Класс: 9
Раздел: Глава 5 (информатика) “Моделирование и формализация”;
Раздел 1. (география) Хозяйство России. Тема 1. Географическое районирование
Тип урока: Комбинированный (урок закрепления и усвоения новых знаний)
Цель урока: расширить и углубить знания учащихся по вопросам административного районирования, закрепить основные приемы работы с программой Microsoft Publisher, научиться сопровождать свое выступление с применением информационных компьютерных технологий.
Основные задачи:
- Образовательные: расширить и углубить знания учащихся по вопросам административного районирования; закрепить основные приемы работы с программой Microsoft Publisher; научиться сопровождать свое выступление с применением новейших информационных технологий.
- Развивающие: развитие географического мышления; умений и навыков работы с дополнительным материалом, компьютером; показать возможности использования компьютера как инструмента практической и учебной деятельности человека; закрепить умение самостоятельного оценивать ЭГП любой территории Краснодарского края;
- Воспитательные: обучение сотрудничеству, формирование навыков взаимодействия, развитие коммуникативных качеств; уметь слушать и уважать мнение товарища.
Форма урока: защита творческого проекта
Вид урока: интегрированный (география + информатика)
Метод урока: метод проектов (буклет), словесно-наглядный.
Оборудование и программное обеспечение:
- интерактивная доска,
- компьютеры,
- программа Microsoft Publisher,
- презентации,
- политико-административная карта России, атлас Краснодарского края, карта Брюховецкого района,
- опорный конспект
- дополнительная литература
Применение современных форм и методов обучения:
- интегрированный урок;
- межпредметная творческая работа;
- групповая работа на уроке;
- работа с применением информационных компьютерных технологий;
- работа в парах;
- взаимоконтроль.
Название проекта: “Виртуальное путешествие по районам Краснодарского края”
Идея проекта.
Изучение Краснодарского края целесообразно проводить на интегрированных уроках информатики с географией. Электронные ресурсы помогают девятиклассникам изучить особенности районов.
Проявление творческих способностей при оформлении и защите проекта.
Ход урока
1 этап. Мотивирование
Учитель географии: Доброе утро! Пусть солнышко вам улыбнется, и работа на уроке тотчас же начнется!
2 этап. Формулирование темы, постановка задач
(В кабинете информатики, где проходит урок, установлены 10 ученических компьютеров и один для учителя. Девятиклассники рассаживаются по парам за компьютеры – так образуются группы)
Учитель информатики.
– Ребята, здравствуйте. Сегодня в очередной раз мы встречаемся в кабинете информатики, где установлены компьютеры. А вы знаете, какое влияние они оказывают на человека и что нужно делать, чтобы ослабить его последствия???
(Ученики рассказывают о влиянии компьютера на глаза, влиянии на кожу и волосы, влиянии на нервную систему, сердечно-сосудистую систему, а также о мерах профилактики.)
Учитель информатики.
– Да, правильно! И чтобы вы не забывали, я для вас подготовила памятки они находятся у вас на столе.
Учитель географии.
- Сегодня у нас сегодня очень необычный урок. Необычный, во-первых, потому, что это одновременно и урок географии и урок информатики. А во-вторых, что нашему уроку предшествовала очень серьезная и ответственная работа, как по географии, так и по информатике.
Учитель информатики.
- На уроках информатики занимались моделированием комплексных документов, т.е. учились создавать буклеты в программе Microsoft Publisher.
Учитель географии.
- А на географии мы познакомились с административно-территориальным делением России. Давайте, вспомним, что такое экономический район? Что такое субъект Российской Федерации? Какие экономические районы вы знаете?
Учитель информатики.
- Объединяя полученные знания мы, ребята, создадим компьютерный проект “Виртуальное путешествие по районам Краснодарского края” , защитим его. Для этого мы будем использовать информационные ресурсы: файлы, папки, Microsoft Publisher, фото, дополнительную литературу.
Учитель географии.
- У вас на парте есть технологическая карта урока (Приложение 1). Подпишите свою технологическую карту и откройте. Вы работаете в паре, поэтому определитесь сразу: кто сначала заполняет карту, а кто работает на компьютере, создает буклет. Открыв карту, напишите тему урока.
Учитель информатики.
– Тема урока по информатике: “Моделирование комплексных документов для разработки учебного проекта”
Учитель географии.
