Авторская программа "Ступеньки"

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

Программа написана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом

Программа дополнительного образования направлена на развитие познавательных способностей детей на основе овладения приёмами и методами запоминания и обработки информации: мнемотехники (специальные, искусственные приёмы запоминания), эйдотехники (образное запоминание), перекодирование информации.

Актуальность, педагогическая целесообразность использования метода мнемотехники в обучении детей старшего дошкольного возраста.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным, т. к. в современном мире много закодированной информации в виде символов, схем и важно ребенка научить перекодировать информацию из символов в образы.

Овладение способами и приёмами познавательной деятельности позволяет ребёнку научиться самостоятельно усваивать знания и использовать их на практике Особенно важно то, что в значительной мере сокращается время обучения: происходит оптимизация и рационализация основных психических процессов, развитие у детей творческого, нетрадиционного видения мира.

Дошкольный возраст – самый благоприятный возраст для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка, залогом его успешного обучения в школе.

Участники реализации программы и сроки

  • Дошкольники в возрасте 5-7 лет.
  • Программа рассчитана на 2 года обучения.

Результативность

  1. Увеличение объема памяти дошкольника
  2. Развитие переключения и избирательности внимания
  3. Развитее эмоционально-волевой сферы ребенка
  4. Развитие навыка логично и образно мыслить

Проверка результативности

  • Диагностические игровые задания.

Формы подведения итогов реализации программы

  • Итоговые занятия, открытые занятия

Цель: Обеспечить интеллектуальную базу для развития психических познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) через овладение способами и приёмами мнемической деятельности.

Задачи:

1. Развивать познавательные процессы:

  • образную, зрительную, слуховую, словесную память; внимание;
  • восприятие; мышление; воображение, мелкую моторику

2. Способствовать развитию:

  • грамматического строя речи; увеличению словарного запаса; пространственной ориентации; координации движения; нравственно-эстетических качеств.

3. Развивать эмоционально-волевую сферу

Программа рассчитана для работы с детьми 5 - 7 лет. В это время развиваются способности к саморегулированию поведения (“хочу, могу, надо”), к планированию деятельности (“как? зачем? когда?”), происходит развитие интеллектуальных способностей на уровне конкретных мыслительных операций: узнавание, сравнение, процесс формирования образов (аналогий).

Предлагаемые дидактические задания даются с учётом следующих особенностей умственного развития:

Все познавательные процессы взаимосвязаны, часть их трудно отделить друг от друга, поэтому материал в дидактических заданиях многозначен. Он используется для развития памяти и восприятия, и мышления, и воображения, и связной речи.

Развитие психических процессов разнонаправленно и длительно. Поэтому была продумана вариативность материала, возможность его многократного использования. Постепенно усложняется как сам материал, так и условия выполнения задания.

В возрасте 5-7 лет наиболее развиты образные формы познания ( восприятие, образная память, наглядно-образное мышление, воображение). В этот период активно развивается и речь. Очень важно взаимодействие образа и слова. Слово должно вызывать яркий, многоплановый образ, а образ, в свою очередь, должен находить выражение в слове. Введение карточек-символов для запоминания различных объектов, использование мнемотаблиц для запоминания стихотворений позволяет соединить зрительный ряд со слуховой наглядностью.

Процесс умственного развития подразумевает формирование внутренних условий для познавательной деятельности (самоконтроль, произвольность, внимание) и её средств (связная речь). Самоконтроль позволяет ребёнку видеть, анализировать и исправлять ошибки. Произвольность предполагает активность, самостоятельность. Внимание обеспечивает целенаправленность познавательной деятельности. Умственное развитие носит комплексный характер. Поэтому в каждом дидактическом задании решаются две группы взаимосвязанных задач: центральные (на их развитие собственно и направлено задание) и вспомогательные (развитие условий и средств познавательной деятельности). Использование приёмов мнемотехники предусматривает не только развитие познавательных процессов, но и успешное запоминание полученной информации . Введение новых терминов, названий объектов, заучивание стихов, запоминание слов различными методами обуславливает развитие грамматического строя речи и увеличение словарного запаса.

На занятиях используются разнообразные игры, позволяющие развить память, внимание, восприятие, речь, а также закрепить пройдённый материал..

Важным является то, что развитие психических познавательных процессов у детей происходит через знакомство с буквами, цифрами, экологическими и другими понятиями, идет полноценное развитие ребенка и подготовка к школе.

