Цели:
Предметные:
- создать условия для формирования продуктивного чтения, т.е. формирования типа правильной читательской деятельности, достижение понимания текста на уровне содержания и смысла, видение картин, понимания замысла автора.
- развитие умений всех видов речевой деятельности: чтения, слушания, говорения письма.
Метапредметные:
- Коммуникативные: (донесение своей и понимание чужой позиции, умение общаться в парах, вести диалог, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения). Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога. Читать вслух и по себя текст, вести диалог с автором, (прогнозировать будущее в чтении) отделять новое от известного, выделять главное. Учиться уважительно относиться к позиции другого (работа в парах).
- Познавательные: Создать условия для наблюдения, анализа, преобразования информации из одной формы в другую, виде таблицы текста. Сравнивать и группировать, делать выводы на основе обобщения умозаключений.
- Регулятивные: Создать условия для определения цели деятельности и соотнесения результата с целью и оценивание его.
- Личностные самостоятельно определять и
высказывать самые простые, общие для всех людей
правила поведения при общении и сотрудничестве,
делать выбор, какой поступок совершить.
Учиться видеть красоту, поэзию русской речи, её образность, меткость - Художественная задача текста - поучительная сказка, передающая поэзию, красоту русской речи, ее образность и меткость, колорит.
Жанр – сказка.
Тип урока – 1-й урок в работе с новым текстом.
(Русская сказка в обработке В. И. Даля “Война грибов с ягодами”)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Прим. На доске |
1. Организационный момент | |||
2. Работа с текстом до чтения. | - На прошлом уроке мы пришли к выводу, что А. С. Пушкин и В. А. Жуковский, используя народные сюжеты, создали авторские литературные сказки, которые с удовольствием читали и читают. | ||
- А чьи сказки советовал читать А.С.
Пушкин - А в каком веке жил В.И. Даль? - А как вы думаете каким сказочником он был? - С каким произведением Даля мы сегодня познакомимся? Откройте стр. 157 - Какая же будет тема урока? - Как вы понимаете выражение в обработке Даля? - О чем пойдет речь? - Посмотрите на название, иллюстрацию, Кто будет героем? |
- В. И. Даля - В 19 веке
- Дети высказывают свои предположения - Это значит, что В.И.Даль использовал народный сюжет сказки и внес свои авторские особенности в язык и колорит сказки. |
Портрет Даля В.И. Даль - … сказочник 19 века. |
|
3. Работа с текстом во время чтения. Первичное чтение | Прочитаем сказку. -Оправдались ли наши предположения? - Что в ней необычно? - Понравилась ли сказка? Чем? |
- чтение по цепочке - да |
|
4. Вторичное прочитывание абзацами с комментированием. | Перечитаем сказку, может быть встретим
ещё что-нибудь необычное в ней. - Что же необычного в этой сказке? 1. Необычные сравнения 2. Простонародные слова. 3. Зачем Даль сохранил эти слова? |
- он любил русский народ, его богатый, образный язык. | |
4. К чему близка эта сказка? Что в ней есть? Где они спрятались? Зачем простые люди оживляли свою речь рифмой? Мы нашли сравнения, рифмы, простонародные слова, какая же это сказка? |
- к стихотворению - рифмы Волнушки старушки Эти слова создают прелесть сказки. - Это игра и помощь в работе |
||
5. Физпауза “Игра Кузовок” | В. И. Даль придумал игру “Кузовок” Любой текст начинает играть - Что положим в кузовок? Волнушки – в кадушки |
- Платок, | |
6. Работа с текстом. Обобщающая беседа. | Как вы думаете, что хотел сказать нам автор этой сказки? Зачем он обработал её для детей? Что в сказке наказывается? | - Всяк ценен по своему. - Гордыня |
|
Рассказ о писателе. Работа в парах. | - Что вы узнали, что пригодиться в жизни? - Какой вывод можно сделать по всей сказке? - Что можно сказать о писателе? О его личности после прочтения сказки? Какой он? Найдите дополнительные сведения об авторе. Зачем нужно собирать слова, песенки и т.п.? Итак, каким же сказочником был В.И. Даль? |
- сказка необычная - они рождаются, живут. Естественны в этом тексте, колоритны. -необычным |
Листок с рассказом о В.И.Дале. |
Рефлексия
Домашнее задание |
- Что вам запомнилось на уроке? - За что можно себя похвалить? - Что бы вы желали своим одноклассникам? Выполнить иллюстрацию, Подписать строчкой из текста. Чтение по ролям. |