Цели занятия:
- приобщить детей к изучению родного города, заложить знания краеведческого материала.
- развитие познавательной активности;
- формирование у подрастающего поколения патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отечества;
- создание условий для более глубокого ознакомления детей с основными этапами и событиями истории родного города;
- развитие творческих способностей учащихся;
- познакомить учащихся с историей названия родного район и его развития до нашего времени;
- прививать чувство любви к своей "малой родине", воспитывать уважение к прошлому.
Задачи занятия:
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- научить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценить их с точки зрения развития истории и культуры;
- обучить активным формам деятельности в обстановке информационно-насыщенной работы;
- способствовать активной мотивации в познавательной деятельности и практическом использовании полученных знаний;
- обучить самостоятельной работе с библиографическими источниками;
- сформировать устойчивый интерес в изучении истории и культуры края, района, города;
- сформировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуры.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- Контролировать и оценивать свою работу, ее результат, работу других учащихся;
- Формирование уважительного отношения к иной точке зрения;
- Воспитывать чувство взаимопонимания;
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- Формирование умения работать с информацией;
- Развивать умение учащихся выступать в диалоге;
- Формировать познавательную рефлексию;
- Работать в статических и мигрирующих группах.
Оборудование:
- Компьютер;
- Мультимедийный проектор;
- Презентация PowerPoint;
- “Путеводители по историческим местам Волоколамского района”;
- “Рваные открытки” (у каждого ученика);
- Клей;
- Шаблоны открыток (у каждого ученика);
- Коробка со старыми вещами (лошадь, перо, эполеты, игрушка, яблоко, икона, рукопись, книга, циферблат часов);
- Словарь Ожегова, Даля;
- Яблоки (красное, зелёное, жёлтое, у каждого ученика).
Ход занятия
I. Организационный момент
Слайд 2
Я рада видеть каждого из вас!
И пусть зима прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
- Сегодня у нас гости. Поприветствуем их. Я надеюсь, что они не будут разочарованы в нашей работе.
- А что мы должны сделать для этого?
- Какие правила будем соблюдать? (правила поднятой руки, умение слушать и слышать друг друга)
II. Погружение в тему внеурочного занятия
1. Повторение пройденного материала
- Итак, давайте вспомним, какие исторические места нашего района мы с вами уже посетили? Постарайтесь вспомнить, чем они знамениты.
Слайды 3-7
- д.Кашино
- с.Ярополец
- с.Теряево
2. Введение в тему занятия.
- Продолжаем нашу экскурсию по Историческому маршруту Волоколамска.
- У всех в доме есть коробки, в которых лежат старые вещи. Вот и у меня есть такая коробка, ведь
Коробка – вещь нужная в доме всегда
Найдётся в семье положить, что туда:
Обувь, ботинки, игрушки,
Бусы, гирлянды, хлопушки.
Но эта коробка совсем не проста,
Откроем её и заглянем туда.
- О чём нам могут рассказать эти вещи?
- Попробуйте рассказать о хозяевах этих вещей.
- Эти вещи я отложу в сторонку, но вы про них не забывайте, мы к ним ещё вернёмся.
III. Раскрытие основного содержания внеурочного занятия
1. Работа с путеводителями.
- А сегодня мы отправляемся в самое южное поселение нашего района. Оно находится в 22 километрах от Волоколамска. Посмотрите на карту и определите место, куда мы отправимся сегодня.
- Совершенно верно, сегодня мы посетим Осташёвское сельское поселение.
Слайд 8
- Отметьте его территорию на карте района и проложите путь от Волоколамска до Осташёво.
- Кто знает, что находится на территории Осташёво?
- На чём бы вы отправились на экскурсию?
- Почему вы выбрали именно этот вид транспорта?
Слайд 9
- Итак, тема нашего занятия “История усадьбы Муравьёвых”
- Какие цели вы поставите перед собой, отправляясь в путешествие?
Слайд 10
- Ну, что ж, в путь?
Посмотрите на меня!
Ваш экскурсовод сегодня Я,
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять же знания в дорогу
И улыбку не забудь!
2. Осташёвская земля.
Первое упоминание об Осташёве принадлежит 1477 году и владеет землёй князь Борис Волоцкий. Расстроилось село при Фёдоре Лихачёве, царском печатнике. Он же в свою очередь продал имение Ивану Прозоровскому.
Слайд 11
А сама идея строительства усадьбы принадлежит князю Александру Васильевичу Урусову, генералу – майору русской царской армии. Тогда она не была ещё Осташёво, а имела название Долголядье (Александровское). Вот так она выглядит при нём.
Слайд 12
Слайд 13
В 1813 году усадьба перешла во владение пасынка А.В.Урусова - крупного военноначальника Николая Николаевича Муравьева, участника Отечественной войны 1812 г., который после войны с французами открывает училище офицеров Генерального штаба. Оно находится в Москве на Б.Дмитровке, где и проходят занятия колонновожатых, военных топографов. Для зимних занятий он предоставляет московский Урусовский дом, а для летних – село Осташёво. Здесь производили картографирование местности, ездили верхом, проходили под бой барабанов, учились фехтованию.
Слайд 14
С домом были соединены переходами два скромных жилых флигеля конца XVIII века, сильно перестроенные в 1950-е годы.
Слайд 15
Конный двор в Осташеве поражает своим размахом. Он был построен при Н.Н. Муравьеве в 1840-х годах в псевдоготическом стиле. К центру усадьбы обращена многоярусная проездная башня.
Слайд 16
Главный фасад с огромной проездной башней представляет собой также одноэтажную постройку с часами. Именно с этими часами и связана интересная легенда.
