Урок химии «Водород: его характеристика, получение и применение». 8-й класс

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (41 МБ)


Цель урока: познакомить учащихся с элементом водородом в свете ПСХЭ. Дать характеристику физическим свойствам водорода. Рассмотреть основные способы получения и применение водорода.

Задачи:

  • Образовательная: изучить физические свойства водорода, методы получения водорода в промышленности и в лаборатории. Применение водорода.
  • Воспитательная: воспитание мотивов учения, стремления добиваться наилучших результатов.
  • Развивающая: Совершенствовать умения сравнивать вещества, развивать умения составлять уравнения реакций и делать выводы.

Оборудование: ПСХЭ, аппарат Киппа, спички, штатив, пробирки, тестовые задания

Реактивы. Цинк, соляная кислота

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
I Организационный этап  Приветствует учащихся, определяет их готовность к работе на уроке. Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места
II Постановка задач, планирование деятельности Актуализация знаний.

Проводится беседа по следующим вопросам:

  1. Химический знак кислорода?
  2. Его химическая формула?
  3. Относительная атомная масса кислорода?
  4. Относительная молекулярная масса кислорода?
  5. Какие физические свойства характерны для кислорода?
  6. Где находит кислород применение?
  7. Его нахождение в природе?
  8. Состав воздуха?
Отвечают на вопросы.
Отгадайте, о каком химическом элементе идет речь?(Слайд 2, 3)

На основании плана изучения химических соединений, сформулируем тему и задачи урока (Слайд 4)

Формулируют тему и задачи урока.

Записывают дату урока в тетрадь. 

III Изучение нового материала

а) открытие водорода

б) нахождение в природе

Историческая справка (Слайд 5, 6,7)

Н2О – вода (11% по массе), СН4 – газ метан (25% по массе), Органические вещества, в организмах животных и растений (в составе белков, нуклеиновых кислот, жиров, углеводов и др.), в теле человека – около 7 кг водорода. (Слайд 8)

В земной коре – 1%

В составе атмосферного воздуха присутствие водорода менее 0,0001 %.

На долю водорода приходится 50 % массы Солнца и других звезд (Слайд 9, 10,11)

Записывают фамилии ученых и предложенные ими названия.

Сравнивают и делают выводы.

в) визитка химического элемента

г) получение водорода в лаборатории

корректирует ответы учеников

(Слайд 12)

Дем. учителем: получение водорода взаимодействием соляной кислоты с цинком в аппарате Киппа; - собирание водорода вытеснением воздуха

Zn + 2HCl = ZnCl2+ H2 реакция замещения

(Слайд 13) Обсуждение эксперимента  по вопросам:

Почему водород собирают в пробирку вверх дном?

Во сколько раз водород легче воздуха?

Можно ли таким образом собирать кислород?

Заполняют визитку водорода в ПСХЭ

Составляют уравнение реакции, указывают тип реакции и расставляют коэффициенты и делают выводы

и его проверка на чистоту; (видео) взрыв смеси воздуха и водорода (гремучий газ) (Слайд 14)

Н2 + О2 = 2Н2О + Q реакция соединения (Слайд 15)

Взаимодействие натрия с водой (видео) (Слайд 16)

2Na + 2H2O = 2NaOH + H2^ реакция замещения (Слайд 17)

Вывод – формулируют ученики;

составляют уравнения реакций, указывают тип реакции и расставляют коэффициенты, делают выводы;

д) получение водорода в промышленности Разложение воды под действием постоянного электрического тока)

2О = 2Н2 ^+ О2 реакция разложения

и при взаимодействии метана с водяным паром

CH4+ 2H2O = CO2 + 4H2 (Слайд 18)

составляют уравнения реакций, указывают тип реакции и расставляют коэффициенты.
е) физические свойства водорода
Свойства водорода Некоторые области применения водорода
вкус  
цвет  
запах  
легкий или тяжелый  
растворимость в воде  

(Слайд 19)

видеофрагменты, которые подтверждают физические свойства водорода (Слайд 20, 21)

Заполняют графы таблицы

(1 колонку)

ж) применение водорода Устаревшие области: наполнение аэростатов и дирижаблей; Традиционные области: получение удобрений, пластмасс, пищевая промышленность (производство маргарина), ракетное горючее; Потенциальные области: топливо для двигателя внутреннего сгорания, газовые турбины, топливные элементы.

(Слайд 22, 23, 24) Ядерное оружие!

Заполняют графы таблицы

(2 колонку), делают выводы.

IV Первичная проверка усвоения материала и закрепление знаний Тестирование (Слайд 25)

Приложение 1

Тест. Ответы: (Слайд 26)

Взаимопроверка.
V Подведение итогов урока Вернуться к задачам и проанализировать все ли они выполнены. (Слайд 27)

Подведение итогов урока, выставление оценок учащимся за активную работу.

Проводят совместно с учителем анализ
VI Домашнее задание Сообщает д/з (Слайд 28) Записывают д/з