Цель урока: познакомиться со священными сооружениями и их предназначением.
Задачи:
- познакомиться с общими чертами и особенностями священных сооружений;
- формировать устойчивый интерес к получению новых знаний;
- отрабатывать умения работать с различными источниками информации;
- способствовать воспитанию глубокого уважения к культурному наследию.
Формы и виды деятельности: рассказ учителя, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, заполнение маршрутного листа, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка экскурсии для членов семьи, участие в учебном диалоге.
Тип урока: технология образовательного путешествия.
Основные термины и понятия:
- Церковь. Алтарь. Иконостас. Колокольня.
- Синагога. Тора. Скиния. Менора.
- Мечеть. Минарет. Михраб. Хауз. Пагода. Ступа.
Дидактическое пространство урока: презентация “Священные сооружения”, учебник Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С.“Основы мировых религиозных культур” - М.: “Просвещение”, 2011, маршрутные листы для заполнения во время экскурсии.
Ход урока
1. Актуализация знаний
Учитель:
Доброе утро, ребята!
Мы живем в городе, где есть люди разных национальностей и разных религиозных культур.
Только в нашей школе обучаются дети более 40 национальностей.
- Подумайте, что объединяет людей различных религиозных культур?
Людей различных религиозных культур объединяет вера в то, что человек не одинок в этом мире. В своих мыслях и чувствах он может обращаться к Богу.
Для обращения к Богу люди собираются в различных местах, которые считаются священными. - Какие священные сооружения Вы знаете?
- Кто из вас посещал такие сооружения?
- Как вы думаете, почему верующие люди с особой заботой и любовью относятся к священным сооружениям?
Целью нашего урока будет знакомство со священными сооружениями людей разных религиозных культур. Наша задача, выяснить, что особенное характерно для этих сооружений и что общего в них. Для этого мы с вами совершим заочное путешествие. А чтобы мы не затерялись в пути, каждый из вас получает маршрутный лист, который нужно будет заполнить в течение урока. Напишите свою фамилию и имя.
Итак, отправляемся в путь!
Постановка проблемы. Открытие новых знаний.
Учитель: - Что вы знаете о священных сооружениях?
- Что бы вы хотели узнать о них?
Планирование деятельности.
На основании предположений учащихся составляется план:
- название сооружений;
- особенности строения (внутренние и внешние);
- особенности в одежде и поведении людей в священных сооружениях
Учитель:
Что называют священным сооружением? (работа с ключевым словом на стр. 30).
Священное сооружение – сооружение, связанное с религиозным культом, относящимся к богослужению. Выполните в маршрутном листе задание №1. (Приложение №1).
Священные сооружения могут быть разными по своему внешнему и внутреннему виду, но назначение у них всегда одно – совместное участие в ритуальных действиях.
Рассказ учителя и беседа с учащимися по вопросам.
Уже в далёкой древности люди стали собираться вместе, чтобы молиться своим богам и приносить им жертвы. Первые священные места наших предков имели вид палатки или шатра. Скиния - переносный храм в шатре, который был у древних евреев. Либо были сделаны святилища из камня, такие как Стоухендж в Англии.
- Почему считают, что Стоухендж это не просто нагромождение камней, а священное сооружение?
- Почему именно у еврейского народа для молитвы использовался шатер или палатка?
(Сооружение ориентировано четко по четырем сторонам света.
Так как единственный храм евреев Храм Единого Бога в Иерусалиме был разрушен, а евреи расселились по разным странам, то они использовали для совместных молитв и чтения священного писания синагоги).
Слово синагога означает “дом собраний”. Синагоги являеются священными сооружениями для иудеев. Но главным священным местом для них является Стена Плача, единственная стена, оставшаяся от древнего храма. Синагога строится так, что её фасад всегда обращён к Израилю, к городу Иерусалиму, где стоял Храм (то есть на восток). Стена, у которой стоит шкаф со свитками Торы, всегда направлена в сторону Иерусалима, и в любом месте земного шара еврей молится, обратясь лицом к нему. Синагога обычно имеет прямоугольную форму, для мужчин и женщин есть раздельные помещения. У входа помещается раковина, где можно помыть руки перед молитвой. Внешне синагоги выглядят как обычный дом. Внутри они тоже выглядят очень скромно. Евреи считают, что, красивое убранство отвлекает и мешает сконцентрироваться на молитве. В синагоге всегда есть хорошая библиотека.
Работа с учебником с.31. Внутреннее устройство синагоги.
- Что означает слово синагога?
- Какие священные предметы находятся в синагоге?
- Почему фасад синагоги всегда обращен на восток?
- Почему в синагогах практически нет никаких украшений?
- Почему синагога не считается у иудеев храмом?
Отметьте в маршрутном листе, в задании №2 те слова, которые относятся к священным сооружениям иудейской культуры!!!