Слайд 17
Из воспоминаний жителей села известно, что на круче была беседка, там и собирались декабристы, говорили о переустройстве общества. Когда восстание декабристов было подавлено и пятерых участников приговорили к казни, Н.Н. Муравьёв написал письмо государю с просьбой о помиловании. Послание осталось без ответа. Тогда хозяин усадьбы в приступе безумного отчаяния приказал остановить часы на башне, вынуть из них механизм, заколотить досками и нарисовать циферблат, стрелки которого будут показывать, что для несчастного отца время навсегда остановилось в минуту казни его сына. На самом же деле был казнён Сергей Муравьёв – Апостол, а Александру Муравьёву смертную казнь заменили поселением в Сибири.
По приданию, на одном из пригорков зарыты документы декабристов. Многие искали этот клад, но безуспешно.
Слайд 18
После смерти Николая Николаевича всё имущество перешло старшему сыну Александру, который в 1841 г. освободил часть своих крестьян от крепостной зависимости. А в 1864 и он умирает.
3. Царская семья в Осташёве.
Слайд 19
А пока усадьба меняет хозяев “... в учебных классах Мраморного дворца тишина. Дети Великого князя К.К.Романова сидят за партами. Идут уроки. Князь Олег читает стихи русского поэта Ивана Захаровича Сурикова
Вот моя деревня:
Вот мой дом родной - ...
И невольно поворачивает голову к окну. На подоконнике стоит маленький деревянный домик. Эту модель крестьянской усадьбы подарили кадеты Самарского корпуса... а теперь у Олега есть деревенский “дом родной” - отец купил усадьбу Осташёво.
Слайд 20
Это было любимым местом отдыха семьи Константина Константиновича Романова. Им было написано много стихотворений, и все они были подписаны криптонимом К.Р.
- Как вы думаете, почему?
- Совершенно верно, членам знатных семей, особенно императорским семьям, запрещалось заниматься творчеством. К.Р. писал не только стихи, он был известен и как переводчик. Один из лучших его переводов - трагедия Шекспира “Гамлет”, а начальном варианте было название “Омлет”
Слайд 21
Очень многие песни, которые мы считаем народными, были написаны К.Р. Романсы на его стихи писали Чайковский, Глазунов, Глиэр, Гречанинов, Рахманинов, Рубинштейн и многие другие композиторы. Одну из таких песен вы сейчас слышите.
Слайд 22
А какие прекрасные стихи были посвящены Осташёву!
(ученица читает элегию “Осташёво” )
Семья Романовых очень много сделала для Осташёво. Была построена дорога, больница, школа.
Слайд 23
По разному сложилась жизнь детей К.Р. Младший сын Олег – был героем Первой мировой войны и велел похоронить себя в Осташёве.
Слайд 24
В 1915 г. на берегу Рузы была построена церковь – усыпальница семьи Романовых. Она так и не получила посвящения. Церковь сооружалась по образцу псковско-новгородских церквей. Внутри церкви не сохранилось росписей, их и не было. Утрачены также вмурованные в кладку надгробные доски. Теперь отсюда виден сильно заросший пейзажный парк...
Трёх его старших сыновей после революции расстреляли вместе с царской семьёй в Алапаевске.
Слайд 25
А вот брата Георгия и сестру Веру мать увезла в Стокгольм, а позднее в США. Но даже по прошествии многих лет она вспоминала Осташёво. Вот её последнее письмо:
Здравствуйте, милые Осташи!
Пишет вам по поручению княгини Веры Константиновны русская женщина, помогающая ей, так как она почти всё время находится в постели и писать ей трудно... Вера Константиновна часто вспоминает родину, Осташи. То её приснится Павловск, то ваши места...Иногда служит панихиды по родным.Я всегда её убеждаю, что на родине в Осташёве её родных вспоминают. Она сказала, что хотела бы, чтобы в Олеговой часовне висела икона покровителей лошадей Флора и Лавра с двумя свечами, поскольку все Константиновичи, в том числе и Вера, были лошадниками...
С Рождеством Христовым.
7 декабря 1993 года.
В 1998 г. Вера Константиновна умерла на 94 году жизни, так и не узнав, что часовня разрушена, а останки Олега местные жители перезахоронили на другом берегу Рузы, где в настоящее время располагаются частные элитные постройки. А вот на месте захоронения Олега растут две яблони.
4. Завершение
Слайд 26
- А вот завершить наше путешествие мне бы хотелось словами князя Олега Константиновича Романова “Сделать много добра Родине, не запятнать своего имени и быть во всех отношениях тем, кем должен быть Русский князь ...”
IV. Закрепление основного содержания внеурочного занятия
1. Изготовление набора открыток.
- Вот и подошла к концу наша экскурсия.
- Что обычно привозят из поездок, экскурсий, путешествий в наше время? (мнение детей)
- А вот раньше привозили наборы открыток.
- Я предлагаю вам самим изготовить открытки, посвященные Осташёву. Точнее реставрировать повреждённые. У вас на партах лежат шаблоны открыток с рамками и обрывки фотографий. Ваша задача методом “пазлов” из обрывков собрать целое и определить достопримечательность, изображённую на ней.
(Работа в парах)
V. Итог внеурочного занятия
- Ну что ж, вернёмся к нашей коробке. Теперь вы можете сказать, какую тайну хранят эти вещи? (ответы детей)
VI. Рефлексия
Слайд 27
- Очень мрачно в нашем парке. Я предлагаю посадить в нём яблони, в память о князе Олеге и, несмотря на зиму, оживить её с помощью яблок, лежащих на ваших партах.
- Если урок вам понравился прикрепите жёлтое яблоко.
- Если остались вопросы – зелёное яблоко.
- Ну а если вам было скучно – красное яблоко.
- Спасибо за работу на уроке!