Цели: обобщение знаний и умений по теме “Кодирование и обработка текстовой информации”; формирование у учащихся интереса к информатике через проведение нестандартных уроков; создание ситуации успеха учащихся для повышения интереса к изучению информатики; воспитание коллективизма.
Оборудование: ПК, программное обеспечение: ТП “MS WORD”, “PowerPoint”, карточки с заданиями, тесты, оценочные листы
Форма проведения урока: урок – игра (2 урока).
Игра рассчитана на учащихся 9-го класса. В игре участвуют две команды. Жюри.
Ход урока
1. Организационный момент
.Здравствуйте, ребята,
Рада видеть Вас!
Необычным будет сей урок для нас.
Гости на уроке,
Будем мы им рады.
Знания покажем, что для нас награда.
Получить оценки вы сейчас старайтесь,
От своих заданий вы не отвлекайтесь!Игра по информатике
Сегодня состоится.
Сразятся не романтики,
Сразятся программисты.
Конечно, будет сложно,
Но впереди – успех.Сегодня всё возможно,
Жаль лавры не для всех.
И гости все вам рады,
Желают все добра,
И лучшая награда –
Хорошая игра.
Приветствия команд
Сервер:
Команда “Сервер” – просто класс!
Друзья, болейте же за нас!
Поддержка ваша так важна,
Победа очень нам нужна!
Кто будет первым – неизвестно,
Желаем вам победы честной!
Атрибуты:
Мы, команда, “Атрибуты”,
Скажем честно, без утех,
В знания свои мы верим,
И победа – без помех.
Чародеи мы как будто,
Встречу с нами не забудь ты!
Кто победит – решать не нам,
Успеха мы желаем вам!
II. Мотивационный этап.
Цель нашего сегодняшнего урока закрепить и систематизировать полученные знания и умения по разделу “Кодирование и обработка текстовой информации”. В течение ряда уроков вы изучали тестовый процессор MS Word. Вы убедились, что он обладает широкими возможностями для ввода, форматирования и редактирования текста.
Девиз нашего урока:
Пусть кипит работа,
Сложны соревнованья,
Успех решает
не судьба,
А ваши знанья!
III. Игра.
Гейм “Заморочки из бочки”
Команды по очереди тянут из бочонка вопросы. На раздумья дается 30 секунд. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Вопросы:
1) Почему при кодировании текстовой информации в компьютере в большинстве кодировок используется 256 различных символов, хотя русский алфавит включает только 33 буквы? (кроме букв есть еще много символов).
2) Какие существуют способы создания текстовых документов? (шаблоны, мастер, создание нового документа).
3) Какие русские кодировки вы знаете, перечислите. (КОИ-8, Windows, MS-DOS, Mac, ISO).
4) Что означает задать параметры страницы? (задать формат, размер полей и ориентацию страницы).
5) Чем отличается кодировка Unicode от всех остальных кодировок? (1 символ “весит” 16 бит, а не 8 бит).
6) Каковы основные параметры форматирования абзацев? (По левому краю, по центру, по правому краю, по ширине).
7) Какие объекты можно вставлять в документ? (рисунки, таблицы, формулы, диаграммы).
8) Какие бывают списки? (маркированные, нумерованные, многоуровневые).
9) Данные каких типов могут храниться в ячейках таблицы? (Текст, числа, изображения).
10) Как осуществляется нумерация страниц? (через колонтитулы, номер страницы).
11) Небольшой, но незаменимый обитатель компьютерного “зоопарка”. (Мышь).
12) Стандартное устройство вывода информации. (Монитор).
Гейм “Капитаны”
Капитаны команд выполняют задания на компьютере. За каждое выполненное задание 1 балл.
1 задание. Расшифруйте заданные коды в кодировке MS-DOS.
159 225 171 235 232 227 136 239 167 160 161 235 162 160 238 159 162 168 166 227 136 239 167 160 175 174 172 168 173 238 159 164 165 171 160 238 136 239 175 174 173 168 172 160 239
(Я слышу - я забываю,
Я вижу - я запоминаю,
Я делаю - я понимаю)
2 задание. Каждой клавише или сочетанию клавиш со своим номером соответствует свое назначение с буквой. Поставьте в таблицу ответов букву, соответствующую номеру.
№ | Клавиши | Назначение клавиш | Буква |
1 | Shift + > | Стирание символа справа от курсора | В |
2 | Ctrl + Home | Отмена выделения | С |
3 | Page Up | Выход из редактора с сохранением документа | - |
4 | Delete | Замещение букв | В |
5 | End | Окончание ввода абзаца | И |
6 | Alt + F4 | Отмена промежуточной команды | Р |
7 | Caps Lock | Выделение слов, строки вправо | Б |
8 | Shift + F1 | Смена регистра букв у выделенного фрагмента | Л |
9 | Esc | Стирание символа слева от курсора | Я |
10 | Page Down | Перемещение курсора на первую букву текста | Р |
11 | Insert | Клавиша перехода в набор прописными буквами | С |
12 | Enter | Листание экранной страницы вниз | А |
13 | F4 | Вывод параметров форматирования текста | П |
14 | Alt + BackSpace | Листание экранной страницы вверх | А |
15 | BackSpace | Перемещение курсора на последнюю букву строки | О |
Ответы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
б | р | а | в | о | - | с | п | р | а | в | и | л | с | я |
Гейм “Команда”
Участники команд выполняют задание на местах.
