Цель: приобщение детей к традициям русского народа.
Задачи:
- формирование интереса детей к русскому народному творчеству;
- развитие навыков хорового и сольного пения;
- знакомство с разнообразными русскими народными инструментами и приёмами игры на них;
- развитие чувства ритма в процессе игры на музыкальных инструментах.
Демонстрационный материал: куклы для драматизации, музыкальные инструменты, платочек.
Дети заходят в зал под музыку “Русский хоровод” и останавливаются, образовав круг.
Музыкальный руководитель:
- Ребята, сегодня я хочу рассказать вам о творчестве русского народа. Кто из вас знает что-нибудь о русских песнях, танцах, русских музыкальных инструментах? (Ответы детей). А какую-нибудь русскую народную песню вы знаете? (Ответы детей). Давайте водить хоровод и петь известную русскую песню “Во поле берёза стояла”. Я начну петь и буду передавать платочек. У кого окажется платочек, тот продолжит петь и ходить в середине нашего круга.
Хоровод “Во поле берёза стояла”
Музыкальный руководитель:
- А теперь давайте разделимся на два круга и попробуем спеть эту песню так: начинает петь один круг, затем вступает другой. Постарайтесь петь только с детьми своего круга.
(Дети пробуют водить хоровод и петь песню каноном, затем рассаживаются на стулья).
Музыкальный руководитель:
- Ребята, сегодня я пришла к вам не с пустыми руками, а принесла вот эту корзину. Хотите, я вам покажу, что в ней! (Детям демонстрируется корзина, затем педагог опускает руки в корзину, одевает на руки кукол-петрушек и немного показывает их из корзины.)
Петрушки (вместе):
- Здравствуйте! (Кланяются)
Фома:
- Я – Фома!
Ерёма:
- А я – Ерёма!
Вместе:
- А оба мы - Петрушки, весёлые игрушки!
Фома:
- Откуда идёшь, Ерёма?
Ерёма:
- Известно откуда, из дома. А как у вас, Фома, поживают?
Фома:
- Да на босу ногу топор одевают,
Сапогом траву косят,
А серые зайцы баранов уносят!
Ерёма:
- Да, небось, это волк…
Фома:
- По лбу тебя щёлк!
Неужели никогда не слыхал ты,
Что волки у нас рогаты!
Ерёма:
- Так, наверное, это козлище…
Фома:
- Щелчков тебе тыща!
Ерёма:
- Ну, подвинься!
Фома:
- Нет, ты подвинься!
(Спорят)
Музыкальный руководитель:
- Перестаньте спорить! Вообще-то Фома с Ерёмой дружно живут, а ссорятся только когда хотят кого-нибудь рассмешить. Может быть, вы какую-либо смешную русскую народную песенку знаете?
Оба:
- Конечно, знаем! Про дядюшку Трифона.
(Петрушки прячутся в корзину, видны только их головы, дети подпевают песню и выполняют ритмические задания по показу музыкального руководителя)
Песня “Как у дяди Трифона”
Музыкальный руководитель:
- Ребята, как вы думаете, что это за весёлый наигрыш? (на баяне исполняется мелодия частушки). Правильно, вы сразу узнали частушку. Частушкой называют маленькую смешную песенку, которую поют быстро, часто, чтобы под неё можно было сплясать. Напевает:
Пойду плясать в новеньких ботиночках,
Все ребята говорят, что я как картиночка!
Не ходи ко мне под окна, не маши картузиком,
Всё равно гулять не выйду с таким карапузиком!
Музыкальный руководитель:
- Но бывали и грустные частушки, которые назывались “Страдания” (поет)
Хорошо страдать зимой под зелёною сосной,
Хорошо страдать у печки, ноги в тёпленьком местечке.
- Ребята, как вы думаете, в наше время сочиняют частушки? (ответы детей)
Музыкальный руководитель:
- А кто-нибудь из вас может спеть частушку? (сольное исполнение детьми частушек)
Музыкальный руководитель:
- Что-то наши Петрушки в корзине притихли… Посмотрим… (открывает платок на корзине и одевает Фому и Ерёму на руки.)
Фома: (шуршит)
- Тут какие-то дощечки, звоночки… (достает трещотку)
Музыкальный руководитель:
- Это не просто дощечки, а русский народный инструмент - трещотка.
Посмотрите, как можно на ней играть (показ приёмов игры).
- А сейчас отгадайте загадку ещё про один русский народный инструмент: “Всех кормит, а сама голодная ходит!” Правильно, это деревянная ложка.
Эта ложка не для супа, эта ложка не для щей,
Только ложки заиграют - сразу станет веселей!
Давайте, попробуем поиграть на этих музыкальных инструментах.
Исполняются “Саратовские переборы”
(Дети разбирают музыкальные инструменты, играют на них, выполняя определённый ритмический рисунок, меняются инструментами.)
Музыкальный руководитель:
- Какой весёлый разговор у нас сегодня получился. И русские песни мы пели, и на русских народных инструментах поиграли. А сейчас возьмёмся за руки и весело пройдемся под русскую современную песню “Сапожки русские”, ведь русские красавицы любили щеголять в красивых красных сапожках!
(Под весёлую музыку дети за руки выходят из зала.)