Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность.
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.
Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.
Следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно – правовыми документами, как Закон РФ “Об образовании” (ст.51), “О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения”, а также Указами Президента России “О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации”, “Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации” и др.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
- Занятия физкультурой, прогулки.
- Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна
Правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья. Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма, в предупреждении и лечении многих заболеваний.
Следующий фактор здорового образа жизни - закаливание. Практически всем известно изречение: “Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья”. И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды – переохлаждению и перегреву. Закаливание – эффективное средство укрепления здоровья человека. Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов:
- постепенность;
- систематичность;
- комплексность;
- учет индивидуальных особенностей.
Психическая закалка стимулирует и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез, Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье
- дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды
- бережное отношение к окружающей среде, к природе
- медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций
- формирование понятия "не вреди себе сам"
Физкультурно-оздоровительная деятельность включает в себя:
- cоздание системы двигательной активности в течение дня:
- утренняя гимнастика (ежедневно);
- физкультурные занятия (3 раза в неделю);
- музыкально – ритмические занятия (2 +2 раза в неделю);
- прогулки с включением подвижных игр;
- оздоровительный бег (ежедневно);
- пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)
- зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях)
- оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);
- физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);
- эмоциональные разрядки, релаксация;
- ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);
- спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц)
Необходимо поддержания и укрепления здоровья детей.
Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. Эти знания дети приобретают на специальных занятиях в нашем детском саду.
Задачи работы по формированию здорового образа жизни дошкольников:
- формировать представления о том, что быть здоровым – хорошо, а болеть – плохо; о некоторых признаках здоровья;
- воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться, есть побольше овощей, фруктов; мыть руки после каждого загрязнения; не злиться и не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим;
- помочь овладеть устойчивыми навыками поведения;
- развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких;
- вырабатывать навыки правильной осанки;
- обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;
- развивать художественный интерес
Витаминиада, сценарий праздника для детей дошкольного возраста и родителей
Цели:
- формирование у детей и взрослых потребности в здоровом образе жизни и рациональном питании;
- расширение и закрепление знаний о влиянии витаминов на здоровье человека;
- укрепление связей дошкольного учреждения с семьей.
Предварительная работа:
- консультация для родителей на тему “Витамины - незаменимые компоненты питания”;
- беседы с детьми “Что такое витамины”;
- организация выставки литературы для самостоятельного изучения, выставки совместных поделок из овощей и фруктов;
- оформление наглядной информации о витаминах А, В, С, D;
- плакатов с изображением продуктов питания, в которых содержатся нужные для организма человека витамины;
- разучивание частушек с детьми.
Оборудование: ватман, краски, фломастеры, цветная бумага, ручки, карандаши; плакаты, картинки с изображением полезных продуктов и витаминов, эмблемы для участников; костюмы для детей-фруктов.
(В зал под веселую музыку входят две команды (по 2 ребенка и 2 родителя) и рассаживаются за двумя столами лицом к зрителям - детям и родителям младшей группы и жюри.)
Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! Я очень рада видеть вас всех сегодня такими здоровыми и красивыми. А с каким настроением вы пришли сегодня на праздник?
Ответы: С хорошим, весёлым.
Все мы знаем, что одной из составляющих здорового образа жизни является рациональное питание. Важнейший жизненно необходимый компонент здорового питания - витамины. Сегодня мы с вами поговорим о витаминах и их роли в жизни человека.
Об этом вам сейчас расскажет медицинский работник:
- Витамины – это такие вещества, которые нужны нашему организму для усвоения пищи, они повышают работоспособность, сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, способствуют росту нашего тела. Если в пище недостаточно витаминов, человек болеет разными болезнями, становится вялым, слабым, грустным… Откуда же берутся витамины? В почве притаилось несметное количество бактерий. Микробы существуют везде и всюду. Многие из этих мельчайших существ и начинают изготовление витаминов, обогащая ими почву и воздух. В природе витамины образуются в растениях, поэтому плоды, овощи и фрукты служат людям источниками витаминов. Много витаминов содержится в молоке и молочных продуктах, черном хлебе, печени, яйцах, икре.
Витамины нужны всем: и маленьким детям, и взрослым мамам и папам, и стареньким бабушкам и дедушкам
Уважаемые участники, приглашаю вас занять свои места. Первый наш конкурс - представление.
Конкурс “Представление”
Команды по очереди в течение 5 минут сообщают свое название, девиз и демонстрируют эмблемы, оформленные заранее в качестве домашнего задания. Конкурс оценивается по 3-балльной шкале.
Команда “Смородинка”:
Вот веселый детский сад,
В нем смородины отряд.
А смородина красна,
Витаминами полна.
Команда “Кукурузинка”:
Мы - витамины, мы - работники,
Здоровью вашему помощники!