Задание 1. Разгадать кроссворд “Устройство компьютера”.
Устройство ввода буквенной и числовой
информации. “Волшебная палочка” для игры на компьютере. То, во что мы смотрим, работая на компьютере, чтобы получить от него информацию. Устройство печати. Хранилище информации. Устройство ввода графической информации. “Сердце” компьютера. Устройство вывода звуковой информации. |
ОТВЕТЫ: 1. клавиатура 2. джойстик 3. монитор 4. принтер 5. память 6. сканер 7. процессор 8. динамик.
Задание 2. Отгадать слово. На карточках написаны вопросы, ответив на них, берут указанные буквы и из полученных букв составляют слово.
За каждое отгаданное слово – 1 балл, за составленное слово – 2 балла.
1 карточка.
- Как называется устройство для считывания и записи информации на диск?
Ответ: дисковод (1-я буква).
2 карточка.
- Как называется устройство для вывода информации на бумагу?
Ответ: принтер (3-я и 5-я буква).
3 карточка.
- Как называется специальная программа для путешествия по Web-страницам в Интернете?
Ответ: браузер (6-я буква).
4 карточка.
- Как называется центральное устройство компьютера, обрабатывающее информацию?
Ответ: процессор (6-я буква).
5 карточка.
- Как называется устройство для считывания разного рода информации в компьютер?
Ответ: сканер (2-я и 3-я буквы).
Ответ: Дискета
Гейм “Кто быстрее...”
Задание. Наберите текст с учетом элементов форматирования.
Русские писатели и учёные о культуре речи
В.Г.Белинский
Грамматика есть логика, философия языка, и кто знает грамматику своего языка, для того, по крайней мере, возможно знание всеобщей грамматики – этой прикладной философии слова человеческого. Сверх того, люди, которые только по инстинкту хорошо говорят или пишут на своем языке, по необходимости часто ошибаются против духа языка, в ущерб своему успеху на поприще изустной или письменной изящной речи. И нет никакого сомнения, что когда к инстинктивной способности хорошо говорить или писать, присоединяется теоретическое знание языка, – сила способности удвояется, утрояется. Грамматика не дает таланта, но дает таланту большую силу... Грамматика не дает правил языку, но извлекает правила из языка. Общее незнание этих правил, т. е. незнание грамматики, вредит языку народа, делая его неопределенным и подчиняя его произволу личностей: тут всякий молодец говорит и пишет на свой образец. В формах языка должно быть единство. А этого единства можно достигнуть только строгим исследованием, как правильнее должно говорить или писать то или другое. Это искание правильности должно быть доведено до педантизма – для успеха самого языка.
Гейм “Дальше... дальше...”
Из-за избытка информации наше внимание становится рассеянным, а ум усталым, как перегруженные мышцы. Чувство интереса оживляет, снимает усталость. “Сосредоточенность – вот в чем секрет силы” (Ралф Уолдо Эмерсон). Сосредоточимся на решении поставленных задач.
Каждой команде задается одинаковое количество вопросов. Команда получает столько очков, на сколько вопросов она ответила правильно.
Вопросы для первой команды:
- “Сердце” - компьютера. (Процессор).
- Модель, реализованная средствами программой среды. (Компьютерная модель).
- Поименованная область на диске или другом носителе. (Файл).
- Условия существования объекта. (Среда).
- Глобальная компьютерная сеть (Интернет).
- Прикладная среда, предназначенная для создания и редактирования графических изображений. (Граф. редактор).
- Кнопка на рабочем столе Windows. (Пуск).
- Второй экземпляр файла. (Копия).
- Специальная компьютерная программа способная “размножаться” и “заражать” другие программы. (Вирус).
- Устройство управления компьютером, обычно используемое в компьютерных играх. (Джостик).
- Область памяти, которая служит для временного хранения данных предназначенная для обмена. (Буфер обмена).
- Набор пунктов (обычно команд), из которого можно выбирать один пункт. (Меню).
- Нажатие и отпускание кнопки мыши. (Щелчок).
- Наименьшая единица измерения информации. (Бит).
- Стандартное устройство для ввода алфавитно – цифровых данных в компьютер. (Клавиатура).
- Один из видов оптических дисков, предназначенных для считывания данных лазерным лучом и содержащий данные или музыку. (компакт - диск).
- Наглядное представление объекта в операционной среде Windows. (Значок).
Вопросы для второй команды:
- Устройство вывода информации на бумагу. (Принтер).
- Аналог (Заменитель) оригинала, отражающий некоторые его характеристики. (Модель).
- Указатель места на экране. (Курсор).
- Процесс проверки правильности построения модели. (Тестирование).
- Устройство ввода информации в компьютер с бумаги. (Сканер).
