Урок биологии на тему «Тип хордовые»

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (46 МБ)


Слайд 1. Тема урока

Слайд 2. Задачи:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о многообразии типа хордовых, их классификации, особенностях организации представителей классов;
  • расширить кругозор учащихся, развивать критическое мышление учащихся.
  • привить ответственное и бережное отношение к животным.

Оборудование: компьютер, экран, слайдовая презентация

Ход урока

Учитель. Сегодня у нас обобщающий урок по теме “Хордовые”.

1. На уроке мы обобщим и систематизируем знания о многообразии типа хордовых, их классификации, особенностях организации представителей классов.

В ходе нашего урока мы будем выполнять задания различного типа и я прошу вас быть активными и внимательными. Открываем тетради и записываем тему урока “Хордовые”. Давайте сейчас вспомним особенности хордовых. Ответы детей. Слайд 3.

2. Ребята, а на какие подтипы делится тип Хордовые? Ответы детей. А какие классы входят в состав этого типа? Ответы детей.

Слайд 4. Классификация хордовых.

3. Ребята, назовите представителя животных подтипа Бесчерепных? Ответы детей. Слайд 5.

Бесчерепные интересны тем, что один из видов этого подтипа – ланцетник (точнее, его свободно плавающая личинка) являет собой изначальную форму, от которой произошли представители всех классов позвоночных животных, включая человека. Важно также отметить, что в процессе эмбрионального развития все без исключения позвоночные животные проходят стадию, когда у них присутствует хорда.

В конце XVII в. российский ученый Петр Паллас открыл ланцетника, которого он принял за моллюска. Затем это животное отнесли к рыбам, и только через 60 лет после его открытия А.О. Ковалевский установил, что ланцетник не относится ни к рыбам, ни к моллюскам, а занимает промежуточное положение между беспозвоночными и позвоночными животными. Ланцетника отнесли к примитивным хордовым.

4. Переходим к представителям класса Рыб. Назовите мне, пожалуйста, характерные признаки рыб. Слайд 6.

Рыбы - самые древние из позвоночных животных. Эволюционный возраст некоторых из них (акулы, скаты) весьма солиден – сотни миллионов лет. Рыбы очень удивительные животные: они имеют разнообразный внешний вид, невероятную окраску. Они могут слышать, издавать звуки. Рыбы - постоянные обитатели водной среды.

Учитель: Сейчас я вам зачитаю биологический рассказ, а вы постарайтесь найти в нем ошибки и записать их в тетрадь в столбик. Будьте внимательны. Текст рассказа есть у вас на столах.

Однажды в гости к речной сельди черноспинке приплыла ее почтенная тетушка – морская сельдь.

- Скучновато, наверное, в провинции жить? – несколько заносчиво спросила она. Ничего у вас тут в реке интересного нет, только сырость одна. Мы в стае до сих пор понять не можем: и что ты в этой реке нашла? И вода то у вас здесь совсем не соленая, а дистиллированная, и глубины серьезной нет, и мы родственники, далеко, словом, скукота, ничего интересного.

- Ну, что вы, тетушка, – вежливо ответила черноспинка – Мне здесь очень нравится. Конечно, у вас, в морских просторах население побольше, да и условия жизни более разнообразны, но и у нас интересные случаи бывают. Вот на днях, например, дядюшка сом нам лекцию читал о рыбах, занесенных в Красную книгу – про щуку и про ерша.

- А у нас, в море, недавно вот какой интересный случай был. Нырнула я как-то в глубину метров этак на тысячу, до дна еще далеко. Плаваю себе, молоденькими акулятами подкрепляюсь. И вдруг, представляешь, вижу – плывет мне навстречу чудовище. Это потом я узнала, что рыбы, которые обитают на глубине, имеют крупные размеры и внешне некрасивы. Не то, что мы.

- Ох, тетушка, заболтались мы с тобой, - спохватилась черноспинка. – На дворе-то уж ночь давно. Пора и нам спать укладываться. Давай-ка, глазки закроем, да и поспим до рассвета. А завтра продолжим нашу беседу.

Учитель: Какие биологические ошибки были допущены в рассказе? (Ответы обучающихся). Слайд 7.

5. Учитель. А вот каких животных мы сейчас вспомним, вы мне подскажите сами. Все вы в детстве любили сказки. Сейчас я хочу на несколько минут вернуть вас в мир детства. Слушайте внимательно.

Жили-были на свете три царевны. Однажды пришла к ним фея и спросила, в кого они хотели бы превратиться? Старшая царевна сказала: “Хочу, чтобы такое получилось из меня, к чему прислушиваются все люди!”. И превратилась она в кукушку. А вторая захотела: “Чтобы такое получилось из меня, за кем гоняются все люди!”. Фея превратила ее в белку. Когда подошла очередь третьей, младшей царевны, она промолвила: “Хочу, чтобы такое получилось из меня, на что дивились бы все люди!” В кого же превратилась младшая царевна? (фея превратила младшую царевну в лягушку).

