Учебные цели (цели УД обучающихся):
- освоить знание понятия “портрет” в музыкальном произведении;
- освоить знание понятия “выразительность” и “изобразительность”;
- выработать умение определять на слух, какой музыкальный “портрет” создал композитор на примере творчества С. С. Прокофьева;
Цели будут считаться достигнутыми, если
- ученик правильно воспроизводит определение понятия “портрет” в музыке;
- ученик правильно воспроизводит определение понятия “выразительность” и “изобразительность”;
- сможет на слух определить, какой портрет, образ нарисовала нам музыка.
Педагогические цели:
Обучения:
1. Oрганизовать УД обучающихся:
- по освоению ими понятия “портрет” в музыке;
- по освоению ими понятий “выразительность” и “изобразительность”;
- по освоению ими различных выразительных средств, используемых композиторами для создания “портретов” в музыке;
- по отработке умений слышать в конкретных музыкальных произведениях различные музыкальные образы героев;
2. Развития: способствовать развитию воображения и фантазии учеников при осознании ими “портретов” в музыке;
3. Воспитания: создать условия для формирования эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства на основе восприятия и анализа музыкальных и литературных образов.
Педагогические задачи.
Организовать:
- знакомство обучающихся с определением понятия “портрет” в музыке;
- понимание особенностей музыкального образа;
- деятельность обучающихся по выработке умения определять на слух музыкальный образ;
- обсуждение с обучающимися, какие чувства, эмоции, впечатления возникают у них при прослушивании определенных музыкальных произведений;
- рефлексивную оценку результатов учебной деятельности обучающихся
Тип урока: комбинированный
Оснащение урока: аудио- и видеооборудование; презентация.
Ход урока
Дети входят в кабинет под музыку “Утро” из сюиты “Пер Гюнт” Э. Грига (слайд№1 – фон)
Преподаватель | Обучающиеся | |
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы
продолжаем с вами разговор о том, как много
интересного нас ждет каждый день. Давайте
послушаем и споем одну замечательную мелодию...
(слайд №1) Мелодия – это...? - Молодцы, ребята! Распевание: исполнение на инструменте мелодии Э.Грига “Утро”. |
- Добрый день!
- Душа музыки (хором) |
|
- Что за мелодия прозвучала? Слышали ли
вы её раньше? - давайте, споём на слог “ля” (фа мажор). - а теперь поём со словами: (слайд №2) Солнышко всходит и небо светлеет. Природа проснулась, и утро пришло |
- Да, на прошлом уроке. Это “Утро” Эдварда Грига. | |
- Какую картину нарисовал нам композитор в этом произведении? | - картину утра, нарисовал, как всходит солнце, рассвет, наступает день... | |
- Молодцы! Музыка, действительно может
рисовать нам картины природы – это музыкальная
изобразительность. Давайте споем песню, которую я задавала вам выучить на дом. Она, о чем нам рассказывает? |
- она изображает нам картину природы | |
Исполнение песни “Утро начинается”
(минус на слайде №2) (текст – приложение
1) - А как вы думаете, о чем еще может музыка нам рассказать? - Итак, как вы думаете, какая будет тема нашего урока сегодня? О чем мы будем сегодня разговаривать? |
- ответы детей - о том, как музыка может изображать человека.... Рисовать его портрет |
|
- Вы большие молодцы! Тема нашего урока
сегодня так и звучит: “Портрет в музыке” (слайд
№3). Очень часто в музыкальных произведениях мы
как бы встречаемся с разными персонажами – веселыми и... озорными и... хвастливыми и .... Это могут быть как взрослые, так и дети, мужчины или женщины, девочки или мальчики, а также звери или птицы. По музыкальной теме мы можем представить, какой у них характер и даже какая внешность иногда, как они ходят, как говорят, какое у них настроение. Музыка может выражать чувства, мысли и характеры человека, т.е. она способна рассказать нам о них – это музыкальная выразительность. - Откройте учебник на странице 26-27. Внизу на стр.26 мы видим понятия “выразительность” и “изобразительность”. (То же на доске – слайд №4). Как вы поняли, что же такое “Изобразительность”? Выразительность”? - Вы большие молодцы! Давайте послушаем с вами отрывок из музыкального произведения уже хорошо нам знакомого композитора С. С. Прокофьева (слайд №5) |
- грустными - спокойными - скромными |
|
Слушаем музыку и выбираем, какому герою
она принадлежит (слайд 6). - Почему вы решили, что это именно этот персонаж? - Что же такое портрет в музыке? Как вы думаете? |
- ответы детей - ответы детей - портрет в музыке – это изображение человека, его характера с помощью звуков, мелодий |
|
- Правильно, ребята! (слайд №7) Сегодня мы
с вами понаблюдаем, как композиторы с помощью
мелодий и выразительных интонаций создают
музыкальные портреты. Сейчас я вам прочту
стихотворение А.Л. Барто “Болтунья” (слайд №8). Послушайте внимательно и об особенностях этого стихотворения скажите после прослушивания (читаю). Какие особенности? Подберите портрет девочки из представленных иллюстраций (слайд№9). - почему именно эта картинка? - за счет чего? Как вы определили? Ребята, такой быстрый темп прочтения, говорения называется СКОРОГОВОРКОЙ (слайд №10) |
- быстро... | |
Как вы думаете, зачем автор использовал
в своем стихотворении скороговорку? - Представьте, что вам предложили бы написать музыку к этому стихотворению. Какая она бы была? Вам нравится такая девочка? Давайте послушаем, как С. С. Прокофьев нарисовал портрет этой девочки. Слушаем песню “Болтунья” |
- ответы детей... чтобы показать,
что девочка любит поговорить - Быстрая... |
|
Итак, смог ли композитор нарисовать нам
портрет болтуньи? При помощи чего? |
- Да! - быстрый темп, веселый характер... |
|
- Как вам кажется, нравится ли
композитору Лида? На экране сцены из балета “Ромео и Джульетта” и портрет Г.Улановой в роли Джульетты. Говорю об этом детям (слайд №11). |
- Нравится!!! | |
- Подумайте, кто спрятан за этой
интонацией? Играю начало “Джульетты-девочки” - Какой у неё характер? Что она делает? - Эта интонация построена на гамме до мажора, которая быстро взлетает вверх. Поем гамму до мажора, постепенно ускоряем на слог “ля”(слайд 12) Смотрим видео “Джульетта-девочка” (приложение 2 , 21 мин.) |
- Джульетта! - Озорной, она бегает |
|
- Скажите, только одна тема прозвучала в
портрете Джульетты? - Правильно. Как вы думаете, почему? |
- несколько - ответы детей. |
|
- Давайте попробуем, слушая музыку,
изобразить мимикой и движениями её настроение и
действия.
- Скажите, а Джульетта вам нравится? |
Дети встают и пластическими
движениями под музыку показывают Джульетту. - Она лёгкая, мечтательная, влюблённая |
|
Итак, расскажите, о чем же мы сегодня с
вами разговаривали? Что такое портрет в музыке?
(слайд №13) Вы правы, музыка – искусство выразительное. Она выражает чувства, мысли, и характеры людей. Через них мы можем увидеть и животных, и тараторящую без умолку девочку, и лёгкую и мечтательную Джульетту. Вам понравилось наше занятие сегодня? (слайд №14) Домашнее задание на следующий урок |