Класс: 11
Цель: сформировать у учащихся представление о странах Латинской Америки, истории заселения, особенностях ЭГП.
Образовательные задачи:
- дополнить и сформировать представление о странах Латинской Америки;
- познакомиться с историей заселения о освоения региона;
- сформировать современную политическую карту Латинской Америки;
- изучить особенности ЭГП Латинской Америки.
Планируемый результат обучения:
- учащиеся дополнят уже имеющиеся у них знания о странах Латинской Америки;
- ознакомятся с историей заселения Латинской Америки и условиями формирования её современной политической карты;
- выделят особенности ЭГП;
- продолжат формировать и совершенствовать навыки работы с текстом, различными источниками информации, атласом.
- учащиеся смогут обобщить полученную информацию и составить “паспорт” Латинской Америки;
- учащиеся смогут самостоятельно оценить свои достижения на уроке.
Метапредметные результаты:
регулятивные умения
- учащиеся самостоятельно определяют тему урока, формулируют задачи урока;
- самостоятельно планируют способы решения заданий, осознанно выбирают наиболее эффективные;
- осуществляют самоконтроль и корректируют свои действия;
учебные умения познавательной направленности
- учащиеся определяют понятия, классифицируют, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы;
- преобразовывают знаки и символы для решения учебных задач;
речевое развитие
- учащиеся владеют приёмами смыслового чтения; устной и письменной речью;
коммуникативные умения
- умеют организовывать учебное сотрудничество и работать индивидуально; находить общее решение проблемы; формулировать и отстаивать своё мнение;
ИКТ-компетенции
- развитие компетентности в области использования ИКТ
экологическое мышление и поведение учащихся
- формирование и развитие экологического мышления.
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
1. Организационный момент (регулятивные умения)
“Ассоциативный ряд”
Учащимся предлагается ассоциативный ряд из слов: латынь, Мексика, Аргентина, Бразилия, Америка.
Учитель: Ребята, как ы думаете, что может связывать эти слова?
Учащиеся высказывают свои мысли, среди которых звучит и Латинская Америка.
Учитель: Итак, как вы уже сказали, тема нашего урока – Латинская Америка.
2. Постановка целей урока, мотивация учебной деятельности (регулятивные умения, учебные умения познавательной направленности, ИКТ-технологии)
“Работа над понятием”
Учитель: сейчас я предлагаю вам найти в словарях определение понятия “Латинская Америка”.
“Домысливание”
Исходя из определения давайте сформулируем задачи урока. На доске вы видите слова-“помощники” (повторим, изучим, узнаем..., воспользуйтесь ими.
Учитель на доске фиксирует задачи, определённые учащимися.
3. Актуализация знаний УУД (регулятивные умения, учебные умения познавательной направленности)
“Корзина идей, понятий, имён”
Учитель: я предлагаю вам начать записывать на стиках всё, что вы знаете о Латинской Америке, и в течение урока вы будете дополнять свои записи новой информацией. А сейчас давайте заполним “Корзину”, уже имеющимися у вас знаниями.
4. “Открытие нового знания” (регулятивные умения, учебные умения познавательной направленности, речевое развитие, коммуникативные умения)
“Вопросы к тексту”
Учащимся предлагается текст “История заселения. Формирование политической карты Латинской Америки” (Приложение 1), к которому они должны составить за определённое время определённой количество вопросов-суждений. Схема вопросов находится на доске. (7 вопросов за 5 минут).
“Удивляй”
Учитель: Итак, мы познакомились с историей заселения и формирования Латинской Америки. А теперь давайте попробуем удивить друг друга фактами о её ЭГП.
“Работа с атласом”
Учащиеся по очереди называют факты, характеризующие ЭГП Лат. Америки.
5. Первичная проверка понимания нового материала (регулятивные умения)
“Работа в рабочих тетрадях”
Необходимо выполнить задания 1-5 на с. 53 в рабочей тетради. Затем несколько учащихся комментируют эти задания, а остальные самостоятельно проверяют и оценивают свою работу.
6. Первичное закрепление (регулятивные умения, учебные умения познавательной направленности, речевое развитие, коммуникативные умения, экологическое мышление)
“Создай паспорт”
Учитель: а теперь я предлагаю вам создать “паспорт” Лат. Америки, на основании полученной вами информации.
Учащиеся составляют “паспорт”, желающие его предоставляют к обсуждению.
На основании анализа “паспортных” данных, учитель возвращается к задачам урока и проверяет вместе с учащимися насколько они выполнены.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Проработать с. 331-340, ознакомиться с дополнительным текстом на с. 343-346. Выполнить задания 8, 9 с. 347.
8. Рефлексия
“Продолжи фразу”
Учащиеся оставляют свои комментарии в листах-отзывах.
Карточка с заданием “Продолжить фразу”:
- Мне было интересно...
- Мы сегодня разобрались....
- Я сегодня понял, что...
- Мне было трудно...
- Завтра я хочу на уроке...
Источники информации.
1. Экономическая и социальная география мира: учеб. для 10 кл общеобразоват. учреждений / В. П. Максаковский. – 15-е изд. - М.: Просвещение, 2007. – 398 с.: ил., карт.
2. Атлас “Экономическая и социальная география мира”
3. Большая российская энциклопедия, 2011 г. 17 том, с. 53
5. География. Рабочая тетрадь. 10 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений: базовый уровень / В.П. Максаковский. – 12-е изд. – М. : Просвещение, 2010.