Цель урока: изучить материал по теме “Понятие лесных и торфяных пожаров. Классификация пожаров”; познакомить обучающихся с видами природных пожаров и их разрушительным действием.
Задачи:
Метапредметные:
- сформировать умения находить нужную информацию в учебнике и учебных пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез в форме составления целого рисунка из его частей; проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
- сформировать представления о ценности и уникальности природного мир, природоохраноом, здоровьесберегающем поведении.
Предметные
развить мыслительные операции: анализ,
сопоставление разных видов пожаров,
формирование навыка сравнения на примере
пожаров разных видов и способов их
распространения, прогнозирование последствий
при возникновении лесных пожаров ,
совершенствование умений анализировать причины
возникновения пожаров для разработки
предупредительных мер.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Предметные результаты | УУД | Ресурсы |
Организационный момент | Приветствие | Приветствие Проверяют готовность к уроку |
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | ||
Мотивация учебной деятельности | Учитель направляет деятельность
учащихся на получение новых знаний Чтение текста “История огня” (Приложение 1) мультипликационный фильм “Прометей” (фрагмент) (Слайд 1). |
Просмотр мультипликационного фильма “Прометей” (фрагмент) | http://mulitik.ru/181- prometey-1974.html |
||
С тех пор как Прометей подарил людям огонь, человечество затрачивает уйму усилий в борьбе с ним. Показ видеофрагмента СМИ Бушуют лесные и торфяные пожары” (Слайд 2) | “http://www.youtube.com /watch?v= -4UjCkJZtY4 |
||||
Актуализация знаний | Проводит проверку знаний и подводит
учащихся к знакомству с новой темой. Фронтальная беседа: Что такое пожар? Что мы помним и знаем о пожарах и причинах их возникновения из уроков ОБЖ в 5-6 классах? - Назовите 3 компонента пожара? |
Отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга | Владение терминологией, ключевыми понятиями | Умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение | |
Учитель организует работу. (Слайд 3) Как объяснить действия героини? Каковы условия прекращения горения? Когда огонь может вызвать пожар? |
Совместное обсуждение текста, составление плана действий героини. | Умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации. | |||
Учитель подводит учащихся к
осознанию темы урока. - Прошли тысячелетия как человечеству подарили огонь, а он так и не научился с ним обращаться. В 7 классе мы продолжим тему пожаров, но уже будем говорить о лесных пожарах – как опасном стихийном природном явлении. Казалось бы, что тут можно сделать, ведь стихийные пожары мало зависят от воли человека? Однако это совсем не так. Дело в том, что именно люди – причина подавляющего большинства возгораний в лесах и на торфяниках. Сообщение темы урока “Понятие лесных и торфяных пожаров. Классификация пожаров” (Слайд 4) |
Называют тему урока | Познавательные: - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации. |
|||
Постановка учебных задач | Учитель задает вопросы: - Что, в основном, может гореть в лесу? - Что такое торф? Что вам о нем известно? Предлагает учащимся, самостоятельно используя ресурсы сети Интернет ответить на поставленные вопросы (Слайд 5) |
Самостоятельный поиск ЭОР. | Развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьной программы | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. | ЭОР. Как пример http://school-collection.edu.ru/ |
Изучение нового материала | Показ презентации с элементами
беседы “Лесные и торфяные пожары и их
характеристика”. 1. Понятие пожара в разных источниках. (Слайд 6) - По типу пожары бывают. (Слайд 7) - Что же такое лесной пожар? - Как называется наука, их изучающая? (Слайд № 8) - Давайте сравним температуру воспламенения разных материалов. (Слайд № 9) - Скажите, какой можно сделать вывод. По причине возникновения пожары делятся на: - Естественные пожары (вызванные молниями) Так, молнии, как правило, попадают в деревья на возвышенностях, и огонь, спускаясь по склону, продвигается медленно. При этом теряется сила пламени, и огонь редко распространяется на большие площади. - Антропогенные (вызванные людьми). Антропогенные же пожары чаще начинаются в низинах и распадках, что определяет более развитие (Слайд 10). - Наиболее