Активизация словаря детей раннего возраста в режимных моментах

Разделы: Работа с дошкольниками


Одним из пяти направлений развития и образования детей, изложенных во ФГОС является речевое развитие, которое включает овладение речью как средством общения и культуры, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте.

В контексте данного направления нами организована работа по активизации, закреплению и обогащению словаря детей.

Режимные процессы занимают довольно много времени, поэтому их следует максимально использовать для развития малышей (для формирования навыков самообслуживания, расширения ориентировки в окружающем, развития речи).

Цель нашей работы – максимально способствовать активизации словаря детей раннего возраста за счёт широкого использования художественного слова в режимных моментах.

Достижению цели способствует реализация следующих задач:

- развитие игровой деятельности малышей; (предшествующие дидактические игры с куклой, рассматривание иллюстраций, манипуляции с предметами),

- расширение содержательной и эмоциональной стороны режимных моментов.

В нашей работе активно используется такой прием, как чтение и заучивание потешек.

В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Именно поэтому они являются важной составляющей частью образовательной деятельности. При этом решается несколько задач:

- организация и проведение режимных моментов;

- воспитание звуковой культуры речи.

Потешки способствуют обогащению словаря ребенка. Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Ещё ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием:

- формирование грамматического строя речи;

- развитие монологической и диалогической речи;

- развитие мелкой моторики.

Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.

Конспект

непосредственно- образовательной деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков

“Кукла Маша проснулась”

Программное содержание

Образовательная область “Познание”:

- закреплять знание предметов одежды, название туалетных принадлежностей;

- помочь запомнить последовательность действий утреннего туалета.

Образовательная область “Коммуникация”:

- обогащать словарный запас глаголами, сопровождающими утреннее пробуждение: встала, проснулась, умывается, намыливать, смывать и др.;

- активизировать существительные, обозначающие предметы: мыло, расческа, полотенце, тазик;

- учить слушать потешки, вызвать желание договаривать слова за воспитателем.

Образовательная область “Социализация”:

- развивать ласковое, заботливое отношение к кукле.

Образовательная область “Здоровье”:

- формировать культурно-гигиенический навык умывание, его последовательность.

Материал и оборудование:

1. В кукольном уголке создана игровая ситуация: кукла Маша спит в кроватке.

2. Умывальник, полотенце, мыло.

Предварительная работа: разучивание потешки "Петушок, петушок".

Ход игры

У входа в группу детей встречает петушок.

- Здравствуйте ребята. Я хочу, чтобы вы рассказали стихотворение обо мне, которое вы выучили.

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?

- Ребята, я приглашаю вас в с в гости к кукле Маше? Пойдете со мной.

- Ой, Маша еще спит. Наверное, надо ее разбудить и помочь ей собраться в детский сад?

- Кто нам может помочь Машу разбудить? Петушок.

- Как петушок всех будит? (Поет ку-ка ре-ку)

- Давайте прокричим как петушок и разбудим Машу?

- Проснулась Маша? (Да)

- Поможем ей одеться. Вот Машин стульчик - посмотрим, что на нем висит? (Майка, носочки, платье, тапочки)

- Что она одевает сначала? (Майку). Кто поможет Маше одеть майку?

- Потом оденем платье. Кто хочет помочь одеть платье?

- Что сейчас одевает Тема? (Платье)

- Что наденем на ножки? (Сначала носочки, потом тапочки)

(Оденем на Машу платье, тапочки.)

- Что еще надо обязательно сделать утром? (Умыться)

- Надо помочь нашей кукле умыться.

- Вот у нас есть кран, мыло и полотенце.

- А как мы это делаем? Покажем Маше? (Да)

- Сначала мы что делаем - закатываем рукавчики.

- Покажем, как мы это делаем. (Показываем)

- Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит. (Сопровождаем показ)

- Затем подходим к крану, открываем кран( показываем как)

- Открыли кран, взяли мыло- ручки намыливаем. (Показываем как, показ сопровождаем стихотворными строчками).

Мыли мылом пальчики,
Мыли мылом ручки,
Вот какие ладушки,
Ладушки-ладошки.

Воспитатель:

- Ну что Маша запомнила, как ручки мыть?

Воспитатель намыливает кукле руки, спрашивая детей, что дальше делать.

Проговариваем весь алгоритм мытья рук, воспитатель моет руки Маше кукле.

Маша стала такая чистая и хочет в зеркало посмотреться.

(Смотрится в зеркало)

Ой, она расстроилась - волосики-то мы не причесали!

- Чем мы расчесываем волосики? (Расческой)

- Вот у Маши лежит расческа, давайте научим ее расчесывать волосики.

Воспитатель расчесывает кукле волосы, сопровождая стихотворными строчками.

Расти, коса, до пояса
Не вырони не волоса.
Расти, косонька, до пят,
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса не путайся,
Маму, дочка, слушайся.

- Вот наша Маша оделась, умылась и расчесалась и может с нами потанцевать.

Танцуем под песенку из м.ф. “Маши и медведь” “Песенка об умывании”.

Приложение