Входят дети.
Логопед – Посмотрите, ребята, сколько гостей пришло к нам на занятие. Поздороваемся с ними. А сейчас мы выполним упражнения для глаз и сосредоточимся.
Организационный момент. Гимнастика для глаз.
Встаньте свободно, ноги слегка расставьте, спину выпрямите, поднимите голову.
Не отрываясь, смотрите на красный шар; голову не поворачивайте. (Логопед плавно передвигает шар вверх- вниз; влево - вправо; выполняет шаром круговые движения). Похлопайте глазками. Разотрите ладони и приложите их к глазам. Молодцы.
На нашем занятии мы будем говорить о звуках, буквах, слогах, словах, предложениях.
Задание 1. Наш мир наполняют различные звуки – музыкальные, шумовые и речевые. С помощью какого органа мы слышим звуки?
Дети – Мы слышим звуки ушами.
Логопед – Верно. Прислушайтесь, какой звук я произнесу чаще других? (К, У, К, А, К, М, К).
Дети – Чаще слышится звук К.
Логопед – Верно.
Дайте характеристику звуку К.
Дети – Звук К согласный, глухой, твердый, обозначаем синим цветом.
Логопед – Хорошо. Прислушайтесь, какой звук я произнесу чаще других? (Кь, Дь, Кь, А, Кь, М, Кь).
Дети – Чаще слышен звук Кь.
Лог - Дайте характеристику звуку Кь.
Дети – Звук Кь согласный, глухой, мягкий, обозначаем зеленым цветом.
Логопед – Вы правы. В этом многоэтажном доме живут согласные звуки. Какое окошко подойдет для согласных звуков К и Кь? (Дети показывают.)
Логопед – Верно. Здесь располагаются символы мягкого и твердого глухих согласных звуков.
Задание 2.
Но звуки мы можем только услышать. А на письме каким знаком мы обозначаем звуки К и Кь?
Дети – Обозначаем буквой К.
Дети – Звук К мы обозначаем буквой К.
Логопед – Да. Буквой К мы обозначаем и звук К и звук Кь. Давайте вспомним, как выглядит буква К.
Логопед – Найдите глазами букву К среди других букв. Сосчитайте, сколько букв К вы увидели. Кто готов поднимет руку.
- Сколько букв К вы увидели?
Ребенок – Я увидел четыре буквы К.
– Проверим. Подходим к доске друг за другом и обводим по одной букве К.
Задание 3
Логопед – Верно. Вы вспомнили, как выглядит буква К. Уточните из скольких линий состоит буква К?
Дети – Буква К состоит из 3 линий.
Логопед – Эти линии одинаковой длины?
Дети – Одна линия длинная, а две короткие.
Логопед – С какой стороны (слева или справа) располагается длинная линия?
Дети – Длинная линия располагается с левой стороны.
Логопед – Как располагается длинная линия?
Дети – Вертикально, сверху – вниз.
Логопед – С какой стороны от длинной линии располагаются короткие линии?
Дети – Короткие линии располагаются справой стороны от длинной линии.
Логопед – К какой части присоединяются короткие линии к длиной линии?
Дети – Короткие линии присоединяются к середине. Верхняя линия по диагонали вниз влево, а нижняя по диагонали вниз вправо.
Логопед – Молодцы. Садимся прямо, ноги устойчиво стоят на полу, спина прямая. Под диктовку, не торопясь, напишем букву К.
Проговаривая вместе с логопедом дети пишут букву.
Логопед – Найдите справой стороны четыре точки. Самостоятельно напишите букву К.
Логопед – Молодцы, все справились с заданием.
Задание 4
Логопед просит детей подойти к красному домику.
Логопед – Кроме согласных звуков есть еще другие звуки. Когда мы произносим эти звуки, воздух выходит свободно, без преграды. Они называются…
Дети – Гласными звуками.
Логопед – Верно. Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
Дети – Гласные звуки мы обозначаем красным цветом.
Логопед – Когда согласный звук подружился с гласным звуком, то образуется слог. Мы знаем, что звуки мы можем увидеть с помощью букв. Прочтите слоги, напечатанные на этих карточках.
Логопед – Подберите к слогам те картинки, название которых начинается с вашего слога и прикрепите рядом с картинкой.
Дети читают слог и прикрепляют карточку рядом с картинкой.
Логопед – Вы правильно подобрали картинки. Но слова рассыпались. Найдите окончание слов и составьте слово полностью.
Дети составляют слова из слогов, читают их. Садятся на места.
Задание 5
Логопед убирает карточки с доски и выставляет ребус.
Логопед – Ребята, что зашифровано в ребусе?
Дети – В ребусе зашифровано слово, которое нужно отгадать.
Логопед – Я предлагаю вам прочитать слова, спрятанные в этом ребусе.
Дети – КИНО, КОНИ.
Логопед выкладывает картинки, обозначающие эти слова.
Логопед – выложите звуковую схему слова КОНИ.
Логопед – КОНИ – это звук или слово?
Дети – Это слово.