- Элементарный объект электронной таблицы, расположенный на пересечении столбца и строки. (Ячейка).
- Устройство для связи компьютеров через телефонную сеть. (Модем).
- Название клавиши на букву П. (Пробел).
- Место вывода изображения на мониторе. (Экран).
- Вычислительное устройство. (Калькулятор).
- Устройство для чтения музыкальных и программных компакт – дисков. (CD-ROM).
- Специальная папка системы Windows предназначенная для удаления ненужных объектов. (Корзина).
- Секретная комбинация символов, служащая для подтверждения права доступа к определенному ресурсу. (Пароль).
- Группа клавиш со стрелками на клавиатуре. (Курсорные клавиши).
- Два щелчка мыши с быстрой последовательностью. (Двойной щелчок).
- Сетевая служба, позволяющая обмениваться текстовыми электронными сообщениями через Интернет. (Эл. почта).
- Единица измерения разрешения экрана. (Пиксель).
Музыкальная пауза.
Во время музыкальной паузы жюри подводит итоги предыдущих геймов. Для команд “Физминутка”
Гейм “Ты мне – я тебе”
Команды по очереди задают приготовленные дома вопросы. За каждый правильный ответ 1 балл.
Гейм “Гонка за лидером”
Вопросы задаются обеим командам по очереди. По 1 баллу за каждый правильный ответ. На раздумья отводится 30 секунд.
Вопросы:
- Чему равен 1 Мбайт? (1024 Кбайт).
- Устройство, служащее для ввода графической информации с бумаги в компьютер? (Сканер).
- Как называется печатающее устройство для вывода чертежей на бумагу? (Плоттер).
- Устройство снижающее скачки напряжения в электрической сети. (сетевой фильтр).
- Сетевой компьютер, предоставляющий услуги другим компьютерам. (Сервер).
- Взломщик компьютерных программ. (Хакер).
- Набор символов русского алфавита. (Кириллица).
- Устройство, служащее для выхода звуковых сигналов. (Колонки).
Гейм “Истина или ложь?”
Нужно определить истинность утверждения, если оно истинно, то поднимите белую карточку, если ложно - красную. Жюри считает количество правильных ответов.
- Перемещаться по ячейкам таблицы можно с помощью клавиши Enter. (0)
- Чтобы удалить пустую строку, следует установить курсор в конец предыдущей строки и нажать клавишу Delete.(1)
- Для того, чтобы удалить символ слева от курсора, нужно нажать на клавишу Backspace (<). (1)
- Для копирования фрагмента текста при помощи Буфера Обмена нужно:
- Выделить фрагмент документа для копирования.
- Выполнить команду Копировать.
- Переместить курсор в позицию, куда нужно скопировать фрагмент текста.
- Выполнить команду Вставить. (1)
- Чтобы удалить строку (столбец) таблицы, нужно выделить строку (столбец) и выполнить команду Таблица. Удалить столбцы (строки). (1)
- Выравнивание абзаца по центру – оба края ровные. (0)
- Для выделения рисунка нужно щелкнуть по нему. (1)
- Для объединения ячеек в таблице нужно:
- Выделить все ячейки, которые надо объединить
- Выбрать в меню Таблица команду Удалить. (0)
- Для объединения ячеек в таблице нужно:
- Выделить все ячейки, которые надо объединить
- Выбрать в меню Таблица команду Объединить ячейки. (1)
- Для выбора размера для фрагмента текста с помощью панели инструментов Формат нужно:
- Выделить фрагмент текста, для которого нужно установить размер шрифта.
- Открыть раскрывающийся список Размер.
- Выбрать нужный размер шрифта. (1)
Гейм “Практика”
Практическая работа. На рабочем столе папка “Урок”. В папке 2 задания. Выполняют участники команд сами по выбору (2 учащихся – практическое задание, 2 учащихся – тест)
Тест. Выполняется в программе MS Excel. Максимальное количество - 5 баллов
Практическое задание.
- Создать текстовый документ “Открытка от ...”.
- В ней поздравить участников урока с наступающим Новым 2015 годом.
- Для оформления открытки использовать: ориентация – альбомная, фигурный текст WordArt, текст, картинки, графические примитивы, подпись.
- Скопировать документ в сетевую папку.
- Сообщить о выполненной работе учителю.
Максимальное количество - 5 баллов + 1 балл за качество.
Учитель показывает работы ребят на экране.
IV. Подведение итогов. Награждение победителей.
Мы с вами провели игру под названием “Счастливый случай”. Но, знания и умения, которые показали ребята во время упорной борьбы, совсем не случайны. Не случайно девиз нашего урока:
Пусть кипит работа,
Сложны соревнованья,
Успех решает
не судьба,
А ваши знанья!
Впереди нас ждут великие открытия и необычные приключения.
Жюри подводит итоги игры, называют самых активных участников мероприятия.
Победившей команде вручаются грамоты и призы каждому участнику.
Второй команде также вручаются призы и дипломы участника мероприятия.
V. Домашнее задание. Глава 2 (повторить).
VI. Рефлексия
Каждый участник урока-игры заполняет карточку успешности.