Цель: Закрепить знания выпускников школы о грамотном составлении и написании автобиографии для приёма на работу;
Задачи:
- учить применять на практике знаний об автобиографии;
- формировать умение применять при составлении автобиографии простые распространённые предложения;
- воспитание интереса к предмету;
- коррекция и развитие письменной речи;
- развитие зрительного восприятия через составление предложения из слов, данных вразброс;
Оборудование:
- толковый словарь,
- стенд с бланками, образцами написания автобиографии,
- карточки с заданиями,
- рабочая тетрадь “Деловое письмо” А.М.Шехирева (тетрадь по письму и развитию речи для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Приложение 1)
Ход урока
I. Организационный момент.
Оздоровительная минутка – упражнение “Дерево”.
Движения выполняются под слова учителя:
- Стоя, ноги вместе, руки опущены, спина прямая
- Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх.
- Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе.
- Потянитесь всем телом. Представьте крепкое, сильное дерево.
- Высокий ствол тянется к солнцу.
- Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем.
- Опустите руки, расслабьтесь.
Молодцы! Мне нравится ваш настрой на работу. Тихо сели.
II. Проверка домашнего задания.
1. Актуализация знаний.
- Чем отличается простое предложение от сложного?
- В чём разница между простым распространённым и простым нераспространённым предложениями?
2. Характеристика предложений.
Карточки:
1) Я родился в городе Кольчугино.
2) Девочки получают профессию швеи, а мальчики изучают столярно-плотничное дело.
3) Начались каникулы.
4) Моя мама работает в детском саду.
5) Я живу в городе, который очень люблю!
III. Изучение нового материала.
1. Составление предложения из слов, данных вразброс.
- Чтобы сформулировать тему нашего урока, составьте предложение из слов, данных вразброс. Слова даны в начальной форме. Если потребуется, измените форму слов.
Урок, на, сегодня, заниматься, написание, мы, автобиография.
- Вы знакомы со словом автобиография?
- Что такое автобиография?
2. Работа с толковым словарём.
- Найдите значение слова автобиография в толковом словаре.
3. Объяснение нового материала.
Автобиография – это документ, в котором человек последовательно описывает свою жизнь.
- Что значит последовательно? (По порядку, шаг за шагом, от рождения до настоящего времени)
При приёме на работу помимо заявления и документа об образовании, необходимо предоставить ещё и автобиографию, текст которой должен быть изложен кратко, в деловом стиле, и состоять, как правило, из простых распространённых предложений.
4. Запись предложения и работа над ним.
Сегодня на уроке мы займёмся написанием автобиографии. (простое, повеств., распр.)
а) решение орфографических задач;
б) характеристика предложения;
в) разбор по членам предложения с указанием частей речи.
5. Работа по теме урока.
а) определение стилей автобиографии;
- Определите, в каком стиле (художественном или деловом) написаны автобиографии?
1 вариант.
Автобиография Юрия Марковича Нагибина.
Я родился 3 апреля 1920 года в Москве близ Чистых прудов в семье служащего.
В литературном отношении я всем обязан отчиму, он научил меня читать только хорошие книги.
До восьмилетнего возраста я хотел стать агентом МУРа. Я не знал, что это такое, но мне нравилась мужественная звучность этих слов.
В восемь лет я мечтал стать лётчиком. Затем я неистово увлёкся “Тремя мушкетёрами”. А потом я почему то решил, что увлечён химией.
После короткой учёбы в Медицинском институте, я перешёл на сценарный факультет Киноинститута...
2 вариант.
Я, Козлов Сергей Александрович, родился 3 июня 1985 года в Москве. Мой отец, Козлов Александр Фёдорович, работает водителем троллейбуса. Мать, Козлова Тамара Ивановна, работает санитаркой в детской городской больнице.
В 1992 году я поступил в школу № 571 и окончил её в 2002 году. Обучался столярному делу и получил профессию столяра.
Мой адрес: г. Москва, ул. Очаковская, д. 17, кв. 3.
10 августа 2002 г. С. Козлов
- Какая из этих автобиографий подойдёт при устройстве на работу?
б) знакомство со структурой автобиографии;
- Автобиография имеет свою структуру. Поработав над следующим упражнением, мы сможем составить план её написания.
- Перечитайте автобиографию выпускника школы. Какие сведения даны в ней?
в) составление плана;
План.
1. Название документа.
2. Фамилия, имя, отчество.
3. Дата рождения (число, месяц, год).
4. Место рождения.
5. Сведения о родителях (ФИО, место работы).
6. Сведения об образовании (где, когда учился).
7. Полученная профессия.
8. Дата, подпись.
- С годами автобиография каждого человека пополняется, расширяется. В ней указываются сведения о трудовой деятельности (где, когда и кем работал), сведения о собственной семье (муже, жене, детях).
г) составление собственной автобиографии устно по плану;
IV. Физминутка.
/Включить музыку/
- Сделаем короткий перерыв. Расслабьтесь, сядьте, как вам удобно и послушайте приятную мелодию. Можете закрыть глаза и представить себя в лесу....
- Минутка релаксации закончена.
V. Закрепление материала.
1. Работа в рабочей тетради.
- Прочитать образец автобиографии и выделить части по плану. Упр 37, стр25
- Прочитать автобиографию и ответить на вопрос: Почему работник отдела кадров вернул этот документ?
2. Самостоятельная работа.
- А сейчас вы самостоятельно попробуете составить и записать свою автобиографию.
3. Индивидуальная работа со слабыми учащимися.
/вписать свои данные в готовый бланк/
Я, _________________________________________
родил(ся)(ась) ___________________________ в _________________________________
Мой отец, _____________________________________________________
работает __________________________________________________
Моя мать, ___________________________________________
работает _____________________________________________
В 19...... году я поступил(а) в _________________________________________________
и окончил(а) её в 20.....году.
Обучаясь в колледже, получил(а) профессию _____________________________________
_____________________________________________
3. Чтение и анализ некоторых автобиографий учащихся.
VI. Домашнее задание:
I, II группа
Упр.. 39, стр. 26 /рабочая тетрадь/
Расположить части автобиографии последовательно.
III, IV группа
Упр. 38 (устно), списать план автобиографии.
VII. Итог урока.
1. Итоговые вопросы:
- Над чем мы работали на уроке?
- Что такое автобиография?
- Какие требования предъявляются к составлению автобиографии для приёма выпускника школы на работу?
- Из предложенных вразброс данных составьте план автобиографии.
2. Игра “Угадай, о ком речь?”
1) Я родился давным-давно в маленьком городке на берегу Средиземного моря в семье бродячего артиста.
Мой папа был шарманщиком, а его друг, старый Джузеппе, столяром.
Когда пришло время идти в первый класс, папа Карло справил мне новую бумажную курточку и яркий полосатый колпак, купил красочную азбуку и отправил в школу...
2) Я родилась в старой деревушке в семье писателя. Мой папа, Шарль Перро, был сказочником. Мама, милая женщина, была домохозяйкой и пекла вкусные пирожки, которые я часто носила бабушке.
Когда мне исполнилось 10 лет, меня съел Серый волк, но добрые дровосеки спасли меня...
- Годятся ли эти автобиографии для приёма на работу? Почему?
3. Оценки учащимся.