Классный час «Как мы говорим?»

Разделы: Классное руководство


Цели.

1. Формировать навыки правильной, нормированной устной и письменной речи.

2. Воспитывать любовь к своему языку, бережное отношение к нему.

3. Развивать умение “слышать” свою речь, речь своих товарищей и взрослых.

Оборудование: презентация, карточки для ролевых игр.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.… Обращайтесь почтительно с этим орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса.

- Эти слова великого русского писателя, мастера слова я взяла в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку, которые обращены к каждому из нас, его потомкам.

- В чем смысл этого обращения?

- Что значит беречь русский язык?

(Правильно, точно употреблять слова, ставить ударения, не засорять свою речь словами “паразитами”, знать грамматику, пунктуацию, орфографию; т.е. соблюдать языковые нормы или литературные нормы языка. Филологи, ученые, изучающие слова, выделяют следующие нормы: произносительные, грамматические, лексические. Беречь язык – значит соблюдать нормы.)

Эксперимент 1

- А знаем ли мы эти нормы, хорошо ли мы владеем языком? Я предлагаю провести небольшой эксперимент.

Задание: прочитать слова. (звонИт, баловАть, газопровОд, каталОг, завИдно, откУпорить, облЕгчить, пЕрчить, ТвОрог, творОг, хвОя.)

- Очень часто даже взрослые делают ошибки в постановке ударения. Да, слово – великая сила, словом можно обидеть, даже ранить сильнее, чем оружием, словом можно поддержать и утешить в трудную минуту, словом можно развеять грусть и рассмешить. Научившись владеть словом, можно стать интересным собеседником.

- Пытается ли кто-нибудь из вас анализировать свою речь?

(В обычном разговоре между собой большинство не следит за правильностью своей речи. Часто мы не можем грамотно выстроить предложения, так, чтобы создался текст; кому-то стоит большого труда произнести несколько фраз, чтобы они звучали культурно, интересно и правильно)

- Слова-паразиты мешают восприятия сказанного и просто отвлекают внимание собеседника, вызывают раздражение. Следует избавиться от частого употребления таких слов, как “в принципе”, “значит”, “это самое”, “понимаешь”, “короче”, “ну”, “так сказать” и т.д. Слова-паразиты – это такая же проблема, как и проблема выбора слов. Многие так привыкли к словам-паразитам, что заполняют ими все паузы в речи.

2. Слова-паразиты.

Эксперимент 2

- Давайте посмотрим, делают ли слова-паразиты речь красивее.

Ну, значит, я стоял на вершине пологого холма; ну, и это самое, передо мною то золотым, то, понимаешь, посеребренным морем раскинулась и пестрела, так сказать, спелая рожь.

Короче, не бегало зыби по этому морю; в принципе, не струился душный воздух: ну, и назревала гроза великая.

Около меня ну солнце еще светило – горячо и, это, тускло; но там, понимаешь, за рожью, не слишком далеко, ну и темно-синяя туча лежала грузной громадой на целой, это самое, половине небосклона.

- Ребята, понравился вам текст?* Хорошо воспринимается?

- А вы знаете, чей отрывок я “испортила”? (Стихотворение в прозе И.С.Тургенева “Голуби”)

- Давайте уберем слова-паразиты и послушаем, как звучит это стихотворение.

(Повторное чтение без слов-парзитовю)

3. Жаргонизмы

- Но все-таки среди молодежи больше распространено употребление жаргонизмов. Редко когда услышишь разговор без употребления жаргона. Это вошло в привычку, никто не обращает внимания на такие мелочи. Скорее вызовет удивление речь, в которой не будет жаргонных слов.

- Поднимите руки, ребята, кто из вас любит читать книги?

- К сожалению, подростки и молодежь очень мало читают, их полностью захватили телевизор и компьютер. А то, что они знают лучше всего, - тексты популярной музыки – представляет собой набор однотипных клеше.

- Слово “жаргон” – франц. означает особый язык, употребляемый в группах людей, объединенных одной профессией, занятиями, общими интересами, увлечениями.

Задание группам.

Вытягивают карточки с жаргонизмами и ситуацией. Составить диалог на тему, используя жаргонизмы.

Обсуждение.

- Ребята, а вы употребляете в своей речи такие слова? Можно ли без них обойтись?

- А для чего же тогда молодежь употребляет в своей речи жаргонизмы?

- Правильно, чтобы выделиться, обособиться. Сделать речь понятной только лишь кругу сверстников. Вторая причина – желание противостоять общепринятому, норме. А третья – действие законы экономии, который выражается в том, что носители языка предпочитают короткие формы. Несмотря на то, что молодежный сленг очень популярен и распространен, он все же не способствует повышению уровня культуры речи, а, наоборот, расшатывает литературную норму.

- Мы в своей школе проводили исследование молодежного сленга. Самые распространенные слова употребляемые молодежью.

- Как вы думаете, какие?

- А знаете откуда пришло и как произошло, например, слово “ЛОХ”?

- В “Толково-словообразовательном словаре” Т.Ефремовой, где рядом стоит помета “разговорное, сниженное”, читаем “наивный, доверчивый человек”. Известно, что лохи существовали в России с незапамятных времен. О, есть и другое значение слова “лох” - “семга, лосось, облоховившийся по выметке икры: лосось для этого подымается с моря по речкам, а выметав иекру, идет еще выше и становится в омуты, чтобы переболеть; мясо белеет. Блеск из черни проходит в серебристость, подо ротом вырастает хрящевый крюк, вся рыба теряет весу иногда наполовину и называется лохом”. В общем, как больного лосося можно брать голыми руками, так и разиню- простака легко провести.

Но есть еще одно значение слова: дикая маслина, кустарник или деревце с узкими серебристыми листьями съедобными ягодами. Тоже есть связь с нашим “лохом”: лоха “кинуть” - все равно, что эту ягодку проглотить, а косточку выплюнуть.

Игра на скорость “С русского на русский!”

- Я вам даю карточки со словами, вы должны сделать слово понятным.

- Нельзя требовать от всех да и невозможно добиться, чтобы все говорили на литературном языке, ведь сленг не может исчезнуть из нашей речи в одночасье. Тем более, что устная речь подразумевает не слишком жесткое следование правилам русского языка, в отличие от письменной. Нужно контролировать свою речь, слушать себя во время разговора, говорить не торопясь.

Задание 3: Сделать рекламу русского языка, необходимости соблюдать нормы и следовать им.

- Подведем итог. Итак, в речи, как в зеркале, отражается человек, его культура, богатство души, отношение к тому, что он говорит, а чтобы речь была красивой и правильной, соответствовала литературным нормам, необходимо соблюдать некоторые правила. И я вам эти правил даю. Помните, что речь человека – это важная составляющая его имиджа.

Улетело сказанное слово,
Как песок сквозь пальцы утекло,
Но оно кого-то укололо
И обиду дальше унесло.

А ведь надо просто научиться
Грамотно использовать слова
И не постесняться извиниться,
Только грубость вырвется едва.

Пусть слова бегут вперед игриво,
Радуясь, лаская и смеша.
Как приятно говорить красиво,
Сленгом в разговоре не греша.

- Спасибо вам, ребята, за разговор. Я надеюсь, что сказанное сегодня не пройдет даром. И помните слова И.Тургенева “Наш язык, наш прекрасный русский язык…”.