Цель урока: учить детей различать звуки [В]-[В`] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.
Задачи.
1. Развивать фонематическое восприятие.
2. Учить правильно обозначать мягкость согласного на письме, записывать их буквенное обозначение тремя цветами.
3. Формировать навыки языкового анализа и синтеза:
а) звукобуквенного анализа и синтеза слов 6 класса;
б) анализа и синтеза предложений из 6 слов.
4. Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.
5. Расширять сенсомоторный репертуар.
6. Развивать мелкую моторику, межполушарные взаимодействия.
Оборудование: картинки Винни-Пуха, волка, вертолета; слоговые таблицы на каждого ребенка по два синих и зеленых круга для игры “Светофор”; шариковые ручки 4-х цветов (синего, зеленого, красного и черного цвета) на каждого ребенка; тетради; магнитно-маркерная доска; маркеры: зеленого, синего, красного, черного цвета; простые карандаши для выделения мягкого знака.
Ход занятия
I. Орг. момент.
- Ребята, у нас сегодня необычный урок, а необычен он тем, что к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними, садитесь.
- “Чтобы подготовиться внимательно слушать и хорошо мыслить, выполним следующие упражнения": (выполняются под музыку)
а) Пригибаем и разгибаем верхнюю часть каждого уха. Ушки должны стать теплыми.
б) Помассируйте мочки ушей.
в) Круговыми движениями помассируйте оба уха одновременно, сначала в одну сторону, затем в другую.
Начинать упражнения с открытыми глазами, затем с закрытыми.
II. Знакомство с новым материалом.
1. Дифференциация изолированных звуков [в]-[в`].
На доске слоговая таблица и картинка с изображением волка.
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску.
- Кто изображен на картинке?
- Правильно, это волк.
“Что означает волчий вой? Я – свой! Я – сказочный герой”.
В - ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ
Слоги поются сердитым голосом с одновременным показом их на таблице.
- А теперь все вместе споем песенку волка.
- Как вы думаете, какой любимый звук у Волка?
- Звук [В].
- А это что за сказочный герой?
- Правильно. Винни-Пух.
“Ну, а мой любимый мишка
Очень добрый. Даже слишком.
Он из милой детской сказки,
Мягкий плюш и кнопки глазки.”
ВЬ - ВЯ - ВЁ - ВЮ - ВИ - ВЕ
Слоги поются тонким нежным голосом с одновременным показом их на таблице.
- А теперь все вместе.
- А какой любимый звук у В-П?
- Звук [В`]
- Какой буквой на письме мы обозначаем звуки [В] и [В`]
- Правильно, буквой Вэ.
- Кто догадался, какая тема нашего занятия?
- Правильно,“ Звуки [В]-[В`] и буква В”.
- Ребята, Волк и Винни предлагают нам отправиться в Путешествие, на их любимом вертолете. Полетаем? На доске появляется картинка с изображением вертолета.
- Но сначала Волк и Винни запишут в своих бортовых журналах, а вы в тетрадях, дату и тему нашего занятия.
- Мы полетим на Волшебный остров. Там живут звуки и буквы.
- Чтобы обозначить наш маршрут и приземлиться
около звуков [В] и [В`], нам нужно дать их точную
характеристику и записать ее в тетрадь.
- Каким цветом мы обозначаем твердые согласные?
- Синим
- А мягкие согласные?
- Зеленым.
- С левой стороны запишите транскрипцию звука [в] синим цветом. Дайте характеристику этому звуку.
С правой стороны под транскрипцией звука [В`] запишите характеристику звука [в'] - зеленым цветом.
Звук [В]
Согласный, т.к он не поется и есть преграда воздуху- (губы и зубы), нижняя губа касается верхних зубов; твердый (произносится легко ,без напряжения); звонкий( потому что есть голос, проверяется двумя способами).
Звук [В']
Согласный (есть преграда); мягкий (обратить внимание, что преграда сильнее и напряжение больше); звонкий (определяется двумя способами).
Звуки сравниваются, отличия заключаются в красную рамку.
- Молодцы, вы дали точную характеристику звукам, Волк и Винни правильно нашли нужные им звуки на острове.
