Дидактическая цель: познакомить учащихся с личностью Александра Македонского, его вкладом в мировую историю.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Задачи урока:
- Предметные: научить показывать на карте направления походов и территорию державы Александра Македонского, рассказывать об основных сражениях, извлекая информацию из учебника и документов, предложенных учителем
- Метапредметные:
- Личностные: дать оценку деятельности Александра Македонского как полководца и политика, показать влияние власти на личность, осознавать роль личности в истории, определять для себя вечные моральные ценности.
- Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему, планировать учебную деятельность, прогнозировать исторические события, контролировать свою деятельность и деятельность товарища.
- Познавательные: понимать и преобразовывать, анализировать информацию из текста, иллюстраций, карт и схем сражений, составлять рассказ
- Коммуникативные: уметь доказывать свою точку зрения, анализируя исторические факты, согласовывать свои действия, работая в группе, определять свой и чужой вклад в работу в команде, оценивать результативность своей работы и всей группы в целом по предложенной учителем таблице.
Методы обучения: продуктивный, исследовательский. Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая.
Средства обучения: учебник, документы, материалы для «греческого» голосования, словарик, презентация.
Этапы урока | Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
УУД |
Самоопределение деятельности (орг. момент) | Здравствуйте. Сообщение учителя о
правилах работы в группе. На прошлом уроке мы говорили о Македонии, ее царе Филиппе, чью мечту о завоевании Персии решил осуществить его сын – Александр Македонский. слайд 1 Итак, тема нашего урока – «Поход Александра Македонского на Восток» |
Подготовка класса к работе | Личностные : самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Актуализация знаний и коррекция знаний учащихся. | слайд 2 Посмотрите,
пожалуйста, на карту. Покажите территорию
Македонии, которая досталась Александру в 336
году до н.э. А вот какими станут владения Александра Македонского к 324 г до н.э. (показываю на карте) – Какие известные государства он завоюет? – Сколько лет ему на это понадобилось, если известно, что выступил в поход он в 334 г. до н.э.? |
Показывают на карте и объясняют ее
местоположение – маленькая горная страна на
севере Балканского полуострова. Ответы:
все известные тогда государства: Египет,
Вавилонское царство, Финикия, Лидия, Мидия,.. |
Коммуникативные : планирование
учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками Познавательные: показ территории по карте, счет лет в истории |
Постановка учебной задачи | Так предположите, какую задачу мы
сегодня должны решить на уроке? Слайд 3 И вторая задача – выяснить, как отразилась власть на характере Александра Македонского? – Какие вопросы мы должны рассмотреть для решения этих задач? |
Ответы: как Александру
Македонскому удалось завоевать полмира? Личные
качества Александра |
Регулятивные: целеполагание;
планирование учебной деятельности Коммуникативные : формулирование проблемы |
Построение проекта выхода из
затруднения. («Открытие» детьми нового знания) |
– Правильно. Молодцы. Для этого мы отправляемся в путешествие по следам македонской армии. Чтобы приобрести билеты, каждой команде надо показать свои знания о жизни Александра. Продолжите фразу и сделайте вывод, какое качество характера проявил Александр в данной ситуации? В помощь вам словарик, который вы найдете на парте. Вопрос 1 команде: – Когда Александр сумел укротить непокорного Буцефала, что не удавалось никому, Филипп сказал: ….. Вопрос 2 команде: – Когда Александр узнавал об очередной победе отца, он говорил своим друзьям: …. Вопрос 3 команде: Будучи учеником великого Аристотеля, Александр любил говорить: «Нет ничего более рабского, чем роскошь и нега, и ничего более царственного … Вопрос 4 команде: В боях Александр подвергал себя множеству опасностей и получал тяжелые ранения, ибо считал, что: «Для смелых нет никакой преграды, а для трусов … Вопрос 5 команде: Накануне выступления против Персии Александр раздал оставшееся у него имущество близким и друзьям. Один из них, удивленно спросил: «Что же ты оставляешь себе?» Слайд 4 Подведем итоги. Вот какими качествами обладал Александр Македонский. Давайте проголосуем по-гречески, нравится ли вам этот человек? Бросьте, пожалуйста, в чернофигурную вазу выбранные вами камни. Вижу, у всех, в основном, белые.. |
Отвечают, используя словарик. Ответ 4 команды: Ответ 5 команды: Голосуют, бросая камни в вазу |
Познавательные: Актуализация
знаний и коррекция знаний, установление
причинно-следственных связей, расширение
кругозора, использование справочных материалов,
показ на карте направлений походов, мест
сражений и территории державы Александра
Македонского, рассказ об основных сражениях,
извлекая информацию из учебника и документов,
предложенных учителем Личностные: интерес к предметно-исследовательской деятельности, формирование отношения к личности Александра Македонского, анализ влияния власти на личность, осознание роли личности в истории, определение для себя вечных моральных ценностей. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, принимать чужое мнение, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, выполнение учебных действий контролировать свою деятельность и деятельность товарища. |
