Цель урока: формирование метроритмических представлений у учащихся в ходе обучения игры на фортепиано;
Задачи. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- развивающая;
- обучающая;
- воспитательная.
Тип урока: комбинированный.
Продолжительность урока: 45 минут.
Оборудование: музыкальный инструмент - фортепиано.
Исполнители концертной программы:
Ученица 1-го класса Бажанова Анастасия - М. Крутицкий “Зима”
Ученик 1-го класса Чернобаев Егор - “Английская народная песня”
Ученик 1-го класса Чернобаев Арсений - Б. Шуман “Маленький трубач
Ученица 5-го класса Овчинникова Виктория - “Огонёк”
Ансамбли:
Ученик 4-го класса Чатян Давид
Ученица 5-го класса Овчинникова Виктория
- П.И. Чайковский “баркарола”
- А. Саторио “ маленький шутник”
Развитие ритмической пульсации на начальном этапе игры на фортепиано
I. Введение.
Мир музыкального искусства очень разнообразен. Тому, кто научился слышать в музыке песню, танец, чувствовать настроение, характер, тому раскроется мир музыкального искусства. Сейчас я дам определение одному из основных средств выразительности - ритму.
Человек живет, пока стучит его сердце. Пульс - это ритм нашего сердца. Когда мы болеем, приходит врач, и он обязательно слушает пульс, нет ли нарушений в его ритме, и как часто он стучит. В пульсе бывают сильные и слабые доли. Чередование сильных и слабых долей в музыке называется ритмом.
Музыка тоже живая. У нее есть сердце и пульс как у человека, в музыке все подчинено времени, как и в жизни. Представьте, что было бы, если у нас не было бы времени? - опоздание на работу, в школу, в детский сад и т.д.
Вот картиной можно любоваться безмерное количество времени, а музыка -искусство временное.
II. Основная часть.
Антон Рубинштейн говорил: “музыке необходимо учить ребенка в раннем возрасте, независимо от степени его одаренности и даже в том случае, когда у него не обнаруживается в начале заметной тяги к музыке. Секрет заключается в способности педагога не отрывать детей от естественной для их возраста игровой фазы”.
Ритмическая разминка - это смена видов деятельности, двигательная активность. Сейчас мы покажем ритмичные движения на счет 1, 2, 3, 4.
- Хлопки руками на счет 1, 2, 3, 4.
- Повороты головы на счет 1, 2 - направо; 3, 4 - прямо.
- Повороты головы на счет 1, 2 - налево; 3, 4 - прямо.
На счет 2 - раз кружок, два кружок, раз шажок, два шажок.
На счет 3 - раз, два, три по коленкам шлеп, шлеп, шлеп!
Теоритическая разминка
Обратите внимание, мы измеряем все, что нас окружает. Год измеряется месяцами, месяц измеряется днями, дни - часами, часы - минутами; дороги - километрами; конфеты - килограммами; вода - литрами и т.д.
Игра “Давай измерять нотные длительности”
Проговаривая вслух “раз и”, “два и”, и если громче выделить - раз, а тише - два, то ты услышишь пульс сильной и слабой доли - этот пульс называется метром.
Метр в нотном письме записывается цифрами при ключе/после ключевых знаков. Эти цифры называют размером. Со словами размер мы встречаемся повсюду: размер обуви, размер платья. В музыке это равномерное чередование сильной и слабой доли.
Упражнение “Cороконожка”
Игра “Ритм времени”
Игра “Все мы делим пополам”
Игра “Ноги и ножки”
Игра “Сколько шагов сделает туфель на каждый шаг валенок”
В ритме главной единицей измерения следует считать четвертую ноту, это и есть самая главная, самая важная ритмическая фигурка, как в шахматах - королева.
Послушаем, как звучит нота, они напоминают размеренный спокойный шаг человека. Если ноту разделить на 2 части, то получится другая ритмическая фигурка. Вот она или под названием восьмые.
Послушайте, как они звучат. Вы заметили, что левая ладонь отпевает четвертные ноты, то есть она работает как измерительный прибор, а права рука карандашиком на столе стучит фигурка под названием - 2 восьмые и напоминает легкий бег. 3-я ритмическая фигурка называется 4/16. Вы, уже, наверное, догадались, что их следует поместить на один удар левой руки - 4 удара правой руки.
Если на один удар левой руки вы слышите 1 звук правой руки, то это - .
Если на один удар левой руки вы слышите 2 звука правой руки, то это 2/8.
На 1 удар левой руки - 4 звука, то это 4/16.
Можно использовать слоговую поддержку ритма.
Сейчас мы покажем на инструменте длительность нот.
Игра “Отряды - звукоряды”
В этой игре будем проигрывать гаммы до мажор.
1) В этом звукоряде половинки идут неуклюже, как медвежата, переваливаясь с ноги на ногу.
2) В этом отряде - “четверти”
Идет по лесу лиса - “четверть”.
У лисицы острый нос,
У нее пушистый хвост.
3) В этом отряде - “восьмушки”.
Веселый зайка - “восьмушка”.
Зайка по лесу скакал,
Зайка корм себе искал.
Ритмо-стиховое воспитание
1) Прочти стихи и подумай, в какой длительности разворачивается картинка поэтического мира.
2) В музыке всегда присутствует ритм.
Когда отстукиваешь каждый звук - ты исполняешь ритм.
Упражнение “Фокус-покус” | |
“Фокус-покус, трали-вали | “Вышла курочка гулять, свежей травки |
Едет мышь на самосвале. | пощипать, а за ней ребятки, желтые |
Ты чего же, это, мышь, | цыплятки” |
Сверху вниз на нас глядишь?! | |
Кыш! Кыш! Кыш!” |
Проговори - простучи стишок такими пальцами.
11 22 11 33
11 44 11 55
11 22 11 33
Ритм является одним из главных средств в музыкальной конструкции. Ритм - один из главных средств выразительности. Каждый музыкант должен относиться к ритму очень внимательно.
Хочу еще предложить упражнение - ребенок сидит за столом, рука до локтя лежит на столе, кисть стоит на полукруглых пальцах с ощущением, будто в ладошке маленький мячик и начинаем по очереди поднимать пальцы. Сначала первый палец несколько раз, потом второй и т.д.
Получается небольшой стук по столу. Надо следить, чтобы пальцы стучали подушечкой, а не всей верхней фалангой.
Потом можно усложнить задание и чередовать поднятие пальцев, например, 1-2, 2-3, 3-4, 4-5.
Затем, можно попробовать на инструменте, при этом нужно нажать всеми пальцами. Это упражнение улучшит ощущение контакта с пальцев с клавиатурой.
Ансамбле-ритмическое воспитание
Стихотворный текст помогает разобраться в простейших ритмических рисунках, благодаря стихотворному тексту хорошо слышны ударные звуки. Например, ансамбль “Песенка кота Леопольда”. В ней использованы основные штрихи стаккато и легато. Очень веселая, знакомая, легко запоминающаяся песенка. Здесь мы обращаем внимание на ударение в стихотворном и нотном тексте: “в небесах высоко... ярко солнце светит...”, а вторая мягче.
III. Заключение.
Закончить нашу сегодняшнюю встречу хочется словами: “ритм - узоры музыкального времени, красивые и разумные”. Метр размечает время, когда звук появляется в узоре. Темп говорит, с какой скоростью разворачиваться к узору. А сам узор, т.е. ритм - это уже музыка.
Приложение к уроку находится у автора.