  • Каких животных мы сейчас будем вспоминать? (Земноводных).
  • А чем же они так удивительны? (Могут жить на суше и в воде).

Основные особенности амфибий. Слайд 8.

Приспособления земноводных к жизни в воде и на суше Слайд 9.

Вспомним классификацию земноводных. На слайде вы видите заготовку с одним заполненным элементом. Предлагаю вам в течение одной минуты заполнить этот кластер. Кто заполнит, поднимите руку.

Составление кластера. Слайды 10,11.

Прервём гимнастику ума, проведём гимнастику для глаз.

Слайд 12. Физкультминутка.

6. Продолжаем наш урок. Когда-то животных этого класса называли гадами, по латыни они называются очень красиво Рептилии, а вы прекрасно понимаете, что мы сейчас обобщим наши знания о животных класса Пресмыкающиеся. Назовите мне характерные особенности представителей этого класса. Слайд 13.

Вспомним классификацию рептилий. На какие отряды делится этот класс? Слайд 14.

Учитель

Задания по классу Рептилий вы будете выполнять в группах: Знатоки русского языка, Знатоки литературы и Знатоки истории и географии.

“Русский язык”

Название какой змеи бывает наречием? Как эту змею можно отличить от других? (Уж. Он имеет два желтых или белых пятна позади висков).

“История”

Именно они, начиная с 58 г. до нашей эры, были участниками знаменитых боев гладиаторов в Древнем Риме. Кто же это? (Крокодилы).

“Литература”

“Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!
Из мертвой главы гробовая змея,
Шипя, между тем выползала,
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь”.

Кто автор этого стихотворения? Как оно называется? Почему змея шипит?

Может ли змея ужалить человека? Почему?

(А.С.Пушкин. “Песнь о вещем Олеге”).

Трение, возникающее главным образом между чешуйками брюха, обусловливает шипение змеи. Змеи шипят, когда раздражены.

Нет, не может. Змея не имеет жала. Люди неправильно называют жалом раздвоенный на конце язык змеи, который служит органом обоняния, осязания и вкуса.)

“География”

1. Название этих островов с испанского переводится как “черепаха”. Именно их в 1835 году, совершая кругосветное плавание на корабле “Бигль”, посетил молодой Ч.Дарвин. Что это за острова? (Галапагосские острова)

7.А сейчас мы с вами вспомним о животных, изучением которых занимается наука орнитология. О птицах. Давайте вспомним особенности птиц, приспособившие их к полёту. Слайд 15.

А сейчас вспомним птиц по подсказке. Поставьте перепутанные буквы так, чтобы получились имена птиц нашего края. Слайд 16.

Р о н о в а - ворона

Т я л е д - дятел

Л о в е й с о - соловей

Л у г о ь б - голубь

А л к а г - галка

И н ц а с и - синица

К а т у - утка

Р с о г у т я з к а - трясогузка

8. И, наконец, класс Млекопитающие, к которому относимся мы с вами. Ребята, докажите, что млекопитающие – самые высокоорганизованные животные. Слайд 17.

Давайте вспомним классификацию млекопитающих Слайд 18.

Учитель. Следующим этапом нашей работы станет составление “синквейна”. Вспомним правила его составления Слайд 19.

На экране вы видите синквейн со словом “амфибия”. Я вас попрошу составить синквейн со словом, обозначающим название любого животного Класса Млекопитающие (работаем в парах). Слайд 20.

Молодцы, ребята. Перед вами символ нашего Корочанского края– яблоня. Она каждый год дарит нам вкусные, сочные плоды. И каждый урок тоже дарит нам свои плоды – плоды знаний. Я надеюсь, что сегодняшний урок принёс нам свои плоды. Если вы считаете, что это так, украсьте нашу яблоньку спелыми яблоками.

Итог урока. Ребята, сегодня на уроке мы повторили знания об основных особенностях животных типа Хордовые.

Может быть, для кого-то из вас биология станет предметом, связанным с будущей профессией. Домашнее задание я предлагаю всем в тестовой форме, соответствующей КИМам на экзамене. Правильное выполнение таких заданий обеспечит вам успех. Слайд 21.

Спасибо, вам, ребята. Сегодня за работу на уроке я бы хотела поставить вам оценки.

И закончить наш урок я хочу словами из песни А. Пахмутовой на стихи Р.Рождественского “Просьба” (Приложение 1)

Слайд 22.

Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря;
Ведь небо без птиц – не небо,
А море без рыб – не море!
И земля без зверей – не земля,
Не земля, не земля!

Я прошу вас в жизни следовать словам этой песни.

Литература.

  1. Журнал “Биология в школе” №5, 1996 год, стр.31
  2. Урок – викторина “Класс Млекопитающие”
  3. Журнал “Биология в школе” №5, 1998 год, стр.37
  4. Урок по теме “Земноводные”
  5. Журнал “Биология в школе” №8, 2003 год, стр.35
  6. Урок “Многообразие земноводных. Их значение и охрана”
  7. Журнал “Биология в школе” №4, 2008 год, стр.30
  8. Обобщающий урок по теме “Класс Птицы”.