Цель урока: сформировать понятие дроби и подготовить учащихся к изучению сравнения дробей и арифметических действий с ними.
Планируемые результаты.
Личностные: развивать умение слушать; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные: развивать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; формировать умение работать в группах.
Предметные: развивать умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию); развивать представления о числе.
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная.
Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, раздаточный материал для индивидуальной работы.
Структура и ход урока
Организационный момент (стихотворение)
Прозвенел, звонок,
Начинается урок.
Вы за парты дружно сели,
На меня все посмотрели,
Математика нас ждет,
Начинаем устный счет.
Актуализация опорных знаний (устно)
1. Первое слагаемое 64, второе 29. Найти сумму.
2. Уменьшите 81 в 3 раза.
3. Из числа 340 вычесть число 80 и прибавить 70.
4. К какому числу прибавили 44, и получили 80?
5. 7000 уменьшить в 100 раз.
6. 7000 уменьшить на 100.
Постановка темы и цели урока.
Учитель показывает детям апельсин и задает вопрос.
Апельсин один, а нас в классе восемь человек. Как сделать так, чтобы апельсин достался каждому?
Ребята выдвигают версии. Когда один из ребят дает правильную версию, учитель повторяет ее.
Апельсин нужно разделить. Сколько апельсина получит каждый из вас?
Ребята выдвигают версии. Когда ребята найдут правильную версию, учитель озвучивает и закрепляет ее.
Все ребята проговаривают правильную версию.
Каждый получит дольку апельсина.
Вот эта долька от апельсина и называется дробью.
Итак, записываем тему урока Понятие дроби. Какова же цель нашего урока?
Познакомиться с дробями, научиться записывать рациональные числа в дроби .
Открытие новых знаний (индивидуальная работа)
Возьмите полоску бумаги. Разделите её на 2 равные части, свернув полоску пополам. По линии сгиба проведите черту.
– На сколько равных частей разделили полоску?
Запишем число 2 под чертой вот так: . Черту называют дробной, а число, записанное под чертой – знаменателем. Закрасьте одну часть красным цветом.
– Сколько частей закрасили красным цветом?
Запишем число 1 над дробной чертой вот так: .
Число, записанное над чертой, называют числителем.
Вывод: красным цветом закрашена (одна вторая) часть полоски (на практике обозначает половину некоторой величины)
- Что показывает знаменатель? (На сколько долей делят целое)
- Что показывает числитель? (Сколько таких долей взяли)
Первичное закрепление:
1. Какую часть круга составляет доля на каждом из кругов?
2. Реши задачи:
1) Сколько в сутках часов?
2) Какая часть суток пройдёт, если будильник будет показывать:
а) 1 час; б) 3 часа; в) 5 часов; г) 11часов.
Физкультминутка:
Одолела нас дремота, шевельнуться неохота.
Ну-ка, делайте со мною упражнение такое:
Раз – поднялись, потянулись,
Два – нагнулись, разогнулись,
Три – в ладоши три хлопка
Головою три кивка
Самостоятельная работа.
№ 16
В-1: (1 строка)
В-2: (2 строка)
В-3: (3 строка)
Домашнее задание.
П.1 стр4-7, № 14.
Вкусное задание:
1. Купи мандарин или апельсин. Раздели его на дольки, посчитай, сколько всего долек? Угости своих родных и не забудь записать, какую часть фрукта получил каждый, и какая часть досталась тебе.
2. Купи большую шоколадку. Раздели её на дольки, посчитай, сколько всего долек?
Угости своих родных и не забудь записать, какую часть шоколадки получил каждый, и какая часть досталась тебе.
Рефлексия: Выбери утверждение:
- Все понял, могу помочь другим.
- Запомню надолго.
- Все понял.
- Могу, но нужна помощь.
- Ничего не понял.
Урок сегодня завершен,
Но каждый должен знать —
Познание, упорство, труд
К успеху в жизни приведут