2. Дифференциация звуков [В] -[В'] в слогах.
- Но согласные звуки не могут жить без своих любимых друзей гласных.
- Прочитайте ,пожалуйста, слоги со звуком [В] и скажите с какими гласными дружит твердый звук [В]. Какие гласные обозначают твердость согласного на письме?
- Гласные А, О, У, Ы, Э
- Прочитайте слоги со звуком [В'].
- Какие гласные обозначают мягкость согласного звука на письме?
- Я, Ё, Ю, И, Е.
- Как еще можно обозначить мягкость согласного звука на письме.
3. Дифференциация звуков [В]-[В'] в словах.
а) Игра “Светофор”
- Винни и Волк на своем волшебном вертолете облетели много городов и стран.
- У вас на столе лежат синие и зеленые круги. В правую руку возьмите синий круг, а в левую зеленый. Я вам буду называть страны и города, где побывал волшебный вертолет, а вы, если услышите в их названии твердый звук [В], поднимайте синий круг, а если мягкий звук [В`] - зеленый круг (включайте зеленый свет) У детей по два зеленых и синих круга.
- А в слове вертолет, какой звук слышите?
- Дети показывают зеленый круг.
- Воронеж, Владимир, Вильнюс, Выборг, Витебск, Венеция, Волгоград, Вьетнам, Верона, Вологда, Гватемала, Бавария, Ливия, Гавана, Ганновер, Москва, Благовещенск, теперь “хитрые” слова: Владивосток, Воропаево, Вилково, Иваново, Вестервик, Вишневогорск.
- На какой вопрос отвечают эти слова?
- На вопрос - что?
- C какой буквы они пишутся?
- Правильно с заглавной буквы, так как имена собственные.
Физминутка.
1) Расширение сенсомоторного репертуара.
Речь с движениями.
Вертолет вертел винтами, (руки на плечах, круговые движения вперед).
Шевелил траву с цветами.(руки на плечах, круговые движения назад).
2) Развитие мелкой моторики рук.
“Грибок – поляна”.
“Коза - корова”.
б) Анализ и синтез слов.
Игра “Отгадай загадки”.
- Волк и Винни очень любят загадывать загадки. Давайте попробуем их разгадать. А отгадки запишем в тетрадь. Если в отгадке есть звук [В], то запишем слова слева, под характеристикой этого звука. Если в отгадке есть звук [В`], то запишем справа, под характеристикой этого звука.
В тихую погоду
Нет нас нигде.
Ветер подует -
Бежим по воде (Волны)
- С какой стороны нам записывать отгадку?
- Правильно слева. Пишем тремя цветами.
Он всегда стоит в углу,
Возле печки на полу,
Если кто-то сор бросает,
Он охотно убирает. (Веник)
- С какой стороны нам записывать отгадку?
- Правильно, с правой, потому что в отгадке есть звук [в].
Что за птица - просто диво,
Распускает хвост красиво,
Ну, а если запоет,
“Караул”, - кричит народ. (Павлин)
В черном небе светлячки,
Не дотянешь к ним руки.(Звезды)
- Молодцы, Волк и Винни очень рады , что вы разгадали все их загадки.
4. Дифференциация звуков [В]-[В`] в предложениях.
- Ребята, они еще хотят с вами немножко поиграть. Винни хотел составить предложение про своего друга Кролика. Но у него не получилось. Он просит вас ему помочь.
- Поможем ему?
- Да!
Слова написаны на карточках, боковые края которых вырезаны по типу пазлов. Дети читают слова, составляют из них предложение.
- Давайте проверим, правильно ли мы его составили?
“Кролик ухаживает за своей вкусной морковью”.
- Правильно, молодцы!
- А теперь запишем это предложение в тетрадь тремя цветами, мягкий знак выделите простым карандашом.
III. Итог занятия.
- Какие звуки мы сравнивали на занятии?
- В чем их сходство?
- В чем различие?
- Какие гласные нам нужны для обозначения мягкости согласного звука [В`] на письме?
- Как еще можно обозначить мягкость согласного звука [В`]?
- Какие гласные нам нужны для обозначения твердости согласных звуков на письме?
- Наше путешествие подошло к концу. Вы сегодня молодцы!