Тип урока: урок изучения нового материала
1. Обучающие цели
- Помочь вспомнить произведение Э.Н. Успенского “Крокодил Гена и его друзья”.
- Познакомить с творчеством Э.Н.Успенского
2. Воспитательные цели
- Воспитание патриотизма;
- Воспитание гуманизма;
- Воспитание мотивов учения положительного отношения к знаниям;
- Воспитание дисциплинированности;
- Воспитание эстетических качеств.
3. Развивающие цели
- Развитие мышления;
- Развитие познавательных умений;
- Развитие умения учебного труда;
- Развитие воли и самостоятельности.
Оборудование к уроку: презентация, рисунки учеников, презентация Э.Успенский “О Чебурашке”, учебник
Ход урока
1. Организационный момент.
- Дети, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Повернитесь к ним лицом, улыбнитесь. Садитесь.
Девиз нашего урока - “Не стыдно не знать, стыдно не учиться”.
- Объясните смысл пословицы.
2. Проверка домашнего задания.
- Кто сочинил песенки для Винни-Пуха? (Алан Милн)
- Кто научил Винни-Пуха и его друзей разговаривать по-русски? (Борис Заходер)
- Кто желает рассказать нам песенки Винни-Пуха?
(Три разных песенки)
3. Введение в тему урока.
- Сегодня мы с вами познакомимся с очень интересным писателем и отрывком его произведения.
Он жив и по сей день. Ему скоро будет 77 лет. Сначала он строил самолеты, но когда он начал писать книги все герои его произведений падали то с велосипеда, то с телеги, то “чебурахтались”. В результате получалось очень весело. Вот так появился наш герой о котором пойдет речь
Как вы думаете о каком писателе идет речь?
- Э Успенский.
- Правильно
Эдуард Успенский. Этот известный российский писатель и автор детских книг родился еще 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области.
Интересно, что в школе Эдик учился плохо: ему всегда не хватало времени на уроки. И чтобы родители не ругали его за плохие оценки, он научился срезать лезвием двойки с дневника. Но на самом деле мальчик не считал, что поступает правильно, поэтому каждый понедельник он собирался взяться за ум. Но ему все время что-то мешало!
И вот однажды Эдик неудачно соскочил с крыши и сломал себе ногу. Мальчика привезли в больницу, и тут он внезапно понял, что не хочет оставаться невеждой. С этого времени мальчик стал хорошо учиться и после окончания школы поступил в авиационный институт.
Но со временем Эдуард Успенский понял, что хочет стать писателем и начал писать юмористические рассказы. А чуть позже - также детские книжки. Кстати, пришла к нему эта идея случайно.
Однажды Эдуард Успенский устроился работать вожатым в пионерский лагерь. Там он читал своим воспитанникам книжки, а иногда и сам выдумывал захватывающие истории.
Так и появились первые произведения этого писателя. Такие, например, как “Крокодил Гена и его друзья”, “Вниз по волшебной реке” и другие.
Позже Эдуард Успенский написал также пьесы “Чебурашка и его друзья”, “Наследство Бахрама” и “Отпуск крокодила Гены”.
А в 1974 году у писателя появилась новая сказка - “Дядя Фёдор, пёс и кот”.
Но Эдуард Успенский написал и много других очень интересных книг для детей.
Как звали одного из главных героев, вы узнаете, если правильно разгадаете шифровку:
ЧБРШК
(на доске)
Правильно - это Чебурашка.
- А теперь попробуйте сформулировать тему урока.
-Сегодня мы будем изучать произведение Э. Успенского “Чебурашка”.
Самые известные и любимые всеми произведения : “Крокодил Гена и его друзья”, “Дядя Фёдор пёс и кот”, “Про Веру и Анфису”, “Колобок идёт по следу”, и другие.
4. Речевая разминка.
Ученики читают вслух хором
Ра-ра-ра - начинается игра.
Ры-ры-ры - у нас в руках шары.