Ведущий: Мы рады приветствовать наши команды “Смородинку” и “Кукурузинку”. А теперь я объявляю второй конкурс - викторина “Угадай витамины”.
Викторина “Угадай витамины”
Команды по очереди отвечают на вопросы ведущего. Соревнование оценивается по 5-балльной шкале.
Ведущий: Этот витамин улучшает зрение, способствует росту, повышает сопротивляемость заболеваниям, улучшает состояние кожи.
Команда “Смородинка”: Витамин А.
Ведущий: Этот витамин повышает сопротивляемость инфекциям, отвечает за поступление и расходование энергии, укрепляет кровеносные сосуды, способствует заживлению ран, поддерживает в здоровом состоянии десны, зубы и кости.
Команда “Кукурузинка”: Витамин С.
Ведущий: Этот жирорастворимый витамин необходим для утилизации кальция и фосфора в желудочно-кишечном тракте. Он важен для роста организма и развития костей и зубов у детей, а также для профилактики и лечения остеопороза.
Команда “Смородинка”: Витамин D.
Ведущий: Этот витамин - антиоксидант - имеет большое значение для предотвращения развития сердечно-сосудистых заболеваний. Помогает усваивать пищу, улучшает состояние кожи, активизирует жизненные силы организма, замедляет процессы старения.
Команда “Кукурузинка”: Витамин Е.
Ведущий: Какой основной витамин содержится в этих овощах и ягодах: черной смородине, шиповнике, апельсинах, красном перце, помидорах, клюкве, капусте, зеленом луке?
Команда “Смородинка”: Витамин С.
Ведущий: Какой основной витамин содержится в этих продуктах: ржаном хлебе, салате, моркови, картофеле, дрожжах?
Команда “Кукурузинка”: Витамин В.
Ведущий: Какой основной витамин содержится в этих продуктах: яичном желтке, подсолнечном масле, говяжьей и тресковой печени, арахисе, облепихе, шиповнике, черноплодной рябине?
Команда “Смородинка”: Витамин Е.
Ведущий: Какой основной витамин содержится в этих продуктах: моркови, сливочном масле, молоке, яйцах, рыбьем жире, горохе, капусте, щавеле?
Команда “Кукурузинка”: Витамин А.
Ведущий: В каком из продуктов питания самые разнообразные витамины представлены в наибольшем количестве: в хлебе, свежей капусте, печени, молоке?
Команда “Смородинка”: В печени.
Ведущий: Какой из витаминов A, D, Е или В вырабатывается в организме под воздействием солнечных лучей?
Команда “Кукурузинка”: Витамин D.
Ведущий: Какой из перечисленных витаминов водорастворимый: А, В, D, К?
Команда “Смородинка”: Витамин В.
Ведущий: Как лучше приготовить картофель, чтобы сохранить в нем витамин С: сварить, пожарить, запечь в кожуре?
Команда “Кукурузинка”: Запечь в кожуре.
Ведущий: Совершенно верно. Вы блистательно справились с вопросами викторины. Объявляю следующий конкурс - конкурс рекламных плакатов!
Конкурс рекламных плакатов
Каждая команда должна придумать плакат на тему “Ешьте овощи и фрукты - витаминные продукты!”. Конкурс оценивается по 5-балльной шкале.
Ведущий: Пока команды выполняют задание, мы с вами, уважаемые гости, поиграем в игру “Укрась баночку”. На столах разложены цветная бумага, ножницы, клей, заготовки овощей и фруктов, которые помогут вам творчески подойти к украшению обыкновенной баночки.
(После презентации украшенных баночек участники конкурса демонстрируют свои плакаты.)
Команда “Смородинка” (рекламируют витамин С):
Я веселый витамин,
Не могу я быть один.
У меня полно друзей!
С нами дети здоровей.
Земляничку ты сорвешь
- В ягоде меня найдешь.
Я в смородине, капусте,
В чесноке живу и в луке.
Витаминная еда
Даст здоровье навсегда!
Команда “Кукурузинка” (рекламируют витамин А):
Я веселый витамин,
Не могу я быть один.
У меня полно друзей!
С нами дети здоровей.
Хлеб, яйцо, творог и сыр,
Мясо, молоко, кефир,
В кукурузе тоже я.
Много пользы от меня!
Буду с вами я дружить,
Вместе веселее жить!
Будем нервы укреплять,
Прыгать, бегать и скакать!
Ведущий: Благодаря вашим плакатам теперь мы все знаем о витаминах С и А. Объявляю четвертый конкурс - “Частушки”.
Конкурс “Частушки”
Обе команды поочередно исполняют частушки. Конкурс оценивается по 4-балльной шкале.
