Урок географии на тему "Уникальная планета – Земля". 5-й класс

Разделы: География

Класс: 5


Цели урока.

Дидактическая – создать условия для осознания детьми учебной информации по данной теме с использованием разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, учитывая принципы доступности, научности, принципы развивающего и личностно ориентированного обучения; выявление субъективного опыта каждого ученика класса, предшествующего обучения.

Образовательная – выявить условия существования жизни на Земле, раскрыв принципы уникальности нашей планеты, особенности ее расположения в Солнечной системе. Продолжить формирование умений наблюдать, сопоставлять, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, составлять конспект урока.

Развивающая – создать на уроке ситуацию успеха каждому ребенку, развивать творческие, коммуникативные способности, воображение обучающихся, умение работать с дополнительными источниками информации, желание проявления самостоятельности в выборе оптимального для себя вида учебной деятельности.

Воспитательная – воспитывать любознательность, самостоятельность, умение вести диалог, способность использовать знания, полученные на предыдущих уроках, в том числе по другим предметам; формировать экологическое сознание, понимание бережного отношения к природе своей планеты и ее защите.

Этапы урока

1. Организационный (приглашение к разговору).

2. Актуализация опорных знаний.

3. Целеполагание.

4. Осмысление новой информации.

5. Подведение итогов (контрольно-оценочный).

6. Рефлексия.

7. Домашнее задание.

В течение урока заполняется каждым учеником маршрутный лист. Приложение 1

Оборудование: учебник по географии для 5 класса. И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. География. Начальный курс. Москва. “Дрофа”. 2014 г.; иллюстративный материал: “Солнечная система”; к./ф. ВВС “Живая природа”. “От полюса до полюса”; дидактический материал (приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4).

Оборудование для проведения опытов: поднос для проведения опытов – 1, свечи – 2, штатив – 1, лабораторный стакан, вместимостью 200 мл – 1, лабораторный стакан, вместимостью 100 мл – 10, почва, керамическая чашка – 1, ложка-дозатор – 11, спиртовка - 1, стеклышки – 2, пробирки – 2.

Презентация .

1. Приглашение к разговору.

Учитель.

Человека всегда манило небо. С давних времен люди наблюдали за звездным небом, изучали его и мечтали подняться в космос. Слайд № 1.

И вот 12 апреля 1961 года космический корабль "Восток 1" доставил первого человека в космическое пространство. Слайд № 2.

- Кто это был?

Предполагаемый ответ: Юрий Алексеевич Гагарин. Слайд № 3.

Учитель.

"Я вижу Землю! Она так прекрасна!" - это были первые слова человека, нашего соотечественника, прозвучавшие в космосе. На своем дистанционно-управляемом корабле Восток-1, летевшем со скоростью 27400 км/час, он поднялся на высоту 320 км и совершил один оборот вокруг Земли за 108 минут. Его глазами все человечество впервые увидело Землю из космоса. Слайд № 4.

2. Актуализация опорных знаний.

Учитель.

Наша планета – одна из планет Солнечной системы. Сейчас нам хорошо известны космические соседи Земли. Но много веков назад ученые астрономы много думали, долго спорили, порой жертвовали своей жизнью, пытаясь постичь истину строения Вселенной.

Посмотрите на доску (на доске портреты ученых-астрономов прошлых веков).

- Кто из ученых-астрономов прошлого первым создал систему мира, согласно которой в центре Вселенной находится Солнце? В чем суть этой системы?

Предполагаемый ответ: Николай Коперник. Слайд № 5.

Учитель.

А сейчас мы проведем конкурс на лучшего астронома.

- Какие планеты и как расположены в Солнечной системе?

Один ученик выполняет задание на доске, распределяет планеты и подписывает их названия. Все остальные учащиеся выполняют задание в индивидуальных карточках. (Задание на скорость и правильность выполнения).

Далее взаимопроверка. Читаю стихотворение, опираясь на ответ на доске.

Слайд № 6.

На Луне жил звездочёт
Он планетам вёл учёт:
МЕРКУРИЙ - раз,
ВЕНЕРА - два-с,
Три - ЗЕМЛЯ,
Четыре - МАРС,
Пять - ЮПИТЕР,
Шесть - САТУРН,
Семь - УРАН,
Восемь – НЕПТУН.

Подводим итог, кто быстро и правильно справился с работой.

Учитель.

- В Солнечной системе 8 планет. На какие группы они делятся?

Предполагаемый ответ: на планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс) и планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).

Учитель.

- А сейчас мы займемся исследованием особенностей планет Солнечной системы.

Учащиеся выполняют задание по вариантам.

Первый вариант: назвать признаки планет земной группы.

Второй вариант: назвать признаки планет-гигантов. Приложение 2.

Самопроверка. Даются правильные варианты ответа для каждого варианта.

Слайд № 7 - I вариант. Жизнь.