Ру-ру-ру - бью рукою по шару.
Да-да-да - из трубы бежит вода.
До-до-до - на дереве гнездо.
Ды-ды-ды - мы пошли по ягоды.
Ду-ду-ду - с мамой я домой иду.
Та-та-та - в нашем классе чистота.
5. Первичное чтение.
Теперь ребята мы познакомимся ближе с произведением.
Читает учитель и хорошо читающие дети.
Открыли учебники на странице 139.
Начинаю Я, Вы можете продолжить в любой момент так, что следим пальчиком в тексте.
6. Первичное восприятие текста.
- Понравилось произведение?
- Что особенно?
- К какому жанру относится это произведение: повесть, сказка или повесть-сказка? (повесть-сказка)
- Как называется произведение, отрывок из которого мы сейчас прочитали?
(“Крокодил Гена и его друзья”)
7. Физкульминутка
Раз - два - три - четыре - пять! (ходьба на месте)
Вышли дети погулять
Дальше я быстрей бегу (лёгкий бег на месте)
Остановились на лугу (приостанавливаются)
Лютики, ромашки. (полуприседания вправо, влево с отрывом руки)
Собирал .....наш класс - (подпрыгнуть, развести руки в стороны)
Вот какой букет у нас (и показать величину собранного букета)
8. Словарно-лексическая работа. Чтение трудных слов.
А теперь ребята мы поработаем с неизвестными нам словами. На стр. 141 у нас выделено слово “Уценённые товары”, найдите в словарике значение этого слова.
Уценённые товары – товары, которые стоят меньше прежней стоимости.
Умницы. Но у нас есть еще два неизвестных слова (Каюта, телефонная будка)
Каюта – помещение на корабле.
Телефонная будка – будка с телефоном-автоматом.
9. Вторичное чтение текста.
Повторное чтение по цепочке.
10. Анализ произведения.
Проверка понимания и смысла рассказа.
1 – где жил Чебурашка?
В далеком тропическом лесу.
2 – как он попал в ящик с апельсинами?
Гулял он себе, гулял и вдруг около большого фруктового сада увидел несколько ящиков с апельсинами. Не долго думая, Чебурашка забрался в один из них и стал завтракать. Он съел целых два апельсина и так объелся, что ему трудно стало передвигаться. Поэтому он прямо на фруктах и ул?гся спать.
3 - как Чебурашка оказался в магазине?
Ящики долго плавали по морям и океанам и в конце концов оказались во фруктовом магазине очень большого города
4 – почему Чебурашку не приняли в зоопарк?
В главный городской зоопарк Чебурашку не взяли, так как не знали, куда посадить неизвестного зверька;
5 – почему Чебурашку взяли в магазин уценённых товаров?
Он похож на бракованную игрушку. Ему нужно было стоять в витрине и привлекать внимание прохожих.
6 – где стал работать и жить Чебурашка?
Работать он стал в магазине уценённых товаров, а жить в старой телефонной будке, стоявшую у входа в магазин.
- Какой фрагмент текста проиллюстрировал художник? (найдите и прочитайте).
- К какому типу текста можно отнести этот рассказ (описание, повествование, рассуждение)?
- Докажите! (Повествование. События сменяют друг друга. К тексту можно поставить вопрос “Что произошло?”)
11. Итог урока.
С произведением какого автора мы познакомились?
Какая книга писателя вас особенно заинтересовала во время урока, и вы хотите прочитать в ближайшее время?
Назовите основную мысль произведения.
О чем хотел сказать Успенский? (Трудно жить одному. Хорошо, когда рядом есть верные друзья).
12. Домашнее задание
Чебурашка очень рад, что у него появился целый класс друзей. И он принёс вам домашнее задание.
Прочитать стр. 139 – 142 и подготовить пересказ любого отрывка.
Учитель: дружбой надо дорожить и всегда помнить слова еще одного замечательного героя кота Леопольда
Ребята, давайте жить дружно!
13. Выставление комментируемых оценок.