вопросов,

- предоставления возможности родителям поделиться собственным опытом.

Это и использование во время выступления метафор, и проведение экспресс – диагностики, и организация обсуждения поставленного вопроса в группе/паре, и использование большого числа наглядного материала, и подкрепление сказанного памятками и т.д. Все это позволяет превратить родителей из пассивных слушателей в активных участников происходящего.

Цель: психологическое просвещение родителей о причинах возникновения агрессии в детском возрасте, формах проявления агрессивного поведения, мерах профилактики и способах коррекционного воздействия.

Адресат: Родители учащихся начальных классов. Данная разработка также может использоваться для психологического просвещения педагогов ОУ (классных руководителей, воспитателей).

Необходимое оборудование: раздаточный материал на каждую подгруппу: заготовка “Вредные и полезные советы” (Приложение №5); раздаточный материал для каждого родителя: заготовка “Портфельчик с полезностями” (Приложение №2), экспресс – анкета “Признаки агрессивности” (Приложение №4); памятка для родителей “Релаксационные упражнения для снижения мышечного напряжения агрессивных детей” (Приложение №6); буклет-памятка для родителей “Если ребенок агрессивен” (Приложение №7), памятка ““Продвинутым” родителям” (Приложение №8), ручки; материал для практического задания “Портрет агрессивного ребенка” (Приложение №3); компьютерная презентация (Приложение №10), компьютерная техника (ПК, мультимедиапроектор). Приложение №9

Дополнительная информация:

- Данная разработка родительского собрания является составляющей “Программы занятий по коррекции агрессии и развитию коммуникативных навыков младших школьников “Школа общения””, которая была представлена на конкурсы Республиканского и Всероссийского уровней “Пси-перспектива - 2012”, “Новые технологии для новой школы - 2013”, по итогам которых автор становился Лауреатом (подтверждающие документы представлены в Приложении №9).

Список использованной литературы

  1. Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. М., Генезис, 2009.
  2. Колосова С. Агрессия и агрессивность // Школьный психолог, 2000, №25.
  3. Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., Речь, 2005.
  4. Решетникова О. Агрессия не бывает скучной // Школьный психолог, 2006, №22.
  5. Хухлаева О. Активные формы групповой работы с родителями // Школьный психолог, 2006, №19.
  6. Фурманов И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. СПб., Речь, 2007.