День рождения памятника природы краевого значения – дендросад в районе Старого скита

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)

Загрузить презентацию (1 МБ)


Пояснительная записка

Цель проведения настоящего внеклассного мероприятия – воспитание у школьников 8 – 12 лет интереса к изучению и охране лесов, лесовосстановлению через их знакомство с уникальным объектом природного и культурного наследия родного города и края – Дендросадом в районе Старого скита в форме виртуальной экскурсии.

Достижение поставленной цели педагогом, несомненно, имеет практическую значимость для школьников – участвуя в подобном внеклассном мероприятии, они узнают о возможностях учебно-исследовательской деятельности в экосистеме леса (преимущественно в области ботаники и экологии), что, возможно, побудит их в будущем выбрать профессию в области лесного хозяйства и продолжить своё образование в соответствующих образовательных учреждениях – Дивногорском лесхозе – техникуме, Сибирском технологическом университете.

Задачи внеклассного мероприятии таковы:

  • Обучающая: познакомить школьников с понятиями жизненной формы растения (в т. ч. дерева, кустарника), леса, дендрологии; показать школьникам взаимосвязи компонентов экосистемы леса.
  • Развивающая: развивать у школьников произвольные внимание и память, воображение, связную речь.
  • Воспитательная: воспитывать у школьников бережное отношение к живой природе и окружающей среде (в т. ч. антропогенной); формировать бережное отношение к природному и культурному наследию родного города и края; воспитывать любознательность, доброжелательность.

Сценарий внеклассного мероприятия «Школа юного дендролога» с приложениями возможно использовать в0 2 – 6 классах СОШ для проведения тематических  (биологических, краеведческих) праздников (День кедра 9 сентября, День рождения Дендросада в районе Старого скита – 21 сентября, День работников леса – третье воскресенье сентября и др., а также в учреждения дополнительного образования детей при реализации дополнительных общеобразовательных программ по лесной экологии, ландшафтному проектированию и т. п. Использование средств наглядности и Монтессори-материалов в ходе внеклассного мероприятия делает его интересным и полезным для детей с ОВЗ.

Сценарий

Присутствуют:

Ведущий.
Помощники ведущего (2 человека).
Руководители команд – участниц (3 человека).
Участник (до 15 человек, 8 – 12 лет).
Жюри (3 человека).
Гости.

Оборудование:

  • Виртуальная экскурсия «Школа юного дендролога».
  • Виртуальная викторина «Школа юного дендролога».
  • Разрезные карточки с фотографиями древесных растений Дендросада в районе Старого скита – 30 шт.
  • Жетоны бумажные – 30 шт.
  • Комплект тактильных мешочков с плодами, шишаками и т. п. – 3 шт.
  • Комплект древесных срезов «Найди пару» (15 шт.) – 3 шт.
  • Бурав возрастной – 3 шт..
  • ПК, медиа-проектор, экран.

Помещение для проведения праздника украшено изображениями леса, Дендросада в районе Старого скита.

Действует выставка справочной литературы по дендрологии, лесной экологии (см. «Список рекомендуемой литературы»).

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Приветствие участников

Ведущий: Здравствуйте,  гости праздника «Школа юного дендролога»! Сегодня мы отправимся в уникальный дендрарий – собрание интереснейших деревьев и кустарников – Дендросад в районе Старого скита, ведь сегодня – его день рождения!
И сегодня здесь собрались юные натуралисты, предметом интереса которых является лес и его главная оставляющая – деревья и кустарники. Они стремятся познать дендрологию – науку о деревьях и кустарниках, И, конечно, показать свою любознательность,  сообразительность, умение прийти на помощь товарищу по команде, 

Приветствуйте команды:

1.___________________________________________________________________________.
2.___________________________________________________________________________.
3.___________________________________________________________________________.

Приветствуйте жюри:

1.___________________________________________________________________________.
2.___________________________________________________________________________.
3.___________________________________________________________________________.

2. Представление домашнего задания

Ведущий:

– Сейчас каждая команда представит своё название, девиз и эмблему, которые указывают на то, что здесь собрались юные дендрологи! Максимальная оценка – 5 баллов.

Далее команды представляют свои атрибуты, при необходимости поясняют причины своего выбора.

Ведущий:

– Я прошу жюри огласить оценки команд.  С домашним зданием юные дендрологи справились. Тогда вперёд – в путешествие в Дендросад в районе Старого скита! Внимание на экран!