Позднее люди стали строить храмы, посвященные богам. Во всех древних государствах существовали такие храмы. Как правило, их посвящали отдельным богам. С развитием общества люди стали приходить к единобожию, появились мировые религии и храмы, посвященные им.
Путешествие продолжается.
Знаете ли вы, что первые христиане не имели храмов и молились в подземных гробницах – катакомбах? Как вы помните, первых христиане подвергались преследованиям, так как в Римской империи, эта вера была запрещена. Только позднее, когда христианство стало государственной религией, было разрешено строить храмы и церкви. Христианские храмы очень красивые и очень разные, но есть общие правила для всех. Храм должен быть расположен так, чтобы алтарь находился на востоке. Если посмотреть на храм сверху, то можно увидеть, что он имеет форму креста или прямоугольника. Храм обязательно имеет купол или купола и колокольню. Кровлю христианского храма венчает крест. Внутри христианских храмов много икон, изображающих лики святых. Они располагаются везде. Но особенно украшена иконами та часть, которая отделяет среднюю часть храма и алтарь, куда могут заходить только священнослужители. Эта стена называется иконостас. В центре храма находится амвон – специальное возвышение. (Аналой – это подставка с пологой доской для удобства чтения возложенного на него Евангелия). У входа в храм располагается притвор. В притворе, как правило, находится место для продажи свечей, просфор, крестиков, икон и других церковных предметов. В притворе стоят люди, получившие соответствующую епитимью (наказание) от духовника, а также люди, которые сами по тем или иным причинам почитают себя недостойными в данное время проходить в среднюю часть храма.
Внутреннее строение храма показано в учебнике.
Работа с учебником с.31. Внутреннее устройство православного храма.
- Как называется место в храме, предназначенное для чтения Священного Писания?
- Какое место в христианском храме считается самым священным?
- Почему некоторые верующие стоят в притворе храма?
- Как нужно вести себя в храме?
Отметьте в маршрутном листе, в задании №2 те слова, которые относятся к священным сооружениям христианской культуры!!!
Продолжаем наше путешествие.
Первые мечети, молитвенные здания мусульман, появились уже после смерти пророка Мухаммада. Мечети, так же как и христианские храмы могут иметь различный внешний вид. Но есть общие правила построения. Обязательно рядом с мечетью строится башня - минарет один или несколько, с которого мулла призывает всех верующих совершить молитву. В каждой мечети обязательно есть ниша – михраб, обращенная в сторону Мекки, священного города для мусульман. Молитвой в мечети руководит имам. В мечетях нет изображений живых существ. Они украшаются орнаментом или надписями из Корана на арабском языке. Обязательно в мечети или перед ней есть источник – хауз – где верующие могут совершить омовение.
Поведение в мечети описано в учебнике.
Работа с учебником с.32. Как нужно вести себя в мечети.
- Для чего рядом с мечетью обязательно есть минарет?
- С какой целью в мечетях находится ниша, обращенная в сторону Мекки?
- Почему в мечетях не изображаются живые существа?
- Знаете ли вы, как нужно вести себя в мечети?
Отметьте в маршрутном листе, в задании №2 те слова, которые относятся к священным сооружениям исламской культуры!!!
Наше путешествие продолжается.
Буддийские храмы называются пагоды – высокие многоярусные строения с поднятыми вверх краями крыш. Но начали их строить не сразу. Первоначально местом поклонения буддистов были ступы. Ступы - это специальные сооружения, в которых хранится прах Будды. Сначала ступ было восемь. Но затем появлялись все новые и новые сооружения, в которых хранятся священные продметы. Считается, что если ты просунешь палец в отверстие ступы и загадаешь желание, то оно обязательно исполнится. В буддистских храмах и около них много украшений. Особенно много изображений Будды и священных животных. Внутри и снаружи храмы украшены цветами, лентами, флажками, фонариками. Внутри храма находится алтарь, на котором расставлены различные ритуальные предметы. Заходя в буддийский храм, люди снимают головной убор. Во время молитвы они могут сидеть или ходить, но обязательно по ходу солнца, а не наоборот. В буддистских храмах могут находиться школы, где ведется обучение послушников. Некоторые храмы превращаются в учебные заведения. Например, Иволгинский дацан в Бурятии. (Дацан – монастырская школа).
Работа с учебником с.33. Как нужно вести себя в буддистском храме.
- Как вы думаете, почему крыши буддистских пагод поднимаются вверх?
- С какой целью люди просовывают пвлец в отверстие ступы?
- Почему в буддийских храмах всегда присутствуют 12 животных?
- Как нужно вести себя в буддистском храме?
Отметьте в маршрутном листе, в задании №2 те слова, которые относятся к священным сооружениям буддистской культуры!!!
Первичное закрепление знаний.