Слайд № 8 - II вариант. Земля.

Учитель.

- Итак, в правильных вариантах ответов получились искомые слова – жизнь и земля. Какая связь существует между этими словами? Слайд № 9.

- Известны ли людям другие планеты, где есть жизнь?

Предполагаемый ответ: “Нет!”.

Учитель.

- Значит наша планета, какая?

Предполагаемый ответ: “Необычная, удивительная, уникальная!”

3. Итак, мы с Вами определили тему сегодняшнего урока: “Уникальная планета - Земля”. Слайд № 10.

Учитель.

- Если на Земле есть жизнь, а на Меркурии, Венере, Марсе нет, что нам с вами сейчас нужно сделать?

Предполагаемый ответ: “Объяснить, почему это так!”

Учащиеся выполняют задание в группах.

1 группа отвечает на вопрос: “ Почему нет жизни на Меркурии?”

2 группа отвечает на вопрос: “ Почему нет жизни на Венере?”

3 группа отвечает на вопрос: “ Почему нет жизни на Марсе?

Предполагаемые ответы:

1 группа: “ На Меркурии атмосфера отсутствует, температура днем – (+400?С), ночью – (-100?С). Жизнь невозможна!” Слайд № 11.

2 группа: “На Венере атмосфера плотная из углекислого газа. Температура – (+500?С). Жизнь невозможна!” Слайд № 12.

3 группа: “На Марсе атмосфера тонкая из углекислого газа. Средняя температура – (-70?С). Вода отсутствует. Жизнь невозможна!” Слайд № 13.

Учитель.

- Итак, нам известно, что жизнь есть только на Земле. Значит, здесь есть все необходимые для этого условия.

- Какие же условия необходимы для существования жизни?

- Работаем с текстом §14, стр.71 (с первого абзаца сверху) и даем ответ на поставленный вопрос.

На работу 3 минуты.

По истечении указанного времени в процессе обсуждения определяются условия, необходимые для существования жизни на Земле.

1. Вращение Земли вокруг своей оси.

2. Оптимальная температура.

3. Наличие атмосферы (кислород).

4. Наличие воды (3/4 части Земли).

5. Наличие почвы.

Слайд № 14.

4. Осмысление новой информации.

Далее проводятся доказательства существования каждого условия с опорой на текст §14 (теоретически) и в результате проведенных опытов (практически).

Учитель.

- Найдите в тексте §14 ответ на вопрос: как вращение Земли вокруг своей оси позволяет создать оптимальные температурные условия для существования жизни? Стр.71.

Учитель.

- Следующим фактором существования жизни на нашей планете является наличие атмосферы. Ребята, но на других планетах также существует атмосфера? А в чем особенность земной атмосферы?

Предполагаемый ответ: “Наличие кислорода”. Слайд № 15.

Учитель.

- Ребята! Кто знает, сколько воздуху нужно человеку в сутки?

- За сутки, делая около 20000 вдохов-выдохов, человек пропускает через легкие 15 кг воздуха. Без воздуха мы можем прожить не более 5 минут. Ясно, что качество воздуха, которым мы дышим всегда должно быть высоким. Атмосфера защищает, как одеяло, Землю от сильного охлаждения и предохраняет от метеоритов.

- Сейчас мы с вами убедимся в том, что в атмосфере нашей планеты есть кислород. Я Вам покажу опыт, а Вы его объясните.

Опыт №1. Скажите, что поддерживает горение и дыхание? Мы с вами знаем, что процесс горения происходит и поддерживается кислородом. Возьмем две горящие свечки. Свечки горят, значит, кислород в атмосфере присутствует, теперь прикроем одну свечку лабораторным стаканчиком. Что произошло?

- Свечка потухла.

Учитель.

- Какой вывод мы с Вами можем сделать?

Вывод: В атмосфере присутствует кислород.

А еще в атмосфере есть “озоновый слой” (Сообщение учащегося о существовании озонового слоя).

- В атмосфере Земли на высоте 20-25 км расположен озоновый слой. Эта воздушная оболочка состоит из химической разновидности кислорода — озона. Она надежно защищает все живое на нашей планете от губительного ультрафиолетового излучения Солнца. Если бы не озоновый экран Земли, человеку было бы опасно находиться под солнечными лучами, так как ультрафиолет вызывает у людей опасные заболевания.

Учитель.

- Следующая особенность нашей планеты - наличие воды.

- Ребята, ведь вода существует и в атмосфере других планет! В чем же уникальность гидросферы на планете Земля?

- Я Вам продемонстрирую одно природное явление и покажу опыты, а вы объясните уникальность гидросферы на планете Земля?

Показываю пластиковую бутылку, в которой находится лед и вода.

Вывод: вода может находиться в твердом и жидком состоянии.

А теперь давайте проведем опыт.