Логопед – Сколько слогов в слове КОНИ.
Дети – В слове КОНИ два слога.
Логопед – Назовите первый слог.
Дети – КО.
Логопед – Назовите второй слог
Дети – НИ
Логопед – Назовите первый слог. Назовите первый звук в слоге КО, второй звук. Сколько звуков в слоге КО?
Дети называют звуки, дают им характеристику.
Логопед – Как мы произносим звуки в слоге КО – отдельно или слитно?
Дети – Слитно.
Логопед – Когда согласный звук и гласный сливаются в ручеек, звучат слитно, то мы используем символ слияния – прямоугольник, разделенный на два треугольника.
Выложите символ первого слога на вторую полоску сверху.
Дети выкладывают в кассах, логопед выкладывает на доске.
Логопед – Назовите второй слог в слове КОНИ.
Дети – НИ.
Логопед – Назовите первый звук, второй звук. Сколько звуков в слоге НИ?
Дети называют звуки и дают характеристику звукам.
Логопед – Как мы произносим звуки в слоге НИ – отдельно или слитно?
Дети – Слитно.
Логопед – Когда согласный звук и гласный сливаются в ручеек, звучат слитно, то мы используем символ… слияния – прямоугольник, разделенный на два треугольника.
Выложите символ второго слога. Между слогами не оставляем пустого места. Слово звучит слитно.
Дети выкладывают в кассах, логопед выкладывает на доске.
Аналогично проводим разбор слова КИНО.
Физминутка
Задание 6
Логопед – Чтобы высказать свою мысль мы объединяем слова в предложения. Посмотрите, какую схему я выкладываю на доску. Это схема чего? Предложения. Сколько слов в предложении?
Дети – В предложении два слова.
Логопед – С какой буквы мы пишем первое слово в предложении?
Дети – Первое слово в предложении мы пишем с большой буквы.
Логопед – Поэтому первое слово мы обозначили уголочком. В конце предложения ставится точка, а голос понижается. Первое слово – это слово - предмет, о котором мы говорим. Что это? Кто это? Второе слово обозначает действие этого предмета. Что делает этот предмет?
Логопед выставляет ребус.
Логопед – Чтобы понять о ком мы будем составлять предложения, разгадайте кроссворд.
Дети отгадывают кроссворд и читают слово КОШКА. Садятся на места.
Логопед – Верно. Составьте предложение про кошку. Что делает кошка?
Дети составляют предложения.
Логопед – Это схема другого предложения. Вы уже знаете, что буква К может быть и самостоятельным словом – помощником. Когда мы подходим к чему-нибудь, или к кому-нибудь, то мы используем короткое слово – помощник К.
Логопед – Составьте свои предложения, по схеме.
Дети – Кошка мчится к дереву.
Логопед – В конце предложения может стоять вот такой знак – вопросительный. Он означает, что мы хотим о чем – то спросить. Если мы хотим спросить, именно ли кошка мчится к дереву, как будет звучать предложение?
Дети произносят предложение, выделяя вопросительное слово голосом.
Логопед – Если нам важно узнать, как именно кошка двигается, как будет звучать предложение? (Ответы детей.)
Логопед – Если мы хотим уточнить, к чему именно мчится кошка, как будет звучать предложение? (Дети отвечают.)
Задание 7
Логопед – Молодцы. Вопросы задают людям, чтобы больше узнать о них. Представьте, что вы на передаче “Почему вы любите кошек?”. Амир - Здравствуйте. Представьтесь, пожалуйста.
Настя – Здравствуйте. Меня зовут Аня.
Амир – Аня, вы любите кошек?
Аня – Да, я очень люблю кошек.
Амир –Почему вы любите кошек?
Аня – Я люблю кошек потому, что они гладкие и игривые.
Амир – спасибо, Аня. Всего вам доброго.
Аня – и вам всего доброго.
Логопед – Вы все хорошо работали на занятии, старались быть внимательными. Растираем руки и гладим себя по головушке. Молодец, Аня… (Логопед перечисляет по именам всех детей). Спасибо за занятие.
Программное содержание
1. Коррекционно-образовательные задачи:
- закрепить характеристику согласных и гласных звуков;
- упражнять в составлении слов из слогов;
- закрепить понятия слог, слияние;
- упражнять в умении составлять распространенные предложения со слогом К;
- упражнять составлять сложно-подчиненные предложения;
- упражнять в умении интонационно выделять главное вопросительное слово в предложении;
- продолжать учить детей задавать вопросы, вести диалог;
2. Коррекционно-развивающие задачи:
- упражнять в умении узнавать и выделять из схожих по написанию буквенных знаков букву К ;
- совершенствовать умение детей подбирать к первому слогу второй, опираясь на зрительный анализатор;
- закрепить понятия вопросительный знак, вопросительное слово;
3. Коррекционно-воспитательные задачи:
- упражнять детей в умении выслушивать собеседника не перебивать его;
- совершенствовать умение детей отвечать полными предложениями;
- воспитывать усидчивость и сдержанность;
- формировать умение высказывать свое мнение.