Внеурочная деятельность "Математика в архитектуре". 5–6-е классы

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Данный курс предлагает учащимся 5-6 класса материал, не включенный в школьную программу по математике.

Он дает представление о применении математических знаний в различных

сферах человеческой деятельности, в частности в архитектуре: показывает соответствие математической составляющей и архитектуры, позволяет узнать особенности различных архитектурных стилей с точки зрения геометрии, уметь включать геометрические тела в сооружения и выделять их. Этот курс помогает расширению кругозора и позволяет получить навыки работы с дополнительными источниками информации и литературой.

Большое внимание уделяется исследовательской работе, сравнительному анализу, синтезу имеющихся знаний. Работа по планам архитектурных объектов дает возможность производить расчеты размеров, моделировать сами здания.

Цель курса состоит в представлении математики как элемента общей культуры человечества, который позволяет понять внутренние законы гармонии и красоты мира.

Задачи курса:

- расширять представление учащихся о сферах применения математики;

- научить практической деятельности владения способами математических действий;

- научить применять геометрические формулы для расчета и конструирования архитектурных сооружений;

- расширить сферу математических знаний: пространственные фигуры и тела, виды симметрии, золотая пропорция;

- сформировать представление учащихся об объективности математических отношений, проявляющихся в архитектуре, как одной из форм отражения реальной действительности;

- показать учащимся универсальность математических знаний.

Важной формой работы по освоению содержания курса является поисково-

исследовательская деятельность, для убеждения в справедливости суждений, связанных с использованием математики в архитектуре и для получения новых фактов. В ходе освоения курса учащиеся имеют возможность познакомиться с научно-популярной литературой, провести самостоятельный поиск информации, подготовить защиту проекта по теме //Математика и архитектура//.

Проект может состоять в самостоятельном изучении конкретного архитектурного сооружения или ансамбля с точки зрения различных математических моделей, которые использовались при его создании, при проектировании, а также связь их эстетических качеств.

При рассмотрении исследуемого сооружения можно отметить такие вопросы:

- Определение архитектурного стиля.

- Использование различных геометрических форм при создании проекта.

- Определение видов симметрии в изучаемом объекте.

- Выделение числовых закономерностей между целым и его частями.

- Установление материалов из которых выполнено сооружение и расчеты, которые определяют его прочность.

- Использование наглядных материалов, фотографий, иллюстраций, чертежей, математических расчетов.

Предусмотрена защита проектов по темам:

1) Геометрические тела в архитектурных ансамблях.

2) Геометрия в ландшафте и парковых зонах.

3) Золотая пропорция в различных науках.

4) Меры длины.

5) Древне - русское искусство.

6) Мосты.

7) Архитектурные объекты в живописи.

8) Исследование архитектурного сооружения.

Тематическо-календарное планирование

Тема Кол-во
часов
Теория \
Практика
Формы работы
  5 класс 34 ч  
  Вводное занятие 1 ч Беседа
  Стихи и отрывки литературных произведений об архитектуре. 1 ч  
  1. Архитектура – окружающий нас мир. 5 часов
1\4
 
1) Сущность архитектуры – соединение прочности, пользы и красоты. 1 ч Беседа
2) Разные виды жилищ. 1 ч Работа в группах
3) Изготовление силуэтов жилищ. 1 ч Практическая работа
4) Математика и законы красоты в архитектуре. 1 ч Презентация
5) Катастрофы строительных зданий. 1 ч Обзор газетных статей
  2. Метрические и не метрические меры 3 часа
1\2
 
1) Метрическая система мер. 1 ч Беседа
2) Не метрические меры длины. 1 ч Сообщения учащихся
3) Меры длины, связанные с человеческим телом. 1 ч Практическая работа
  3. Геометрические тела в архитектурных сооружениях: разнообразие, назначение. 7 часов
1\6
 
1) Геометрические тела — виды, особенности, разнообразие. 1 ч Беседа
2) Призмы в различных сооружениях. 1 ч Практическая работа
3) Пирамиды — элемент архитектуры. 1 ч Анализ зданий
4) Цилиндр — основа колонн. 1 ч Работа в группах
5) Шар, сфера — купола и художественное оформление. 1 ч Рассмотрение конструкций
6) Фронтоны, ниши и другие элементы зданий. 1 ч Выступления учащихся
7) Необычные архитектурные формы. 1 ч Обзор фотографий
8) Изготовление силуэтов разных зданий 1 ч Практическая работа
  4. Симметрия в архитектуре. 7 часов
1\6
 
1) Симметрия, ее виды. Асимметрия. 1 ч Беседа
2) Ограды и решетки. 1 ч Исследовательская работа
3) Симметрия и поворот. 1 ч Практическая работа
4) Орнаменты в оформлении городских зданий. 1 ч Выступление учащихся
5) Составление орнаментов и решеток 1 ч Практическая работа
6) Изготовление плоских моделей симметричных зданий 1 ч Практическая работа
7) Защита проектов по теме “Симметрия”. 1 ч  
  5. Градостроительство и садово-парковая архитектура. 9 часов
1\8
 