Принципы

  1. Принцип наглядности - использование карточек , открыток, коллажей с символическими рисунками для запоминания.
  2. Образность, доступность речи педагога (переработка сложной информации в форму, доступную детям).
  3. Опора на непосредственные детские впечатления, возрастной жизненный опыт и эмоциональные ассоциации. Для запоминания учебного материала предлагаются сказочные забавные истории.
  4. Построение программного материала по мере усложнения от простого к сложному.
  5. Использование игровых ситуаций, сюрпризных моментов с целью активизации творческих способностей и внимания детей.
  6. Ведение занятия методом диалога, наиболее отвечающего возрастным особенностям детей.
  7. Творческий подход к подаче материала, учёт интересов детской аудитории (проведение подвижных игр).

Содержательный раздел

Учебно-тематический план 1-го года обучения детей 5 -6 лет

Тема Месяц Кол-во в неделю/ мин
1 Психогимнастика, этюды В течение года  

 

 

 

2/25

2 Работа с предметными картинками, открытками. Количество запоминаемых картинок: 8-10 Октябрь-март
3 Развитие навыков совместной работы, коммуникативности Октябрь-май
4 Работа со словами.
Кол-во запоминаемых слов 6-10
Ноябрь-май
5 Развитие памяти различными техниками запоминания: слова, картинки, предметы Ноябрь-март
6 Развитие памяти различными техниками запоминания: открытки, коллаж Декабрь-апрель
7 Развитие памяти различными техниками запоминания: мнемотаблицы 4-6 клеток Октябрь-май
8 Запоминание стихов, сказок, картинок ( метод ассоциации, сюжет, крокирование, привязка к месту) Ноябрь-май
9 Развитие тактильной памяти Апрель
10 Развитие объема и концентрации внимания В течение года
11 Развитие конструктивных навыков, мелкой моторики (работа с палочками на плоскости, работа на листах) Октябрь-май
12 Развитие навыков саморегуляции, релаксации В течение года
13 Развитие воображения, речи, логического мышления: ребусы, игровые упражнения и задания В течение года

Учебно-тематический план 2-го года обучения детей 6 -7 лет

Тема Месяц Кол-во неделю/ мин
1 Психогимнастика, этюды: эмоциональные, коммуникативные В течение года  

 

 

2/30

2 Работа с предметами, картинками, открытками. Количество запоминаемых картинок: 10-12-14 Октябрь -май
4 Работа с числами
Работа со словами.
Кол-во запоминаемых слов 10-12
Ноябрь-май
5 Развитие памяти различными техниками запоминания: слова, картинки, стихи, сказки (ассоциации, сюжет, трансформация, привязка к месту) Октябрь-май
6 Развитие памяти различными техниками запоминания: открытки, коллаж, цепочки картинок (ассоциации, сюжет, трансформация, привязка к месту) Ноябрь-апрель
7 Развитие памяти различными техниками запоминания: крокирование, мнемотаблицы 9 -12 клеток Октябрь -май
8 Развитие мелкой моторики Октябрь-май
9 Развитие тактильной памяти Апрель
10 Развитие объема и концентрации внимания Октябрь-май
11 Развитие конструктивных навыков (работа с палочками на плоскости) Ноябрь-май
12 Развитие внимания, воображения, речи, логического мышления: ребусы, игровые задания В течение года
13 Развитие навыков саморегуляции, релаксации В течение года

Организационный раздел

На занятиях используются различные методические средства, формы, приемы и виды деятельности: диагностический метод; наблюдение; беседа; психологические игры и упражнения.

Оценка успешности проведенной работы определяется: Сравнительный анализ предварительной и конечной оценки уровня развития детей. Отзывы родителей (анкетирование, беседы) .Отзывы воспитателей (анкетирование, беседы).

Материалы используемые на занятиях: Раздаточный материал: карточки с заданиями, предметные картинки, развивающая тетрадь с играми и упражнениями познавательного характера, простой и цветные карандаши, альбом, краски, палочки Кьюизенера, мозаики, пазлы, развивающие пособия с упражнениями, технические средства обучения.

Литература.

  1. Е.Д.Сафонова. Обучение на основе интеллектуального тренинга. СПб. 1996
  2. С.А.Васильева. Мнемотехника для детей 1,2,3,4. СПб. 1999
  3. Н.Гурьева. Год до школы. Развиваем память. Рабочая тетрадь. СПб,1999
  4. Н.Гурьева. Развиваем память. Комплект дидактических материалов по мнемотехнике. СПб,1999
  5. Н.Гурьева. Год до школы. Часть 2. Развиваем память. Рабочая тетрадь. СПб,1999