Команда “Смородинка”
1-й ребенок:
Знает каждая старушка-
В огороде есть петрушка!
Станут с ней вкуснее во сто крат
Суп, окрошка и салат.
2-й ребенок:
Кто разлегся среди грядки,
Кто играть не любит в прятки?
Ох, Емеля-простачок
- Белобокий кабачок.
3-й ребенок:
Спит на грядке под листом,
Да еще храпит притом,
Видит пятый сладкий сон
Лежебока патиссон.
Команда “Кукурузинка”
1-й ребенок:
У томата-толстяка
Аппетитные бока.
Скушать его, что ли,
Просто так без соли?
2-й ребенок:
Редька пусть на вкус горька,
Но внутри бела, крепка.
Все на терке ее трут,
Тем, кто заболел, дают.
3-й ребенок:
Кто положит перец в рот -
Тотчас губы обожжет!
Пылкий, острый, как горчица,
Но в приправе пригодится.
Ведущий: Веселые частушки исполнили участники команд. А теперь наш пятый конкурс - “Подберите картинку”.
Каждая команда получает карточку с витамином. На столе разложены картинки с изображением овощей, фруктов, продуктов, в которых находится нужный витамин. Участникам команд нужно как можно быстрее определить, где содержится тот или иной витамин. Конкурс оценивается по 3-балльной шкале.
Ведущий: Наши конкурсные соревнования завершились. Попросим жюри подвести итоги “Витаминиады” по всем пяти конкурсам.
Жюри объявляет итоги. Победителей и участников угощают витаминами.
Под веселую музыку появляется Витаминка, за ней дети, одетые в костюмы фруктов. Все выстраиваются в ряд.
Яблоко:
Я - яблочко наливное,
Круглое, золотое,
Железом богатое,
И кислое, и сладкое.
Груша:
Я - спелая грушка
Яблочку подружка.
Меня любят очень дети,
Я сочнее всех на свете.
Вишня:
Я - маленькая вишня,
Хоть ростом и не вышла,
Кровь я очищаю,
Здоровье укрепляю.
Апельсин:
Помогает от простуды
Апельсинчик, вот и он!
Все микробы убегают,
А догонит их лимон.
Слива:
Я - слива, очень красива!
Ну, попробуйте меня:
И полезна, и вкусна.
Клубничка:
Я - клубничка-невеличка,
На грядке ты меня найдешь,
Очень вкусное варенье
Впрок на зиму запасешь.
Витаминка:
Встали фрукты дружно в ряд,
Вместе мы - фруктовый сад!
Чтоб здоровье укрепить,
Нужно фрукты все любить!
(Дети исполняют танец “Фруктовый сад” После танца Витаминка угощает всех фруктами.)
Ведущий: Уважаемые участники команд и гости! Сегодня мы многое узнали о пользе витаминов, отыскали нужные для здоровья витамины в разных продуктах. Теперь ваша задача не забывать об этом и рассказывать своим друзьям и близким. На этом наше развлечение окончено.
До свидания!
В результате работы у детей значительно повысился уровень знаний в области здорового образа жизни, изменилось отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. В процессе наблюдений выяснилось, что дети осознанно стали относиться к укреплению своего здоровья. У родителей появилось понимание того, что очень важным фактором формирования здорового образа жизни у детей является пример взрослого. На родительских собраниях, консультациях учили оценивать здоровье ребенка, родителям советовали литературу, брошюры. Для родителей оформляли в “Уголке здоровья” рекомендации, советы. В результате проделанной работы по программам мною были получены следующие результаты:
- у детей сформировался двигательный опыт, дети освоили подражательные движения, появился интерес к двигательной деятельности, научились реализовывать двигательное творчество и импровизацию в играх, что позволяет говорить о развитии фантазии.
- снизилась заболеваемость детей ОРВИ, гриппа, и верхних дыхательных путей, повысилась посещаемость детей в группе.
- итоговое обследование детей педиатрами показало, что при выпуске детей из детского сада в школу, группы здоровья изменились.
- дети не имеют отклонений от нормального, соответствующего возрасту, уровню физического развития.
Предложенные пути физического оздоровления детей дошкольного возраста являются эффективными и позволяют существенным образом повысить уровень физического здоровья и психологической готовности к школе.
Литература.
- Автор: Золотых Ираида Николаевна - инструктор по физической культуре, Белгородская область г. Губкин, МДОУ "Детский сад комбинированного вида N2 "Ромашка".
- Автор: Кочешкова Е.В., старший воспитатель МДОУ N57, г. Старый Оскол, Белгородская обл.
- Автор: Исмагилова Альфия Ризвановна, воспитатель I квалификационная категория, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 358 комбинированного вида с воспитанием и обучением на татарском языке" Приволжского района г. Казани Республики Татарстан.