Тип урока: Урок новых знаний.
Вид урока: Проблемно-исследовательский.
Цель урока: изучение реакций ионного обмена.
Задачи урока:
- Образовательные: Актуализировать и углубить знания о ТЭД; рассмотреть реакции обмена в свете представлений ТЭД; сформировать у учащихся представление о сущности реакций ионного обмена; продолжить формировать навыки составления уравнений диссоциации электролитов, сформировать навыки написания полных и сокращенных ионных уравнений.
- Развивающие: Продолжить развивать умения применять знания и собственный опыт в различных ситуациях, в том числе и проблемных: способствовать развитию мышления, анализу полученных знаний, выделения главного, обобщения и систематизации.
- Воспитательные: Создать условия для формирования культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям, умений проводить самооценку. Содействовать формированию гуманности, доброты, толерантности, ответственности.
Метод обучения: частично-поисковый, фронтальный, групповой, парный
Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, реактивы ( р-ры соляной кислоты, гидроксида натрия, карбоната натрия, хлорида натрия, нитрата серебра, фенолфталеин).
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Мы рады вас приветствовать сегодня на уроке. Эпиграфом нашего урока будут следующие слова:
Три пути ведут к знанию:
- путь размышления – самый благородный,
- путь подражания – самый легкий,
- и путь опыта – это самый горький.
Мы желаем вам идти к достижению цели трудными, но благородными путями. Сегодня вы должны научиться применять полученные знания по теме “ТЭД” в новой нестандартной ситуации.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Фронтальный опрос по материалам предыдущих уроков.
Назовите, на какие группы делятся вещества?
- Что такое электролиты?
- Какие бывают электролиты?
- Что такое ионы?
- Какие ионы образуются при диссоциации, оснований?
- Какие ионы образуются при диссоциации кислот?
- Какие ионы образуются при диссоциации солей?
2. Работа в группах
“Меткий стрелок”
Выберите вещества - электролиты.
А) Na3PO4, KNO3, AgCl, Na2CO3, BaSO4 —> ЭЛЕКТРОЛИТЫ
B) Mg(OH)2, NaOH, MgCl2, Fe(OH)2, H2SO4 —> ЭЛЕКТРОЛИТЫ
“Распознай своё”
Среди перечисленных формул первая команда выбирает формулы электролитов, а вторая - неэлектролитов.
1) Al(OH)3, Ba(OH)2, Ca3(PO4)2, PbSO4, Na2S, Fe(NO3)2, AgCl
2) H2SO4, Cu(OH)2, ZnCl2, H2SiO3, NaCl, KOH, BaCO3, Fe(OH)3
3. Целеполагание и мотивация
Работа в группе. Предлагает учащимся сформулировать тему урока с помощью лабиринта.
Ц И И С Р О А Н К А И О О Г М Е Р Е Б Н Н О Б К
Определите ключевое понятие сегодняшнего урока, используя “лабиринт букв” (“реакции ионного обмена”).
Какие уже известные вам понятия включает это, пока еще новое для вас, понятие? (“реакции обмена”, “ионы”.)
Итак, опираясь на знания о реакциях обмена, электролитической диссоциации кислот, солей, оснований при растворении в воде, на сегодняшнем уроке мы должны выяснить, какие реакции называются реакциями ионного обмена, и научиться составлять ионные уравнения, выяснить условия их протекания.
Запишите тему урока: Реакции ионного обмена. Учащиеся формулируют тему урока “Реакции ионного обмена” и записывают тему урока в тетради.
Работа в группе. “Многоборье”
Запишите в таблице число и заряд ионов, входящих в состав каждого предложенного вещества, как показано в примере 1.
ЭЛЕКТРОЛИТЫ | КАТИОНЫ | АНИОНЫ |
1.Al2(SO4)3 | 2Al3+ | 3SO42- |
2.CuCl2 | ||
3.Na3PO4 | ||
4.K2CO3 | ||
5.LiOH |
ЭЛЕКТРОЛИТЫ | КАТИОНЫ | АНИОНЫ |
1.NaOH | Na+ | OH- |
2.H2SO4 | ||
3.NaCl | ||
4.MgCl2 | ||
5.NaNO3 |
4. Работа в парах .Определите из предложенных вам уравнений реакции обмена. Найдите букву, соответствующую правильному ответу, из букв сложите слово.
УГАДАЙ СЛОВО
Уравнение реакции | Буква |
Mg + 2HCl = MgCl2 + H2 | А |
NaCl + AgNO3 = NaNO3 + AgCl | П |
KOH + HCl = KCl + H2O | И |
2Ca + O2 = 2CaO | Б |
CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + CO2 + H2O | С |
2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O | Е |
Br2 + 2KI = 2KBr + I2 | Н |
Cu(OH)2 + 2NaCl = CuCl2 + 2NaOH | Ь |
2HgO = 2Hg + O2 | К |
BaCl2 + K2SO4 = 2KCl + BaSO4 | М |
ZnO + 2HCl = ZnCl2 + H2O | О |
H2O + CaO = Ca(OH)2 | Ю |
Учитель предлагает тем учащимся, которые выполнили работу показать сигнал “дай пять”.