Опыт №2. Возьмем спиртовку и поставим ее на лабораторный поднос, зажжем спиртовку. Представим, что это солнечные лучи, поднесем к огоньку спиртовки пробирку с водой (пробирку держим с помощью держателя), что мы видим? Вода переходит из жидкого состояния в газообразное и поднимается вверх, над пробиркой держим охлажденное стеклышко. Оно запотело. Какой процесс мы наблюдаем? Процесс конденсации (процесс перехода воды из газообразного состояния в жидкое).

Учитель.

- Какой вывод мы с вами сделаем?

Вывод: вода на планете существует в 3 состояниях (твердом, жидком и газообразном).

Учитель.

- Гидросфера необходима для жизни на Земле: вода входит в состав всех живых организмов, является средой обитания (примеры), обеспечивает процесс создания растениями питательных веществ.

- Решите задачу: вода – удивительное вещество, она входит в состав всех живых организмов. Наше тело, например, почти на 2/3 состоит из воды. Вспомните примерно свой вес, разделите его на 3 и умножьте на 2. Сколько воды содержится в каждом из вас и во всей группе?

- Следующая особенность нашей планеты - наличие почвы. Как вы думаете, всегда ли была почва?

Предполагаемый ответ: “ Нет, не всегда”.

Учитель.

- Посмотрите на эти кадры. Что вы видите? Слайды № 16, 17, 18.

Предполагаемый ответ: “Земля безжизненная, каменистая”.

Учитель.

- Давайте посмотрим на Землю современного природного облика.

Просмотр кинофрагмента о растительности и животном мире. ВВС “Живая природа”. “От полюса до полюса”.

Учитель.

– Почему изменился облик Земли?

Предполагаемый ответ: “Появилась почва, имеющая в своем составе все необходимые вещества для роста и развития растений. Зеленые растения поглощают минеральные вещества и воду из почвы, углекислый газ из воздуха и при участии солнечного света образуют вещества, необходимые для жизни. В состав почвы входят минеральные вещества – песок, щебень, органические вещества – фрагменты насекомых, листьев и др.

Учитель: “Что еще входит в состав почвы?”

Опыт №3. Перед вами спиртовка, в фарфоровую чашку кладем немного почвы. Зажигаем спиртовку. С помощью держателя подносим фарфоровую чашку к огню, а сверху держим стеклышко. Что мы наблюдем?

Вывод: стекло запотело, это говорит о наличие воды в почве. В состав почвы входит вода.

Опыт №4. Возьмите ложкой немного земли и поместите ее в стакан с водой. Что вы наблюдаете?

Предполагаемый ответ: “Выход пузырьков газа”.

Вывод: в состав почвы входит воздух.

Учитель: итак, какой общий вывод можно сделать по теме нашего урока?

Предполагаемый ответ: неповторимость нашей планеты – это наличие жизни, для которой здесь есть все необходимые условия.

Учитель.

- 30-40 тыс. лет назад на Земле появился “человек разумный”. Сейчас, в наше время, он активно влияет на планету в целом, на климат, на состав атмосферы. Человеку даже под силу уничтожить Землю. И сейчас именно от человека зависит, решит ли он те экологические проблемы, которые ставят под угрозу существование всего живого на Земле

Кадры о загрязнении планеты. Слайды № 19-28.

Учитель.

- Чтобы Земля не потеряла способности поддерживать жизнь, необходимо сохранить все свойства земных оболочек, бережно относиться к природе. Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сказал: “Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, а значит, пересесть из него просто некуда. Вот потому-то все жители планеты должны сообща спасать свой общий дом”. Слайд № 29. Приложение 3.

Слайд № 30

Учитель.

- Как обычный человек, каждый из нас может беречь свою планету, не делать ей больно?

Далее идет беседа об охране природы.

Вывод. Необходимо каждому человеку помнить следующее правило: не покорять, а жить в гармонии с природой – вот главное. Слайд № 31

Учитель.

- Одним из вопросов, на который пока нет однозначного ответа, является вопрос о существовании жизни на других планетах. Ученые заняты поисками живых существ. К другим планетам запускают исследовательские аппараты, космос прослушивают при помощи огромных локаторов. Но пока никаких сигналов из космоса людям услышать не удалось. Но пройдут десятилетия, века и, возможно, будет так …

Приложение 4

5. Подведение итогов (контрольно-оценочный этап урока).

6. Рефлексия (самоанализ знаний, действий на уроке).

Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно…

Я выполнял задание… Я понял, что… Теперь я могу…

Я почувствовал, что… Я приобрел… Я научился…

У меня получилось… Я смог… Я попробую…

Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…

Слайд № 32.

7. Домашнее задание. Слайд № 33.

1) §14 (пересказ);

2) дописать пункт № III в маршрутном листе;

3) по желанию: написать сочинение с иллюстрацией на тему: “На пыльных тропинках далеких планет останутся наши следы” (о космической экспедиции на другие планеты).