Занятие на тему «Звук и буква "к" с детьми подготовительной группы с сочетанным диагнозом "ОНР и нарушение зрения»

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика


Входят дети.

Логопед – Посмотрите, ребята, сколько гостей пришло к нам на занятие. Поздороваемся с ними. А сейчас мы выполним упражнения для глаз и сосредоточимся.

Организационный момент. Гимнастика для глаз.

Встаньте свободно, ноги слегка расставьте, спину выпрямите, поднимите голову.

Не отрываясь, смотрите на красный шар; голову не поворачивайте. (Логопед плавно передвигает шар вверх- вниз; влево - вправо; выполняет шаром круговые движения). Похлопайте глазками. Разотрите ладони и приложите их к глазам. Молодцы.

На нашем занятии мы будем говорить о звуках, буквах, слогах, словах, предложениях.

Задание 1. Наш мир наполняют различные звуки – музыкальные, шумовые и речевые. С помощью какого органа мы слышим звуки?

Дети – Мы слышим звуки ушами.

Логопед – Верно. Прислушайтесь, какой звук я произнесу чаще других? (К, У, К, А, К, М, К).

Дети – Чаще слышится звук К.

Логопед – Верно.

Дайте характеристику звуку К.

Дети – Звук К согласный, глухой, твердый, обозначаем синим цветом.

Логопед – Хорошо. Прислушайтесь, какой звук я произнесу чаще других? (Кь, Дь, Кь, А, Кь, М, Кь).

Дети – Чаще слышен звук Кь.

Лог - Дайте характеристику звуку Кь.

Дети – Звук Кь согласный, глухой, мягкий, обозначаем зеленым цветом.

Логопед – Вы правы. В этом многоэтажном доме живут согласные звуки. Какое окошко подойдет для согласных звуков К и Кь? (Дети показывают.)

Логопед – Верно. Здесь располагаются символы мягкого и твердого глухих согласных звуков.

Задание 2.

Но звуки мы можем только услышать. А на письме каким знаком мы обозначаем звуки К и Кь?

Дети – Обозначаем буквой К.

Дети – Звук К мы обозначаем буквой К.

Логопед – Да. Буквой К мы обозначаем и звук К и звук Кь. Давайте вспомним, как выглядит буква К.

Логопед – Найдите глазами букву К среди других букв. Сосчитайте, сколько букв К вы увидели. Кто готов поднимет руку.

- Сколько букв К вы увидели?

Ребенок – Я увидел четыре буквы К.

– Проверим. Подходим к доске друг за другом и обводим по одной букве К.

Задание 3

Логопед – Верно. Вы вспомнили, как выглядит буква К. Уточните из скольких линий состоит буква К?

Дети – Буква К состоит из 3 линий.

Логопед – Эти линии одинаковой длины?

Дети – Одна линия длинная, а две короткие.

Логопед – С какой стороны (слева или справа) располагается длинная линия?

Дети – Длинная линия располагается с левой стороны.

Логопед – Как располагается длинная линия?

Дети – Вертикально, сверху – вниз.

Логопед – С какой стороны от длинной линии располагаются короткие линии?

Дети – Короткие линии располагаются справой стороны от длинной линии.

Логопед – К какой части присоединяются короткие линии к длиной линии?

Дети – Короткие линии присоединяются к середине. Верхняя линия по диагонали вниз влево, а нижняя по диагонали вниз вправо.

Логопед – Молодцы. Садимся прямо, ноги устойчиво стоят на полу, спина прямая. Под диктовку, не торопясь, напишем букву К.

Проговаривая вместе с логопедом дети пишут букву.

Логопед – Найдите справой стороны четыре точки. Самостоятельно напишите букву К.

Логопед – Молодцы, все справились с заданием.

Задание 4

Логопед просит детей подойти к красному домику.

Логопед – Кроме согласных звуков есть еще другие звуки. Когда мы произносим эти звуки, воздух выходит свободно, без преграды. Они называются…

Дети – Гласными звуками.

Логопед – Верно. Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?

Дети – Гласные звуки мы обозначаем красным цветом.

Логопед – Когда согласный звук подружился с гласным звуком, то образуется слог. Мы знаем, что звуки мы можем увидеть с помощью букв. Прочтите слоги, напечатанные на этих карточках.

Логопед – Подберите к слогам те картинки, название которых начинается с вашего слога и прикрепите рядом с картинкой.

Дети читают слог и прикрепляют карточку рядом с картинкой.

Логопед – Вы правильно подобрали картинки. Но слова рассыпались. Найдите окончание слов и составьте слово полностью.

Дети составляют слова из слогов, читают их. Садятся на места.

Задание 5

Логопед убирает карточки с доски и выставляет ребус.

Логопед – Ребята, что зашифровано в ребусе?

Дети – В ребусе зашифровано слово, которое нужно отгадать.

Логопед – Я предлагаю вам прочитать слова, спрятанные в этом ребусе.

Дети – КИНО, КОНИ.

Логопед выкладывает картинки, обозначающие эти слова.

Логопед – выложите звуковую схему слова КОНИ.