1) Градостроительство. 1 ч Беседа
2) Крепости. 1 ч Исследовательская работа
3) Мосты 1 ч Сообщения учащихся
4) Садово-парковая архитектура и ландшафт. 1 ч Практическая работа
5) Вокзалы, метрополитен. 1 ч Презентация
6) Чудеса света 1 ч Сообщения учащихся
7) Игра “Что? Где? Когда?”. 1 ч Игра
8) Изготовление модели крепости 2 ч Практическая работа
  Итоговое занятие 1 ч  
  Итого 34 часа  
  6 класс 34 часа  
  6. Пропорциональность—математическая основа архитектурной композиции. 9 часов
1\8
 
1) Пропорция в архитектуре. Золотое сечение. 1 ч Беседа
2) Здания с нарушением пропорций 1 ч Презентаций
3) Золотое сечение—основа шедевров. 1 ч Исследовательская работа
4) Изучение математических свойств архитектурных пропорций. 1 ч Практикум
5) Архитектурная система разных архитекторов. 1 ч Выступления учащихся
6) Золотая пропорция в различных науках. 1 ч Доклады
7) Пропорции в различных зданиях. 1 ч Практическая работа
8) Улица Зодчего Росси и Александринский театр. 1 ч Исследовательская работа
9) Защита проектов по теме “Пропорция”.  
  Изготовление архитектурного объекта 1 ч Практическая работа
  7. Архитектурные формы Древнего мира. 5 часов
2\3
 
1) Древне - Египетская и Древне - Римская архитектура. 1 ч Беседа
2) Архитектура Древней Греции и классицизм. 1 ч Сравнительный анализ
3) Византийский стиль. 1 ч Исследовательская работа
4) Древне - Русское деревянное зодчество. 1 ч Практикум
5) Сравнение Древней архитектуры и современных сооружений 1 ч Семинар
  8. Архитектурные стили с точки зрения геометрии. 13 часов
3\10
 
1) Архитектурные стили их виды, особенности, различие и сходство. 2 ч Беседа
2) Барокко Средневековья и Петербургское. 1 ч Сравнительный анализ
3) Петровское барокко — четкость геометрических форм. 1 ч Практическая работа
4) Елизаветинское барокко. 1 ч Выступление учащихся
5) Классицизм. 1 ч Исследовательская работа
6) Ампир 1 ч Работа в группах
7) Архитектура Западной Европы. 1 ч Беседа
8) Архитектура Восточных стран. 1 ч Рассказ учащихся
9) Сравнение различных сооружений. 2 ч Практическая работа
10) Игра “Узнай стиль”. 1 ч  
11) Защита проектов по теме “Архитектурные стили”. 1 ч  
  9. Архитектура в изобразительном искусстве. 4 часа
1\3
 
1) Архитектура в изобразительном искусстве. 1 ч Лекция
2) Гравюры М.Эшера с точки зрения геометрии. 1 ч Сообщения учащихся
3) Различные архитектурные изображения. 1 ч Исследовательская работа
4) Природные памятники и архитектура. 1 ч Обзор фотографий
  Защита проектов 2 ч Семинар.
  Итоговое занятие 1 ч  
  Итого 34 ч  
  Всего 68 часов  

Основное содержание курса

Роль математики в архитектуре.

Геометрические тела в различных сооружениях.

Пропорциональность основа композиции.

Архитектурные стили.

Градостроительство и садово-парковая архитектура.

Меры длины.

Архитектура Древнего Мира.

Современная архитектура.

Архитектура и изобразительное искусство.

Защита проектов.Используемая литература

1. Волошинов А.В. “Математика и искусство”. М. Просвещение. 2000.

2. Васютинский Н. “Золотая пропорция”. М. Молодая гвардия. 1990.

3. Маклакова Т.Г. “Функция, конструкция, композиция в архитектуре”. М. 2002.

4. Маклакова Т. Г. “Архитектура двадцатого века”. М. АСВ. 2001.

5. Коуэн Г.Дж. “Мастера строительного искусства”. М. Стройиздат. 1982.

6. Шевелев И.Ш. Марутаев Н.А. “Золотое сечение”. М. Стройиздат. 1990.

7. Перли Б.С. Перли С.С. “Блистательный Санкт-Петербург на уроках математики”. СПб. 2003.

8. Варданян Р.М. “Мировая художественная культура. Архитектура”. М. 2004.

9. “Санкт-Петербург. Архитектурные стили”. СПб. 2004.

10. Пунин А. Л. “Архитектура Петербурга середины ХIХ века”. Лениздат. 1990.

11. Костылев Р.П. Пересторонина Г.Ф. “Петербургские архитектурные стили”. СПб. 2002.

12. “Зодчество”. М. Стройиздат. 1975.

13. “Архитектурное наследие” М. Стройиздат. 1984.

14. Бородина А.В. “Шатровый храм в русской архитектуре”. М. 2005.

15. Раппопорт П.А. “Зодчество Древней Руси”. Л. Наука. 1986.

Формы работы

  1. Беседа.
  2. Презентация.
  3. Сообщение.
  4. Практическая работа.
  5. Исследовательская работа.
  6. Доклад.
  7. Защита проекта.
  8. Изготовление макетов и силуэтов.

Аннотация

Дорогие ребята!

Представляемый вам курс содержит материал, не изучаемый в школьном курсе. Он позволит вам познакомиться с архитектурными стилями, пропорциями, математической составляющей сооружений, законами гармонии и красоты.

В результате работы вы получите навыки написания проекта, научитесь пользоваться дополнительной литературой, анализировать ее, узнаете много нового о применении математики в других науках.

Желаю успеха!