Пояснительная записка
Программа написана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
Программа дополнительного образования направлена на развитие познавательных способностей детей на основе овладения приёмами и методами запоминания и обработки информации: мнемотехники (специальные, искусственные приёмы запоминания), эйдотехники (образное запоминание), перекодирование информации.
Актуальность, педагогическая целесообразность использования метода мнемотехники в обучении детей старшего дошкольного возраста.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным, т. к. в современном мире много закодированной информации в виде символов, схем и важно ребенка научить перекодировать информацию из символов в образы.
Овладение способами и приёмами познавательной деятельности позволяет ребёнку научиться самостоятельно усваивать знания и использовать их на практике Особенно важно то, что в значительной мере сокращается время обучения: происходит оптимизация и рационализация основных психических процессов, развитие у детей творческого, нетрадиционного видения мира.
Дошкольный возраст – самый благоприятный возраст для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка, залогом его успешного обучения в школе.
Участники реализации программы и сроки
- Дошкольники в возрасте 5-7 лет.
- Программа рассчитана на 2 года обучения.
Результативность
- Увеличение объема памяти дошкольника
- Развитие переключения и избирательности внимания
- Развитее эмоционально-волевой сферы ребенка
- Развитие навыка логично и образно мыслить
Проверка результативности
- Диагностические игровые задания.
Формы подведения итогов реализации программы
- Итоговые занятия, открытые занятия
Цель: Обеспечить интеллектуальную базу для развития психических познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) через овладение способами и приёмами мнемической деятельности.
Задачи:
1. Развивать познавательные процессы:
- образную, зрительную, слуховую, словесную память; внимание;
- восприятие; мышление; воображение, мелкую моторику
2. Способствовать развитию:
- грамматического строя речи; увеличению словарного запаса; пространственной ориентации; координации движения; нравственно-эстетических качеств.
3. Развивать эмоционально-волевую сферу
Программа рассчитана для работы с детьми 5 - 7 лет. В это время развиваются способности к саморегулированию поведения (“хочу, могу, надо”), к планированию деятельности (“как? зачем? когда?”), происходит развитие интеллектуальных способностей на уровне конкретных мыслительных операций: узнавание, сравнение, процесс формирования образов (аналогий).
Предлагаемые дидактические задания даются с учётом следующих особенностей умственного развития:
Все познавательные процессы взаимосвязаны, часть их трудно отделить друг от друга, поэтому материал в дидактических заданиях многозначен. Он используется для развития памяти и восприятия, и мышления, и воображения, и связной речи.
Развитие психических процессов разнонаправленно и длительно. Поэтому была продумана вариативность материала, возможность его многократного использования. Постепенно усложняется как сам материал, так и условия выполнения задания.
В возрасте 5-7 лет наиболее развиты образные формы познания ( восприятие, образная память, наглядно-образное мышление, воображение). В этот период активно развивается и речь. Очень важно взаимодействие образа и слова. Слово должно вызывать яркий, многоплановый образ, а образ, в свою очередь, должен находить выражение в слове. Введение карточек-символов для запоминания различных объектов, использование мнемотаблиц для запоминания стихотворений позволяет соединить зрительный ряд со слуховой наглядностью.
Процесс умственного развития подразумевает формирование внутренних условий для познавательной деятельности (самоконтроль, произвольность, внимание) и её средств (связная речь). Самоконтроль позволяет ребёнку видеть, анализировать и исправлять ошибки. Произвольность предполагает активность, самостоятельность. Внимание обеспечивает целенаправленность познавательной деятельности. Умственное развитие носит комплексный характер. Поэтому в каждом дидактическом задании решаются две группы взаимосвязанных задач: центральные (на их развитие собственно и направлено задание) и вспомогательные (развитие условий и средств познавательной деятельности). Использование приёмов мнемотехники предусматривает не только развитие познавательных процессов, но и успешное запоминание полученной информации . Введение новых терминов, названий объектов, заучивание стихов, запоминание слов различными методами обуславливает развитие грамматического строя речи и увеличение словарного запаса.
На занятиях используются разнообразные игры, позволяющие развить память, внимание, восприятие, речь, а также закрепить пройдённый материал..
Важным является то, что развитие психических познавательных процессов у детей происходит через знакомство с буквами, цифрами, экологическими и другими понятиями, идет полноценное развитие ребенка и подготовка к школе.
Принципы
- Принцип наглядности - использование карточек , открыток, коллажей с символическими рисунками для запоминания.
- Образность, доступность речи педагога (переработка сложной информации в форму, доступную детям).