Логопед – КОНИ – это звук или слово?

Дети – Это слово.

Логопед – Сколько слогов в слове КОНИ.

Дети – В слове КОНИ два слога.

Логопед – Назовите первый слог.

Дети – КО.

Логопед – Назовите второй слог

Дети – НИ

Логопед – Назовите первый слог. Назовите первый звук в слоге КО, второй звук. Сколько звуков в слоге КО?

Дети называют звуки, дают им характеристику.

Логопед – Как мы произносим звуки в слоге КО – отдельно или слитно?

Дети – Слитно.

Логопед – Когда согласный звук и гласный сливаются в ручеек, звучат слитно, то мы используем символ слияния – прямоугольник, разделенный на два треугольника.

Выложите символ первого слога на вторую полоску сверху.

Дети выкладывают в кассах, логопед выкладывает на доске.

Логопед – Назовите второй слог в слове КОНИ.

Дети – НИ.

Логопед – Назовите первый звук, второй звук. Сколько звуков в слоге НИ?

Дети называют звуки и дают характеристику звукам.

Логопед – Как мы произносим звуки в слоге НИ – отдельно или слитно?

Дети – Слитно.

Логопед – Когда согласный звук и гласный сливаются в ручеек, звучат слитно, то мы используем символ… слияния – прямоугольник, разделенный на два треугольника.

Выложите символ второго слога. Между слогами не оставляем пустого места. Слово звучит слитно.

Дети выкладывают в кассах, логопед выкладывает на доске.

Аналогично проводим разбор слова КИНО.

Физминутка

Задание 6

Логопед – Чтобы высказать свою мысль мы объединяем слова в предложения. Посмотрите, какую схему я выкладываю на доску. Это схема чего? Предложения. Сколько слов в предложении?

Дети – В предложении два слова.

Логопед – С какой буквы мы пишем первое слово в предложении?

Дети – Первое слово в предложении мы пишем с большой буквы.

Логопед – Поэтому первое слово мы обозначили уголочком. В конце предложения ставится точка, а голос понижается. Первое слово – это слово - предмет, о котором мы говорим. Что это? Кто это? Второе слово обозначает действие этого предмета. Что делает этот предмет?

Логопед выставляет ребус.

Логопед – Чтобы понять о ком мы будем составлять предложения, разгадайте кроссворд.

Дети отгадывают кроссворд и читают слово КОШКА. Садятся на места.

Логопед – Верно. Составьте предложение про кошку. Что делает кошка?

Дети составляют предложения.

Логопед – Это схема другого предложения. Вы уже знаете, что буква К может быть и самостоятельным словом – помощником. Когда мы подходим к чему-нибудь, или к кому-нибудь, то мы используем короткое слово – помощник К.

Логопед – Составьте свои предложения, по схеме.

Дети – Кошка мчится к дереву.

Логопед – В конце предложения может стоять вот такой знак – вопросительный. Он означает, что мы хотим о чем – то спросить. Если мы хотим спросить, именно ли кошка мчится к дереву, как будет звучать предложение?

Дети произносят предложение, выделяя вопросительное слово голосом.

Логопед – Если нам важно узнать, как именно кошка двигается, как будет звучать предложение? (Ответы детей.)

Логопед – Если мы хотим уточнить, к чему именно мчится кошка, как будет звучать предложение? (Дети отвечают.)

Задание 7

Логопед – Молодцы. Вопросы задают людям, чтобы больше узнать о них. Представьте, что вы на передаче “Почему вы любите кошек?”. Амир - Здравствуйте. Представьтесь, пожалуйста.

Настя – Здравствуйте. Меня зовут Аня.

Амир – Аня, вы любите кошек?

Аня – Да, я очень люблю кошек.

Амир –Почему вы любите кошек?

Аня – Я люблю кошек потому, что они гладкие и игривые.

Амир – спасибо, Аня. Всего вам доброго.

Аня – и вам всего доброго.

Логопед – Вы все хорошо работали на занятии, старались быть внимательными. Растираем руки и гладим себя по головушке. Молодец, Аня… (Логопед перечисляет по именам всех детей). Спасибо за занятие.

Программное содержание

1. Коррекционно-образовательные задачи:

- закрепить характеристику согласных и гласных звуков;

- упражнять в составлении слов из слогов;

- закрепить понятия слог, слияние;

- упражнять в умении составлять распространенные предложения со слогом К;

- упражнять составлять сложно-подчиненные предложения;

- упражнять в умении интонационно выделять главное вопросительное слово в предложении;

- продолжать учить детей задавать вопросы, вести диалог;

2. Коррекционно-развивающие задачи:

- упражнять в умении узнавать и выделять из схожих по написанию буквенных знаков букву К ;

- совершенствовать умение детей подбирать к первому слогу второй, опираясь на зрительный анализатор;

- закрепить понятия вопросительный знак, вопросительное слово;

3. Коррекционно-воспитательные задачи:

- упражнять детей в умении выслушивать собеседника не перебивать его;

- совершенствовать умение детей отвечать полными предложениями;

- воспитывать усидчивость и сдержанность;

- формировать умение высказывать свое мнение.