Портрет в музыке «В каждой интонации спрятан человек…»

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (41 МБ)


Учебные цели (цели УД обучающихся):

- освоить знание понятия “портрет” в музыкальном произведении;

- освоить знание понятия “выразительность” и “изобразительность”;

- выработать умение определять на слух, какой музыкальный “портрет” создал композитор на примере творчества С. С. Прокофьева;

Цели будут считаться достигнутыми, если

- ученик правильно воспроизводит определение понятия “портрет” в музыке;

- ученик правильно воспроизводит определение понятия “выразительность” и “изобразительность”;

- сможет на слух определить, какой портрет, образ нарисовала нам музыка.

Педагогические цели:

Обучения:

1. Oрганизовать УД обучающихся:

- по освоению ими понятия “портрет” в музыке;

- по освоению ими понятий “выразительность” и “изобразительность”;

- по освоению ими различных выразительных средств, используемых композиторами для создания “портретов” в музыке;

- по отработке умений слышать в конкретных музыкальных произведениях различные музыкальные образы героев;

2. Развития: способствовать развитию воображения и фантазии учеников при осознании ими “портретов” в музыке;

3. Воспитания: создать условия для формирования эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства на основе восприятия и анализа музыкальных и литературных образов.

Педагогические задачи.

Организовать:

  • знакомство обучающихся с определением понятия “портрет” в музыке;
  • понимание особенностей музыкального образа;
  • деятельность обучающихся по выработке умения определять на слух музыкальный образ;
  • обсуждение с обучающимися, какие чувства, эмоции, впечатления возникают у них при прослушивании определенных музыкальных произведений;
  • рефлексивную оценку результатов учебной деятельности обучающихся

Тип урока: комбинированный

Оснащение урока: аудио- и видеооборудование; презентация.

Ход урока

Дети входят в кабинет под музыку “Утро” из сюиты “Пер Гюнт” Э. Грига (слайд№1 – фон)

Преподаватель Обучающиеся
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем с вами разговор о том, как много интересного нас ждет каждый день. Давайте послушаем и споем одну замечательную мелодию... (слайд №1) Мелодия – это...?

- Молодцы, ребята!

Распевание: исполнение на инструменте мелодии Э.Грига “Утро”.

- Добрый день!

 

- Душа музыки (хором)

- Что за мелодия прозвучала? Слышали ли вы её раньше?

- давайте, споём на слог “ля” (фа мажор).

- а теперь поём со словами: (слайд №2)

Солнышко всходит и небо светлеет.

Природа проснулась, и утро пришло

- Да, на прошлом уроке. Это “Утро” Эдварда Грига.
- Какую картину нарисовал нам композитор в этом произведении? - картину утра, нарисовал, как всходит солнце, рассвет, наступает день...
- Молодцы! Музыка, действительно может рисовать нам картины природы – это музыкальная изобразительность.

Давайте споем песню, которую я задавала вам выучить на дом. Она, о чем нам рассказывает?

- она изображает нам картину природы
Исполнение песни “Утро начинается” (минус на слайде №2) (текст – приложение 1)

- А как вы думаете, о чем еще может музыка нам рассказать?

- Итак, как вы думаете, какая будет тема нашего урока сегодня? О чем мы будем сегодня разговаривать?

- ответы детей

- о том, как музыка может изображать человека.... Рисовать его портрет

- Вы большие молодцы! Тема нашего урока сегодня так и звучит: “Портрет в музыке” (слайд №3). Очень часто в музыкальных произведениях мы как бы встречаемся с разными персонажами –

веселыми и...

озорными и...

хвастливыми и ....

Это могут быть как взрослые, так и дети, мужчины или женщины, девочки или мальчики, а также звери или птицы. По музыкальной теме мы можем представить, какой у них характер и даже какая внешность иногда, как они ходят, как говорят, какое у них настроение. Музыка может выражать чувства, мысли и характеры человека, т.е. она способна рассказать нам о них – это музыкальная выразительность.

- Откройте учебник на странице 26-27. Внизу на стр.26 мы видим понятия “выразительность” и “изобразительность”. (То же на доске – слайд №4). Как вы поняли, что же такое “Изобразительность”? Выразительность”?

- Вы большие молодцы! Давайте послушаем с вами отрывок из музыкального произведения уже хорошо нам знакомого композитора С. С. Прокофьева (слайд №5)

- грустными

- спокойными

- скромными

Слушаем музыку и выбираем, какому герою она принадлежит (слайд 6).

- Почему вы решили, что это именно этот персонаж?

- Что же такое портрет в музыке? Как вы думаете?

- ответы детей

- ответы детей

- портрет в музыке – это изображение человека, его характера с помощью звуков, мелодий

- Правильно, ребята! (слайд №7) Сегодня мы с вами понаблюдаем, как композиторы с помощью мелодий и выразительных интонаций создают музыкальные портреты. Сейчас я вам прочту стихотворение А.Л. Барто “Болтунья” (слайд №8).

Послушайте внимательно и об особенностях этого стихотворения скажите после прослушивания (читаю). Какие особенности?

Подберите портрет девочки из представленных иллюстраций (слайд№9).

- почему именно эта картинка?

- за счет чего? Как вы определили?

Ребята, такой быстрый темп прочтения, говорения называется СКОРОГОВОРКОЙ (слайд №10)

- быстро...
Как вы думаете, зачем автор использовал в своем стихотворении скороговорку?

- Представьте, что вам предложили бы написать музыку к этому стихотворению. Какая она бы была? Вам нравится такая девочка?

Давайте послушаем, как С. С. Прокофьев нарисовал портрет этой девочки.

Слушаем песню “Болтунья”

- ответы детей... чтобы показать, что девочка любит поговорить

- Быстрая...

Итак, смог ли композитор нарисовать нам портрет болтуньи?

При помощи чего?

- Да!

- быстрый темп, веселый характер...

- Как вам кажется, нравится ли композитору Лида?

На экране сцены из балета “Ромео и Джульетта” и портрет Г.Улановой в роли Джульетты. Говорю об этом детям (слайд №11).

- Нравится!!!
- Подумайте, кто спрятан за этой интонацией? Играю начало “Джульетты-девочки”

- Какой у неё характер? Что она делает?

- Эта интонация построена на гамме до мажора, которая быстро взлетает вверх.

Поем гамму до мажора, постепенно ускоряем на слог “ля”(слайд 12)

Смотрим видео “Джульетта-девочка” (приложение 2 , 21 мин.)

 

 

- Джульетта!

- Озорной, она бегает

- Скажите, только одна тема прозвучала в портрете Джульетты?

- Правильно. Как вы думаете, почему?

- несколько

- ответы детей.

- Давайте попробуем, слушая музыку, изобразить мимикой и движениями её настроение и действия.

 

 

- Скажите, а Джульетта вам нравится?

Дети встают и пластическими движениями под музыку показывают Джульетту.

- Она лёгкая, мечтательная, влюблённая

Итак, расскажите, о чем же мы сегодня с вами разговаривали? Что такое портрет в музыке? (слайд №13)

Вы правы, музыка – искусство выразительное. Она выражает чувства, мысли, и характеры людей. Через них мы можем увидеть и животных, и тараторящую без умолку девочку, и лёгкую и мечтательную Джульетту.

Вам понравилось наше занятие сегодня? (слайд №14)

Домашнее задание на следующий урок