Слайд 5 А теперь
посмотрите на рисунок и назовите (каждая команда
по одному ответу) преимущество македонской
армии. Так вы заработаете маршрут путешествия – это ваши контурные карты. Молодцы! |
Ответы: длинные копья не позволяют
наносить раны в ближнем бою Конница прикрывает фланги и позволяет окружать и преследовать противника Осадные башни и передвижные катапульты позволяют штурмовать города Состоит из безземельных крестьян, заинтересованых в победе Новый способ ведения боя – удар правым, самым сильным флангом |
||
Что ж берем с собой в поход любимую
книгу Александра. ( Какую?) И отправляемся. В путешествии каждая из команд по очереди будет нашими экскурсоводами, рассказывая ободном из эпизодов и делая выводы, отвечая на вопросы. Необходимые для этого материалы у вас на столе. На ознакомление с ними я даю вам 3 минуты. |
Ответы: «Илиада» | ||
Слайд 6. Итак, первая
остановка – на реке Граник. Вопросы 1 команде:
– Расскажите о битве у реки Граник, отметив: – В чем состояли трудности для македонского войска? – Как характеризует Александра Македонского его ответ Пармениону? – Какое значение имела победа при Гранике? Слайд 6 щелчок Дальше наш маршрут проходит через город Гордий и слово предоставляется 2 команде, а мы отмечаем Гордий на карте.Вопросы 2 команде: – Расскажите о случившемся здесь и объясните что означает крылатое выражение «Разрубить гордиев узел»? – Какие качества характера проявил Александр? Слайд 6 щелчок Наша следующая остановка – близ города Исс. Отметьте это место на карте и послушайте 3 команду.Вопросы 3 команде: – Расскажите о битве близ города Исс, отметив: – Почему была одержана победа? – Как и почему поступил Александр Македонский с семьей Дария? Слайд 6 щелчок Дальше путь армии македонян проходил через Тир. Отмечаем город на контурной карте и слушаем 4 команду. Вопросы 4 команде: – Расскажите о захвате Тира, отметив: – Почему Александру обязательно нужно было захватить город Тир? – В чем была трудность захвата города? – Как македонцы преодолели эти трудности? – Какие произошедшие изменения в характере Александра вы заметили? – Как характеризует Александра его ответ на письмо Дария? Рассказ учителя: Александр отправляется в Египет. Здесь, на острове Фарос, он основывает город, который был назван в его честь – Александрия. Египтяне провозгласили его богом и Александру это понравилось. Слайд 6 щелчок Наша следующая остановка – Гавгамелы. Здесь в 331г. до н.э. произошла решающая битва. Отмечаем место и дату сражения на карте.Вопросы 5 команде – Расскажите о битве, отметив: – Какое «секретное» оружие применил Дарий? – Как Александр справился с ним? – Что общего в битве при Иссе и при Гавгамелах? Рассказ учителя: Путь македонской армии лежал в Среднюю Азию. (Здесь ему было оказано сильное сопротивление), а затем в Индию, где его воины мужественно сражались с боевыми слонами. Армия устала и, наконец, в 324 г до н.э. поход закончился. Александр сделал столицей своей державы г. Вавилон. Он стал носить корону персидских царей, передним преклоняли корону и целовали край его одежды. |
Отмечают место на контурной
карте. Отвечают на вопросы карточки. |
||
Слайд 7 Посмотрите на
карту. – Сколько городов, названных в честь Александра и его коня, вы насчитаете? А ученые считают, что всего таких городов было около 70! – О каких изменениях личности Александра говорит данный факт? – О чем свидетельствует след. Эпизод: «Однажды на пиру Клит ( кто это?) прочел стихи из трагедии Еврипида: Не те прославлены, которые трудились, А вождь один хвалу себе берет. Не долго думая, Александр выхватил из рук одного из телохранителей копье и метнул его в Клита, который упал, обливаясь кровью. Слайд 8 – Подведем итог. Какие качества характера появились у Александра? Можете воспользоваться помощью словарика. Давайте проголосуем еще раз. Как теперь вы относитесь к Александру? Положите выбранные вами камешки в краснофигурную вазу. Спасибо. Ваше мнение изменилось? Сделайте вывод – как отразилась власть на характере Александра?( вспомните испытания в русских сказках: вода, огонь и медные трубы. Выдержал ли Александр испытание «медными трубами» – властью? Слайд 9 – А достоин ли он звания «великий»? Почему? Вы правы. О великих изменениях в культуре – появлении новой цивилизации – эллинизме – мы еще поговорим на след.уроке. |
Ответы: Огромные завоевания |
||
Самостоятельная работа с самопроверкой
по эталону Рефлексия |
Наше путешествие подошло к концу.
Давайте составим отчет о нем. Заполните
пропуски в предложенных документах. У вас на эту
работу 3 минуты. Теперь поменяйтесь работами. Проверьте правильность по слайду Слайд 10 Поставьте оценки по 1 баллу за каждый правильный ответ. Капитаны команд подведите итоги работы команды. По этим бланкам я потом поставлю итоговую оценку за урок. Слайд 11 Запишите домашнее задание: написать «Воспоминания старого воина» от имени воина армии Александра Македонского. |
Заполняют пропуски в тексте. Проверяют друг у друга. Выставляют оценки. |
Регулятивные: планировать свои
действия в соответствии с учебными задачами и
инструкцией. контроль, оценка, коррекция Познавательные: Умение использовать и перерабатывать полученную информацию Коммуникативные: работа в команде |