3. Виртуальная экскурсия «Школа юного дендролога»

Ведущий проводит виртуальную экскурсию в Дендросад в районе Старого скита «Школа юного дендролога» с помощью электронной презентации (прилагается). В помощь ведущему – справочные материалы экскурсий в природу, созданных для г. Дивногорска (см. Приложение 1, Приложение 2). При ответах на вопросы раздела «Проверь себя» (на каждый вопрос отвечает представитель той команды, которая первой заявила о готовности отвечать; если ответ неверный или неполный, право отвечать переходит к следующей команде) помощники ведущего раздают командам жетоны за каждый верный ответ.

Ведущий:

– Итак, мы словно посетили замечательный памятник природы и культуры г. Дивногорска – дендросад в районе Старого скита! И посетили не только в качестве туристов. Но и в качестве учёных дендрологов! Чему же научились юные дендрологи? Узнаем во время викторины!

4. Виртуальная викторина «Школа юного дендролога»

Ведущий проводит виртуальную викторину «Школа юного дендролога» с помощью электронной презентации (прилагается). При ответах на вопросы и выполнении заданий (на каждый вопрос отвечает представитель той команды, которая первой заявила о готовности отвечать; если ответ неверный или неполный, право отвечать переходит к следующей команде) помощники ведущего раздают командам жетоны за каждый верный ответ.

5. Подведение итогов

Ведущий:

– Перед жюри стоит сложная задача оценить каждую команду по достоинству. Пока жюри подводит итоги соревнования, мы вспомним деревья и кустарники Дендросада в районе Старого скита…

Ведущий раздаёт участникам команд и гостям фрагменты разрезных карточек, собирать которые помогают ассистенты ведущего. Когда с заданием справятся все команды, ведущий называет изображённые деревья и кустарники.

Ведущий:

– Я уверен, что сегодня вы приобрели новые экологические знания – знания о лесе, о деревьях – хранителях истории, о родном городе – Дивногорске. Слово жюри!

Председатель жюри оглашает итоги соревнования, награждает все команды – участницы мероприятии, благодарит их за любознательность.

Ведущий:

– До новых встреч, юные дендрологи!

Список рекомендуемой литературы:

  1. Валягина-Малютина Е. Т. Деревья и кустарники средней полосы европейской части России. Иллюстрированный определитель/ Е. Т. Валягина-Малютина. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2012. – 459 с.
  2. Зыков В. П. Дивногорск/ В. П. Зыков. – Красноярск: Красноярское книжное изд-во, 1987. – 224 с.
  3. Ласуков Р. Ю. Грибы. Карманный определитель/ Р. Ю. Ласуков – М.: Лесная страна, 2011. – 130 с.
  4. Ласуков Р. Ю. Обитатели водоёмов/ Р. Ю. Ласуков. – М.: Лесная страна, 200. – 128 с.
  5. Мусатов В. А., Немкина В. Л. Цветы России: фотоатлас дикорастущих декоративных растений России. Вып. 2/ В. А. Мусатов, В. Л. Немкина.– Челябинск: Изд-во В. Немкиной, 2008. – 208 с.
  6. Новиков В. С., Губанов И. А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения/ В. С. Новиков, И. А. Губанов. – М.; Дрофа, 2002. – 416 с.
  7. Плешаков А. А. От земли до неба: атлас – определитель для учащихся нач. кл./ А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2008 – 222 с.
  8. Семенкова Е. Г. Лесная фитопатология/ И. Г. Семенкова. – М.: Изд-во Московского государственного университета леса, 2012. – 226 с.
  9. Смирнова Н. З., Галкина Е. А. Исследовательская деятельность школьников в окружающей среде/ З. Н. Смирнова, Е. А. Галкина. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2008. –200 с.
  10. Соколова Н. И., Христофорова Л. Б. и др. Основы устойчивого управления лесным хозяйством: учеб. пособие для 8, 9, 10 кл. общеобразовательной школы/ Н. И. Соколова, Л. Б. Христофорова, Н. И. Малахова. – СПб, 2008. – 111 с.
  11. Статейнов А. П. География Красноярского края/ А. П. Статейнов. – Красноярск, Буква С, 2008. – 192 с.
  12. Тайны леса – EU.: DeAgostini, 2008.
  13. Теплов Д. Л. Экологический практикум/ Д. Л. Теплов. – М.: Устойчивым мир,1999. – 32 с.
  14. Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология/ Под ред. М. Аксёновой, Т. Вильчека, –  М.: Мир энциклопедий Аванта+; Астрель. 2007. – 672 с.
  15. Туристский паспорт МО г. Дивногорск (http://www.divnogorsk-adm.ru).
  16. Фотографии коллекции «Фотографии» (http://www.divnogorsk-adm.ru).
  17. Экологические исследования школьников в природе. Курс полевого экологического образования  на CD. Ч. 1-4. – М.: ФУПЦ «Экосистема, 2001.
  18.  Журналы «В мире растений»,  «Муравейник», «Свирель».