Интегрированный урок (информатика + география) по теме «Моделирование комплексных документов для разработки учебного проекта "В каком федеральном округе ты живешь?"»

Разделы: География, Информатика


Класс: 9

Раздел: Глава 5 (информатика) “Моделирование и формализация”;

Раздел 1. (география) Хозяйство России. Тема 1. Географическое районирование

Тип урока: Комбинированный (урок закрепления и усвоения новых знаний)

Цель урока: расширить и углубить знания учащихся по вопросам административного районирования, закрепить основные приемы работы с программой Microsoft Publisher, научиться сопровождать свое выступление с применением информационных компьютерных технологий.

Основные задачи:

  • Образовательные: расширить и углубить знания учащихся по вопросам административного районирования; закрепить основные приемы работы с программой Microsoft Publisher; научиться сопровождать свое выступление с применением новейших информационных технологий.
  • Развивающие: развитие географического мышления; умений и навыков работы с дополнительным материалом, компьютером; показать возможности использования компьютера как инструмента практической и учебной деятельности человека; закрепить умение самостоятельного оценивать ЭГП любой территории Краснодарского края;
  • Воспитательные: обучение сотрудничеству, формирование навыков взаимодействия, развитие коммуникативных качеств; уметь слушать и уважать мнение товарища.

Форма урока: защита творческого проекта

Вид урока: интегрированный (география + информатика)

Метод урока: метод проектов (буклет), словесно-наглядный.

Оборудование и программное обеспечение:

  • интерактивная доска,
  • компьютеры,
  • программа Microsoft Publisher,
  • презентации,
  • политико-административная карта России, атлас Краснодарского края, карта Брюховецкого района,
  • опорный конспект
  • дополнительная литература

Применение современных форм и методов обучения:

  • интегрированный урок;
  • межпредметная творческая работа;
  • групповая работа на уроке;
  • работа с применением информационных компьютерных технологий;
  • работа в парах;
  • взаимоконтроль.

Название проекта: “Виртуальное путешествие по районам Краснодарского края”

Идея проекта.

Изучение Краснодарского края целесообразно проводить на интегрированных уроках информатики с географией. Электронные ресурсы помогают девятиклассникам изучить особенности районов.

Проявление творческих способностей при оформлении и защите проекта.

Ход урока

1 этап. Мотивирование

Учитель географии: Доброе утро! Пусть солнышко вам улыбнется, и работа на уроке тотчас же начнется!

2 этап. Формулирование темы, постановка задач

(В кабинете информатики, где проходит урок, установлены 10 ученических компьютеров и один для учителя. Девятиклассники рассаживаются по парам за компьютеры – так образуются группы)

Учитель информатики.

– Ребята, здравствуйте. Сегодня в очередной раз мы встречаемся в кабинете информатики, где установлены компьютеры. А вы знаете, какое влияние они оказывают на человека и что нужно делать, чтобы ослабить его последствия???

(Ученики рассказывают о влиянии компьютера на глаза, влиянии на кожу и волосы, влиянии на нервную систему, сердечно-сосудистую систему, а также о мерах профилактики.)

Учитель информатики.

– Да, правильно! И чтобы вы не забывали, я для вас подготовила памятки они находятся у вас на столе.

Учитель географии.

- Сегодня у нас сегодня очень необычный урок. Необычный, во-первых, потому, что это одновременно и урок географии и урок информатики. А во-вторых, что нашему уроку предшествовала очень серьезная и ответственная работа, как по географии, так и по информатике.

Учитель информатики.

- На уроках информатики занимались моделированием комплексных документов, т.е. учились создавать буклеты в программе Microsoft Publisher.

Учитель географии.

- А на географии мы познакомились с административно-территориальным делением России. Давайте, вспомним, что такое экономический район? Что такое субъект Российской Федерации? Какие экономические районы вы знаете?

Учитель информатики.

- Объединяя полученные знания мы, ребята, создадим компьютерный проект “Виртуальное путешествие по районам Краснодарского края” , защитим его. Для этого мы будем использовать информационные ресурсы: файлы, папки, Microsoft Publisher, фото, дополнительную литературу.

Учитель географии.

- У вас на парте есть технологическая карта урока (Приложение 1). Подпишите свою технологическую карту и откройте. Вы работаете в паре, поэтому определитесь сразу: кто сначала заполняет карту, а кто работает на компьютере, создает буклет. Открыв карту, напишите тему урока.

Учитель информатики.

– Тема урока по информатике: “Моделирование комплексных документов для разработки учебного проекта”

Учитель географии.

