Тип урока: урок закрепления знаний - практикум. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
Цели урока.
1. Образовательная:
Знания: основные виды и типы величин, правила оформления программ на Паскале.
Умения:
специальные: составлять несложные линейные алгоритмы, отлаживать программы и исполнять их;
общеучебные, владение способами контроля и взаимоконтроля, само и взаимооценки, умение коллективно работать.
2. Воспитательная:
- способность следовать нормам поведения.
3. Развивающая:
- умственная деятельность: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов.
Оборудование к уроку: компьютеры, проектор, карточки, презентация. (Приложение 6)
План урока
I. Организационный момент.
Учитель. В нашей жизни мы постоянно решаем задачи, хотя бывает и не осознаем этого. Для успешного решения мы простаиваем четкие алгоритмы, и от того на сколько правильно и рационально мы их выстроили приходим к определенному результату.
Итак, тема нашего урока: “Линейные алгоритмы на языке Паскаль”.
Цель нашего с вами урока - учиться составлять линейные программы и находить в них ошибки. Для этого нам надо знать основные операторы языка, уметь определять и задавать типы данных, знать основные функции и способы записи выражений. Поэтому мы начнем с того, что повторим эти вопросы.
II. Актуализация знаний
1. Первой группе нужно найти зашифрованные в таблице названия разделов программы написанной на языке Турбо-Паскаль. Второй группе нужно найти зашифрованные в таблице названия типов данных. Ответом будут оставшиеся буквы. (I, A, E). (Работа в группах) (Приложение 1)
N | D | T | Y | P | E |
I | N | G | R | A | M |
G | E | O | I | A | R |
E | A | R | P | V | E |
B | C | O | N | S | T |
A | L | E | A | N | I |
R | O | I | N | T | E |
E | O | B | Y | T | G |
A | B | C | R | E | E |
L | E | H | A | * | R |
2. Выдаются карточки с названием разделов и типов данных. (Приложение 2. Приложение 3)
Учитель. Молодцы ребята, справились. А теперь то, что у вас получилось необходимо упорядочить. Первая группа в порядке следования разделов и назвать их, а вторая в порядке увеличения диапазона значении типов данных и назвать их. (Работа в группах)
program <имя программы>; {Заголовок программы}
const {Описание констант}
type {Описание типов переменных}
var {Описание переменных}
begin
{тело программы} {Раздел операторов}
end.
--------------------------------------------------
Тип данных | Имя |
Логический | Boolean |
Байтовый | Byte |
Символьный | char |
Целый | Integer |
Вещественный | Real |
3. Записать выражение по правилам языка Паскаль (индивидуально для каждого члена группы, к доске по очереди с каждой группы). (Приложение 4)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
4. Найдите ошибки в программе (работа в группах) (Приложение 5)
Program n1;
var
a,b : integer;
c : integer;
begin
a:=5;
b:= 6
c:=2*a/(b+2;
writeln (? Значение c? , = , c);
end.
-------------------------------------
Program n2
Var a,b,s integer;
Bigin
Writln (Введи катеты’);
Readln (a,b);
s:=1/2*a*b
Writln (‘s=’,s);
Readln;
End
5. Найдите значение выражений (индивидуально для каждого члена группы, к доске по очереди с каждой группы):
43 div 10=
21 div 4=
25 mod 10=
12 mod 4=
47 div 10=
7 div 4=
26 mod 10=
5 mod 3=
III. Закрепление материала (фронтальная работа с программой).
Написать программу нахождения суммы цифр заданного двухзначного числа.
Program n3;
Var a,b,s: ineger;
Bigin
Writln (Введи двухзначное число’);
Readln (a);
b:=a div 10;
s:= a mod 10;
Writln (‘Сумма цифр заданного числа=’,b+s);
Readln;
End.
IV. Применение знаний и умений (самостоятельная практическая работа).
Написать программу нахождения суммы цифр заданного трехзначного числа.
V. Итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.