Урок литературного чтения "В.И.Даль – необычный сказочник XIX века". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

Предметные:

  • создать условия для формирования продуктивного чтения, т.е. формирования типа правильной читательской деятельности, достижение понимания текста на уровне содержания и смысла, видение картин, понимания замысла автора.
  • развитие умений всех видов речевой деятельности: чтения, слушания, говорения письма.

Метапредметные:

  • Коммуникативные: (донесение своей и понимание чужой позиции, умение общаться в парах, вести диалог, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения). Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога. Читать вслух и по себя текст, вести диалог с автором, (прогнозировать будущее в чтении) отделять новое от известного, выделять главное. Учиться уважительно относиться к позиции другого (работа в парах).
  • Познавательные: Создать условия для наблюдения, анализа, преобразования информации из одной формы в другую, виде таблицы текста. Сравнивать и группировать, делать выводы на основе обобщения умозаключений.
  • Регулятивные: Создать условия для определения цели деятельности и соотнесения результата с целью и оценивание его.
  • Личностные самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве, делать выбор, какой поступок совершить.
    Учиться видеть красоту, поэзию русской речи, её образность, меткость
  • Художественная задача текста - поучительная сказка, передающая поэзию, красоту русской речи, ее образность и меткость, колорит.

Жанр – сказка.

Тип урока – 1-й урок в работе с новым текстом.

(Русская сказка в обработке В. И. Даля “Война грибов с ягодами”)

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Прим. На доске
1. Организационный момент      
2. Работа с текстом до чтения. - На прошлом уроке мы пришли к выводу, что А. С. Пушкин и В. А. Жуковский, используя народные сюжеты, создали авторские литературные сказки, которые с удовольствием читали и читают.    
- А чьи сказки советовал читать А.С. Пушкин

- А в каком веке жил В.И. Даль?

- А как вы думаете каким сказочником он был?

- С каким произведением Даля мы сегодня познакомимся?

Откройте стр. 157

- Какая же будет тема урока?

- Как вы понимаете выражение в обработке Даля?

- О чем пойдет речь?

- Посмотрите на название, иллюстрацию,

Кто будет героем?

- В. И. Даля

- В 19 веке

 

 

- Дети высказывают свои предположения

- Это значит, что В.И.Даль использовал народный сюжет сказки и внес свои авторские особенности в язык и колорит сказки.

 

 

 

 

 

Портрет Даля

В.И. Даль - … сказочник 19 века.

3. Работа с текстом во время чтения. Первичное чтение Прочитаем сказку.

-Оправдались ли наши предположения?

- Что в ней необычно?

- Понравилась ли сказка? Чем?

- чтение по цепочке

- да

 
4. Вторичное прочитывание абзацами с комментированием. Перечитаем сказку, может быть встретим ещё что-нибудь необычное в ней.

- Что же необычного в этой сказке?

1. Необычные сравнения

2. Простонародные слова.

3. Зачем Даль сохранил эти слова?

- он любил русский народ, его богатый, образный язык.  
  4. К чему близка эта сказка?

Что в ней есть?

Где они спрятались?

Зачем простые люди оживляли свою речь рифмой?

Мы нашли сравнения, рифмы, простонародные слова, какая же это сказка?

- к стихотворению

- рифмы

Волнушки старушки
Опенки – ноги тонки
Сморчки – старички

Эти слова создают прелесть сказки.

- Это игра и помощь в работе

 
5. Физпауза “Игра Кузовок” В. И. Даль придумал игру “Кузовок”

Любой текст начинает играть

- Что положим в кузовок?

Волнушки – в кадушки
Опенки – в бочонки
Грузди - в кузовки

- Платок,  
6. Работа с текстом. Обобщающая беседа. Как вы думаете, что хотел сказать нам автор этой сказки? Зачем он обработал её для детей? Что в сказке наказывается? - Всяк ценен по своему.

- Гордыня

 
Рассказ о писателе. Работа в парах. - Что вы узнали, что пригодиться в жизни?

- Какой вывод можно сделать по всей сказке?

- Что можно сказать о писателе? О его личности после прочтения сказки?

Какой он?

Найдите дополнительные сведения об авторе.

Зачем нужно собирать слова, песенки и т.п.?

Итак, каким же сказочником был В.И. Даль?

 

 

 

 

- сказка необычная

- они рождаются, живут. Естественны в этом тексте, колоритны.

-необычным

 

 

 

 

 

Листок с рассказом о В.И.Дале.

Рефлексия

 

 

 

Домашнее задание

- Что вам запомнилось на уроке?

- За что можно себя похвалить?

- Что бы вы желали своим одноклассникам?

Выполнить иллюстрацию,

Подписать строчкой из текста. Чтение по ролям.