– Тема урока по географии: “В каком федеральном округе ты живешь?”

Учитель географии.

- Молодцы. Мы дисциплинированы, активны, работаем быстро, старательно. Все очень внимательны. У всех отличное настроение.

Учитель информатики.

- В вашей технологической карте есть вопросы по изученным темам. Можно задать любой вопрос любому ученику класса. Задающий вопрос оценивает правильность ответа. Кто начнет?

3 этап Актуализация знаний (информатика + география)

  1. Для чего создаются буклеты?
  2. Что такое географический район?
  3. Как запустить программу Microsoft Publisher?
  4. Один из видов районирования – это………
  5. Что еще можно создать в программе Microsoft Publisher?
  6. Какие районы Краснодарского края вы знаете?

4 этап Физкультминутка

Учитель географии.

- А теперь самый интересный и самый главный этап урока -

5 этап. Составление проекта. “Виртуальное путешествие по районам Краснодарского края”.

Проект мы создадим следующим образом:

Каждая группа ребят выбирает район

Вместе анализируют и обсуждают оформление и источники информации

Оформляете в технологической карте и в буклете собранную информацию по району:

а) название территории, год основания ;

б) площадь территории;

в) население;

г) особенности экономики;

д) индивидуальные особенности района

Учитель информатики.

- У вас на Рабочем столе находится папка Краснодарский край. Вы должны создать свою папку и скопировать справочный материал в свою рабочую папку. Что вы будете использовать для выполнения этого задания? В результате работы над проектом, каждый из вас выяснит, умеет ли он применять свои знания при решении информационно-поисковых задач.

Учитель географии.

- Давайте, заполним технологическую карту и начнем создавать буклет. Напишите район, который вы выбрали в заголовке и в карте и в буклете.

Учитель информатики.

- А теперь самостоятельно работаем в парах, заполняя все по плану. Копируя и вставляя в Microsoft Publisher.

(Учителя помогаю ребятам в группах)

Физминутка. Упражнения для глаз

6 Этап. Творческий отчет.

Все ученики поворачиваются в центр класса (круглый стол) и делают краткий обзор. Таким образом, происходит знакомство с пятью административными районами Краснодарского края.. (СМ на ПК файлы Брюховецкий р-н, Ленинградский р-н, Выселковский р-н, Тимашевский р-н, Каневской р-н), т.е. защита проекта. На экране высвечивается каждый проект (буклет).

7 этап. Подведение итогов.

Учитель информатики.

- Закончился наш урок . Урок необычный. К этому уроку Вы преодолели большую работу: создали и защитили проекты. Этот материал будет использован в дальнейшем на уроках географии и информатики, как наглядное пособие, то есть Ваш труд был не только для себя, но и для других.

Выставление оценок.

8 этап. Рефлексия.

Учитель географии.

  • Давайте вспомним, какова была тема урока?
  • Какова была цель урока?
  • Достигли ли цели?
  • Какими способами работали?
  • Как сегодня работалось?
  • Какие трудности испытали в ходе урока?

Прием “Светофор”

Учитель информатики.

Выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке используя светофорик, который находится у вас на столе. (Приложение 2) Заштрихуйте тот цвет, который подходит вам.

Комментарий учителя:

  • Зеленый цвет – Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня. Я много, с пользой и хорошо работал на уроке. Я получил заслуженную оценку, я понимал всё, о чем говорилось и что делалось на уроке.
  • Желтый цвет - Урок был интересен, и я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал. Я сумел выполнить все задания, мне было на уроке достаточно комфортно.
  • Красный цвет – Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идет речь, мне это не очень нужно. Домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я был не готов.

Учитель географии.

- Наш урок я хочу закончить словами, являющими эпиграфом нашего урока, и с которыми Вы не можете не согласиться.

“Знания – это только тогда знания, когда они приобретены усилиями твоего мозга, а не твоей памяти”. Л.Н. Толстой.

9 этап. Домашнее задание.

Информатика. Глава 5 п.5.2.1 стр. 142. (Задание по желанию. Создать буклет г.Краснодар)

География. “Составление образа территории”

I. Выясните, каково административно-территориальное деление других стран мира:

  • 1 вариант - США
  • 2 вариант - ФРГ
  • 3 вариант - Китай

II. Пользуясь полученными знаниями о природе и населении России, подумайте, на какие районы вы бы сами разделили нашу страну по признакам, которые вам кажутся существенными.

Желаем успеха!!!

Приложение 1

Приложение 2