- Опора на непосредственные детские впечатления, возрастной жизненный опыт и эмоциональные ассоциации. Для запоминания учебного материала предлагаются сказочные забавные истории.
- Построение программного материала по мере усложнения от простого к сложному.
- Использование игровых ситуаций, сюрпризных моментов с целью активизации творческих способностей и внимания детей.
- Ведение занятия методом диалога, наиболее отвечающего возрастным особенностям детей.
- Творческий подход к подаче материала, учёт интересов детской аудитории (проведение подвижных игр).
Содержательный раздел
Учебно-тематический план 1-го года обучения детей 5 -6 лет
№ | Тема | Месяц | Кол-во в неделю/ мин |
1 | Психогимнастика, этюды | В течение года |
2/25 |
2 | Работа с предметными картинками, открытками. Количество запоминаемых картинок: 8-10 | Октябрь-март | |
3 | Развитие навыков совместной работы, коммуникативности | Октябрь-май | |
4 | Работа со словами. Кол-во запоминаемых слов 6-10 |
Ноябрь-май | |
5 | Развитие памяти различными техниками запоминания: слова, картинки, предметы | Ноябрь-март | |
6 | Развитие памяти различными техниками запоминания: открытки, коллаж | Декабрь-апрель | |
7 | Развитие памяти различными техниками запоминания: мнемотаблицы 4-6 клеток | Октябрь-май | |
8 | Запоминание стихов, сказок, картинок ( метод ассоциации, сюжет, крокирование, привязка к месту) | Ноябрь-май | |
9 | Развитие тактильной памяти | Апрель | |
10 | Развитие объема и концентрации внимания | В течение года | |
11 | Развитие конструктивных навыков, мелкой моторики (работа с палочками на плоскости, работа на листах) | Октябрь-май | |
12 | Развитие навыков саморегуляции, релаксации | В течение года | |
13 | Развитие воображения, речи, логического мышления: ребусы, игровые упражнения и задания | В течение года |
Учебно-тематический план 2-го года обучения детей 6 -7 лет
№ | Тема | Месяц | Кол-во неделю/ мин |
1 | Психогимнастика, этюды: эмоциональные, коммуникативные | В течение года |
2/30 |
2 | Работа с предметами, картинками, открытками. Количество запоминаемых картинок: 10-12-14 | Октябрь -май | |
4 | Работа с числами Работа со словами. Кол-во запоминаемых слов 10-12 |
Ноябрь-май | |
5 | Развитие памяти различными техниками запоминания: слова, картинки, стихи, сказки (ассоциации, сюжет, трансформация, привязка к месту) | Октябрь-май | |
6 | Развитие памяти различными техниками запоминания: открытки, коллаж, цепочки картинок (ассоциации, сюжет, трансформация, привязка к месту) | Ноябрь-апрель | |
7 | Развитие памяти различными техниками запоминания: крокирование, мнемотаблицы 9 -12 клеток | Октябрь -май | |
8 | Развитие мелкой моторики | Октябрь-май | |
9 | Развитие тактильной памяти | Апрель | |
10 | Развитие объема и концентрации внимания | Октябрь-май | |
11 | Развитие конструктивных навыков (работа с палочками на плоскости) | Ноябрь-май | |
12 | Развитие внимания, воображения, речи, логического мышления: ребусы, игровые задания | В течение года | |
13 | Развитие навыков саморегуляции, релаксации | В течение года |
Организационный раздел
На занятиях используются различные методические средства, формы, приемы и виды деятельности: диагностический метод; наблюдение; беседа; психологические игры и упражнения.
Оценка успешности проведенной работы определяется: Сравнительный анализ предварительной и конечной оценки уровня развития детей. Отзывы родителей (анкетирование, беседы) .Отзывы воспитателей (анкетирование, беседы).
Материалы используемые на занятиях: Раздаточный материал: карточки с заданиями, предметные картинки, развивающая тетрадь с играми и упражнениями познавательного характера, простой и цветные карандаши, альбом, краски, палочки Кьюизенера, мозаики, пазлы, развивающие пособия с упражнениями, технические средства обучения.
Литература.
- Е.Д.Сафонова. Обучение на основе интеллектуального тренинга. СПб. 1996
- С.А.Васильева. Мнемотехника для детей 1,2,3,4. СПб. 1999
- Н.Гурьева. Год до школы. Развиваем память. Рабочая тетрадь. СПб,1999
- Н.Гурьева. Развиваем память. Комплект дидактических материалов по мнемотехнике. СПб,1999
- Н.Гурьева. Год до школы. Часть 2. Развиваем память. Рабочая тетрадь. СПб,1999