– Тема урока по географии: “В каком федеральном округе ты живешь?”
Учитель географии.
- Молодцы. Мы дисциплинированы, активны, работаем быстро, старательно. Все очень внимательны. У всех отличное настроение.
Учитель информатики.
- В вашей технологической карте есть вопросы по изученным темам. Можно задать любой вопрос любому ученику класса. Задающий вопрос оценивает правильность ответа. Кто начнет?
3 этап Актуализация знаний (информатика + география)
- Для чего создаются буклеты?
- Что такое географический район?
- Как запустить программу Microsoft Publisher?
- Один из видов районирования – это………
- Что еще можно создать в программе Microsoft Publisher?
- Какие районы Краснодарского края вы знаете?
4 этап Физкультминутка
Учитель географии.
- А теперь самый интересный и самый главный этап урока -
5 этап. Составление проекта. “Виртуальное путешествие по районам Краснодарского края”.
Проект мы создадим следующим образом:
Каждая группа ребят выбирает район
Вместе анализируют и обсуждают оформление и источники информации
Оформляете в технологической карте и в буклете собранную информацию по району:
а) название территории, год основания ;
б) площадь территории;
в) население;
г) особенности экономики;
д) индивидуальные особенности района
Учитель информатики.
- У вас на Рабочем столе находится папка Краснодарский край. Вы должны создать свою папку и скопировать справочный материал в свою рабочую папку. Что вы будете использовать для выполнения этого задания? В результате работы над проектом, каждый из вас выяснит, умеет ли он применять свои знания при решении информационно-поисковых задач.
Учитель географии.
- Давайте, заполним технологическую карту и начнем создавать буклет. Напишите район, который вы выбрали в заголовке и в карте и в буклете.
Учитель информатики.
- А теперь самостоятельно работаем в парах, заполняя все по плану. Копируя и вставляя в Microsoft Publisher.
(Учителя помогаю ребятам в группах)
Физминутка. Упражнения для глаз
6 Этап. Творческий отчет.
Все ученики поворачиваются в центр класса (круглый стол) и делают краткий обзор. Таким образом, происходит знакомство с пятью административными районами Краснодарского края.. (СМ на ПК файлы Брюховецкий р-н, Ленинградский р-н, Выселковский р-н, Тимашевский р-н, Каневской р-н), т.е. защита проекта. На экране высвечивается каждый проект (буклет).
7 этап. Подведение итогов.
Учитель информатики.
- Закончился наш урок . Урок необычный. К этому уроку Вы преодолели большую работу: создали и защитили проекты. Этот материал будет использован в дальнейшем на уроках географии и информатики, как наглядное пособие, то есть Ваш труд был не только для себя, но и для других.
Выставление оценок.
8 этап. Рефлексия.
Учитель географии.
- Давайте вспомним, какова была тема урока?
- Какова была цель урока?
- Достигли ли цели?
- Какими способами работали?
- Как сегодня работалось?
- Какие трудности испытали в ходе урока?
Прием “Светофор”
Учитель информатики.
Выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке используя светофорик, который находится у вас на столе. (Приложение 2) Заштрихуйте тот цвет, который подходит вам.
Комментарий учителя:
- Зеленый цвет – Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня. Я много, с пользой и хорошо работал на уроке. Я получил заслуженную оценку, я понимал всё, о чем говорилось и что делалось на уроке.
- Желтый цвет - Урок был интересен, и я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал. Я сумел выполнить все задания, мне было на уроке достаточно комфортно.
- Красный цвет – Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идет речь, мне это не очень нужно. Домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я был не готов.
Учитель географии.
- Наш урок я хочу закончить словами, являющими эпиграфом нашего урока, и с которыми Вы не можете не согласиться.
“Знания – это только тогда знания, когда они приобретены усилиями твоего мозга, а не твоей памяти”. Л.Н. Толстой.
9 этап. Домашнее задание.
Информатика. Глава 5 п.5.2.1 стр. 142. (Задание по желанию. Создать буклет г.Краснодар)
География. “Составление образа территории”
I. Выясните, каково административно-территориальное деление других стран мира:
- 1 вариант - США
- 2 вариант - ФРГ
- 3 вариант - Китай
II. Пользуясь полученными знаниями о природе и населении России, подумайте, на какие районы вы бы сами разделили нашу страну по признакам, которые вам кажутся существенными.
Желаем успеха!!!