III. Изучение нового материала.
1. СТАДИЯ “ВЫЗОВА”.
Ребята на наш адрес пришло письмо от одного из учащихся, который увлекается химией.
Здравствуйте многоуважаемые коллеги-химики 8-го класса!
Недавно я познакомился с реакциями ионного обмена. Несмотря на мои обширные познания в области химических наук, у меня возникла некая проблема. В моем распоряжении имеются следующие реактивы: хлорида бария ВаCl2, сульфата натрия Na2SO4, растворы карбоната натрия Na2CO3, раствор соляной кислоты HCl, растворы гидроксида натрия NaОН. Все эти вещества сложные, и следовательно, они должны вступать в реакции обмена, но на практике казалось, что не все они между собой взаимодействуют. Почему? Помогите мне разрешить мою проблему. Буду вам премного благодарен.
Р.S. Вместе с письмом высылаю вам все перечисленные реактивы.
Ребята, прежде чем вы начнете помогать товарищу разобраться с его проблемой, прочтите п. 37. Где говорится о том, что до сих пор рассматривались процессы, происходящие при растворении одного электролита в воде; анализирует ситуацию, когда в растворе присутствуют два электролита. Поясняет, что при сливании некоторых растворов электролитов реакции протекают, а в других случаях – нет. По каким признакам можно судить о протекании реакций? Так же напоминаю вам, что вы уже знакомы с реакциями обмена. Также вам известно, что данные реакции возможны только в тех случаях, когда в результате реакции выделяется осадок, газ или вода. До изучения ТЭД реакции обмена рассматривались как взаимодействие молекул кислот, оснований и солей. А теперь ваша задача изучить реакции обмена в свете ТЭД. (читаем текст)
2. ПОДЕЛИСЬ С СОСЕДОМ.
Расскажите своему партнеру по плечу об особенностях реакциях ионного обмена и приведите пример и запишите уравнение реакции. А теперь партнер В расскажите про реакцию нейтрализации, приведите пример и запишите уравнение реакции.
Что находится в растворе ходе реакции ионного обмена? (ионы водорода, гидроксид-ионы, ионы металлов и кислотных остатков)
Отсюда следует логический вывод. Реакции между растворами этих веществ сводятся к взаимодействию ионов.
Дайте определение ионных реакций? (Реакции между ионами называют ионными реакциями, а уравнения таких реакций – ионными уравнениями.)
3. ФИЗМИНУТКА
Ребята у вас на партах лежат листочки напишите в течение 1 минуты на нем свой вопрос по теме реакции ионного обмена, ТЭД, вверху, а в низу напишите ответ на ваш вопрос и загните ответ так чтобы было видно только вопрос. А теперь встаем и начинаем перемешиваться, как только музыка останавливается, встаем в пару с ближайшим к вам партнером. В течение 15 секунд партнер который выше показывает свой вопрос второй сразу отвечает, следующие 15 секунд наоборот, меняемся вопросами благодарим и опять танцуем.
- Что называется электролитической диссоциацией?
- Признаки реакций обмена?
- Какие бывают электролиты?
- Вещества делятся по теории электролитической диссоциации?
- Какие ионы ты знаешь?
- Что такое кислоты?
- Что называется основанием?
- Какие ионы образуются при распаде солей?
- Что такое реакция нейтрализации?
- Как называется реакция между кислотой и основанием?
4. СТАДИЯ “ОСМЫСЛЕНИЕ”
Сегодня на уроке мы с вами должны исследовать, как протекают реакции ионного обмена, какие признаки будут являться определяющими.
- А какие признаки химических реакций вы знаете?
- Так как мы будем говорить о разных признаках реакций и наблюдать их, то я хотела бы услышать, а как вы их определите.
- Как вы будите работать с кислотами и щелочами?
- Что мы должны при этом помнить?
Проводит инструктаж по технике безопасности при обращении с химическими реактивами. Помогает и контролирует проведение лабораторных исследований.
Наблюдает за ходом работы учащихся в группах.
Лабораторная работа. (групповая)
Инструкционная карта лабораторной работы по теме “Реакции ионного обмена”.
Опыт 1. Взаимодействие растворов хлорида бария и сульфата натрия .
Оборудование и реактивы: растворы хлорида бария ВаCl2,, сульфата натрия Na2SO4, штатив с пробирками.
Налейте в чистую пробирку примерно 1 мл раствора хлорида бария ВаCl2 и к нему прилейте аккуратно примерно 1 мл сульфата натрия Na2SO4. Какие признаки реакции вы наблюдали? (выпадение осадка)
Записываем уравнение реакции в молекулярном и ионном виде по этапам
ВаCl2 + Na2SO4 = 2NaCl + BaSO4
Ва2+ + 2Cl- + 2Na+ + SO42- = 2Na+ + 2Cl- + BaSO4
Ba2+ + 2Cl- + 2H+ + SO42- = 2H+ + 2Cl- + BaSO4
Эта реакция сводится к взаимодействию ионов бария и сульфат-ионов
Ва2+ + SO42- = BaSO4
Итак, первое условия протекания реакций ионного обмена – это выпадение осадка
Опыт 2. Взаимодействие растворов карбоната натрия и соляной кислоты.