Учитель. Наше путешествие подходит к концу. В каких священных сооружениях мы с вами побывали? Отметьте в маршрутном листе, выполнив задание №3. (Приложение№1)
Предлагаю проверить задание №2 Таблицу “Священные сооружения религий мира”.
Христианство | Иудаизм | Ислам | Буддизм |
1. 5. 6. 9.16. | 2. 4. 13. 15. 16 | 7. 8. 11.14.16. | 3. 5. 10.12. 16 |
1. Церковь 2. Синагога 3. Пагода 4. Менора 5. Алтарь 6. Иконостас 7. Минарет 8. Михраб
9. Колокольня 10. Ступа 11. Хауз 12. Будда 13. Тора 14. Мечеть 15. Скиния 16. Правила поведения.
- Что общего у священных сооружений религий мира?
(- Это особо святые места, в которых люди общаются с Богом
- Чем они отличаются друг от друга?
(- Правилами построения, убранства и поведении. Они традиционны для каждой религии)
Для того, чтобы проверить, как вы запомнили новые слова, встречающиеся сегодня на уроке, решите филворд в маршрутном листе. Проверьте, привильно ли вы заполнили филворд
Мы совершили с вами путешествие. Вы узнали, какие священные сооружения существуют в различных религиозных культурах.
- Охарактеризуйте священные сооружния при помощи прилагательных.
- Как нужно относиться к таким сооружениям? Почему?
- Можем ли мы в одном городе увидеть разные священные сооружения?
- В каких случаях это может быть?
Вывод: В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу.
Разные народы могут взаимно обогащаться, изучая обычаи и традиции друг друга.
Учитель. Любая дорога начинается с первых шагов, здание – с фундамента, а человек становится человеком, только познавая историю своей Родины, традиции своего народа, своей семьи. Изучая историю культуры, человек тем самым присоединяется к обрядам той религии, которую исповедует и которой интересуется. Тот народ богат, который чтит свою историю, культурное наследие, а так же уважает и сохраняет традиции других народов.
Домашнее задание. В вашем маршрутном листе 5 заданий. Мы выполнили 4 из них. Пятое задание вы выполните дома. Составьте экскурсию по какому-либо священному сооружению. План экскурсии – у Вас на маршрутном листе.
Всем спасибо за урок. До свидания!
Список литературы.
- Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.
- Кураев А.В. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010. Также издано Электроное приложение к учебному пособию “Основы православной культуры, 4-5 классы” (CD). — М.: Просвещение, 2010. ISBN 978-5-09-024069-7.
- Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы исламской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.
- Чимитдоржиев В.Л. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.
- Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы иудейской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.
Приложение 1. Маршрутный лист для путешествия учени ____ 4 класса
Фамилия Имя Отчество _____________________.
Тема: Священные сооружения. Урок 12-13. с.30 – 33.
Задание №1. Объясни значение слова.
Священные сооружения -_________________________________________.
Задание №2. Заполните таблицу “Священные сооружения религий мира”.
Христианство | Иудаизм | Ислам | Буддизм |
1. Церковь 2. Синагога 3. Пагода 4. Менора 5. Алтарь 6. Иконостас 7. Минарет 8. Михраб 9. Колокольня 10. Ступа 11. Хауз 12. Будда 13. Тора 14. Мечеть 15. Скиния 16. Правила поведения.
Задание №3. Ответь на вопрос.
Как называют священные сооружения?
Иудеи ________________. Христиане ___________________.
Мусульмане ______________. Буддисты ___________________.
Задание №4. Филворд. Найдите слова, которые вы узнали на уроке и выделите их.
1 | У | И | М | Е | Ч | Е | Т | Ь | Ж | Е | Г | М |
2 | П | Ц | Е | Р | К | О | В | Ь | С | О | О | Д |
3 | Ф | Ц | Я | Ь | С | И | Н | А | Г | О | Г | А |
4 | П | А | Г | О | Д | А | З | Б | У | Д | Д | А |
5 | Ё | С | Ъ | М | Х | Б | А | Л | Т | А | Р | Ь |
6 | Р | Ю | М | Е | Н | О | Р | А | Э | Ж | Ч | И |
7 | М | И | Н | А | Р | Е | Т | С | Т | О | Р | А |
8 | Ц | В | З | И | К | О | Н | О | С | Т | А | С |
9 | Л | Х | К | О | Л | О | К | О | Л | Ь | Н | Я |
10 | Ж | А | Р | О | С | К | И | Н | И | Я | Д | Б |
11 | Ё | С | Т | У | П | А | Б | Х | А | У | З | Т |
12 | К | Р | М | И | Х | Р | А | Б | Э | Я | О | В |
Задание №5. Составьте экскурсию по какому-либо священному сооружению.
План экскурсии.
- Название священного сооружения.
- Внешний вид священного сооружения.
- Внутреннее устройство священного сооружения.
- Правила поведения при посещении священного сооружения.