Оборудование и реактивы: растворы карбоната натрия Na2CO3, раствор соляной кислоты HCl, штатив с пробирками.
Налейте в чистую пробирку примерно 1 мл раствора карбоната натрия Na2CO3 и к нему прилейте аккуратно примерно 1 мл соляной кислоты HCl. Какие признаки реакции вы наблюдали? (Выделение газа.)
Записываем уравнение реакции в молекулярном и ионном виде по этапам
Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + CO2 + H2O
2Na+ + CO32- + 2H+ + 2Cl- = 2Na+ + 2Cl- + CO2 + H2O
Итак, второе условия протекания реакций ионного обмена – это выпадение газа
CO32- + 2H+= CO2 + H2O
К взаимодействию, каких ионов сводится эта химическая реакция? (ионов водорода и карбонат-ионов)
Опыт 3. Взаимодействие растворов гидроксида натрия и соляной кислоты.
Оборудование и реактивы: растворы гидроксида натрия NaОН, раствор соляной кислоты HCl, фенолфталеина, штатив с пробирками.
Налейте в чистую пробирку примерно 1 мл раствора гидроксида натрия NaОН и к нему прилейте по каплям фенолфталеин. Какие признаки реакции вы наблюдали? (изменение цвета), затем прилейте аккуратно примерно 1 мл раствор соляной кислоты HCl. Какие признаки реакции вы наблюдали? (исчезновение цвета)
Записываем уравнение реакции в молекулярном и ионном виде по этапам
NaOH + HCl = NaCl + H2O
Na+ + OH- +H+ +Cl- = Na+ + Cl- + H2O
К взаимодействию, каких ионов сводится эта химическая реакция? (ионов водорода и гидроксид-ионов)
OH- +H+ = H2O
Итак, третье условия протекания реакций ионного обмена – это образование слабого электролита – воды.
Реакции между кислотой и основанием называются реакциями нейтрализации.
Проводят экспериментальные исследования. Выдвигают гипотезу в ходе проведения эксперимента. Объясняют и подтверждают выдвинутую гипотезу.
В процессе выполнения лабораторной работы учащиеся заполняют таблицу.
№ | Исходные вещества | Признаки реакций | Уравнения реакций | Выводы |
1. |
IV. Закрепление.
КОМАНДНАЯ МОДЕЛЬ
Возьмите лист бумаги сложите его пополам и еще раз пополам, затем отогните верхний левый угол. При развороте в середине листа у вас получился ромб, запишите в нем реакции ионного обмена, в левом верхнем прямоугольнике обязательные характеристики, в правом вернем – необязательные; в левом нижнем прямоугольнике примеры, в правом противоположные примеры.
Работа в группах “Химический футбол”
А) Сколько мячей попадёт в ворота? Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
SO3, H3PO4, KCl, Na2O, CuCl2, FeSO4, H2SO4 —> LiOH
CaO, CaCO3, HCl, AgNO3, Cu(OH)2, SO2, H2SO4 —> HCl
Работа в парах “Найди себе пару”
1. Отметьте в таблице знаком “плюс” пары веществ, между которыми реакции ионного обмена идущие до конца. Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
K2CO3 | KOH | AgNO3 | FeCl3 | HNO3 | |
NaOH | |||||
CuCl2 | |||||
HCl |
2. Отметьте в таблице знаком “плюс” пары веществ ,между которыми реакции ионного обмена идущие до конца .Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
Na2CO3 | KOH | AgNO3 | FeCl2 | HNO3 | |
KOH | |||||
CuCl2 | |||||
HCl |
В -1.
1. Напишите молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций идущих до конца.
а) Na2CO3 + HNO3 —>
б) CuCl2 + NaNO3 —>
в) KOH + AlCl3 —>
г) NaOH + HI —>
2. Напишите молекулярное и полное ионное уравнение реакций соответствующее данному сокращенному.
а)2Ag- + SO32+ —> Ag2 SO3v
б) Mg2+ + 2OH- —> Mg(OH)2
В -2.
1. Напишите молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций идущих до конца.
а) K2SO3 + H2SO4 —>
б) KCl + NaNO3 —>
в) NaOH +MgCl2 —>
г) KOH + HI —>
2.Напишите молекулярное и полное ионное уравнение реакций соответствующее данному сокращенному.
а)Ba 2+ + SO42+ —> Ba SO4 v
б)Cr2+ + 2OH- —> Cr (OH)2
СТАДИЯ “РЕФЛЕКСИЯ”
Выбирают смайлик, который подходит им после урока.
Домашнее задание: параграф 37, упр. 1,2,5 (доп).
Список используемой литературы:
1. Учебник по химии (базовый уровень) для общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. М.: Дрофа, 2007-2008., Химия - 8 класс.
2. “Рабочая тетрадь к учебнику 8 класса”. О.С. Габриелян, А.В. Яшукова – М.: Дрофа, 2010 год.
3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 8 кл.: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2010.