подробно мы остановимся на лесных и торфяных пожарах. - Лесные пожары уничтожают деревья и кустарники, заготовленную в лесу древесину. В результате пожаров снижаются защитные, водоохранные и другие полезные свойства леса, уничтожается фауна, сооружения, а в отдельных случаях и населенные пункты. Кроме того, лесной пожар представляет серьезную опасность для людей и сельскохозяйственных животных. - В зависимости от характера возгорания и состава леса лесные пожары подразделяются на низовые, верховые и почвенные. (Слайд № 11) Низовые пожары– это горение сухого надпочвенного покрова состоящего из мхов, лишайников, вереска, черники, кустарников, подстилки . При этом повреждаются подрост, подлесок, нижняя часть стволов и корни (Слайд 12). - Низовые пожары подразделяются на беглые и устойчивые: - при беглом низовом пожаре сгорает живой и мертвый напочвенный покров, валежник, самосев леса, хвойный подрост и подлесок, но за счет более благоприятных условий (сухой лес, ветреная погода) такой пожар распространяется с повышенной скоростью и высотой пламени, обходя места с повышенной влажностью покрова (Слайд 13). - при устойчивым низовом пожаре огонь распространяется по нижнему ярусу леса (горит напочвенный покров, подлесок, валежник) с малой скоростью, охватывая нижние части стволов деревьев и выступающие на поверхность корни (Слайд 14). - Верховой лесной пожар охватывает листья, хвою, ветви, и всю крону, может охватить (в случае повального пожара) травяно-моховой покров почвы и подрост. Скорость распространения от 5—70 км/ч. Развиваются они обычно при засушливой ветреной погоде из низового пожара в насаждениях с низкоопущенными кронами, в разновозрастных насаждениях, а также при обильном хвойном подросте. Верховой пожар — это обычно завершающаяся стадия пожара. При верховых пожарах образуется большая масса искр из горящих ветвей и хвои, летящих перед фронтом огня и создающих низовые пожары за несколько десятков, а иногда за несколько сотен метров от основного очага (Слайд 15). - Верховые лесные пожары так же как и низовые могут быть беглыми и устойчивыми: - верховые беглые характеризуются горением и быстрым продвижением огня по кронам деревьев при сильном ветре. Скорость верхового пожара иногда достигает 400-500 м/мин. Как гласит народная мудрость, “от сильного верхового пожара не ускакать даже на быстром скакуне”. Во время беглого пожара ветер разносит горящие ветви и искры, которые поджигают лес на десятки, а порой и сотни метров вперед, создавая новые очаги пожара (Слайд 16). - верховой устойчивый обладает наибольшей разрушительной силой, после него остаются лишь обугленные остатки стволов (Слайд 17). - Почвенные пожары (торфяные) чаще всего связаны с возгоранием торфа, которое становится возможным в результате осушения болот. Распространяются со скоростью до 1 км в сутки. Могут быть малозаметны и распространяться на глубину до нескольких метров, вследствие чего представляют дополнительную опасность и крайне плохо поддаются тушению (Торф может гореть без доступа воздуха и даже под водой) (Слайд 18). По интенсивности возгорания лесные пожары подразделяются на слабые, средние и сильные. Интенсивность горения зависит от состояния и запаса горючих материалов, уклона местности, времени суток и особенно силы ветра (Слайд 19). Вывод. На сегодняшнем уроке мы с вами выяснили: что такое лесные и торфяные пожары; по каким признакам классифицируются лесные пожары и дали краткую характеристику основным видам пожаров. |
Просмотр презентации. Отвечают на вопросы. Работа учащихся с уч. п.5.1. Вывод (делают учащиеся): Сухое дерево по пожароопас-ности приближается к бензину |
Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека. | - развить интерес к способам
получения знаний, которые выходят за пределы
школьных; формирование умения противостоять в
пределах своих возможностей действиям и
влияниям, представляющим угрозу для жизни. Регулятивные: прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам ; моделировать ситуации; сформировать взаимоотношения с окружающими; Познавательные: познакомиться с причинами возникновения лесных пожаров; Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со сверстниками; владение приемами и навыками общения с взрослыми; , готовность к коллективным формам деятельности, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми при достижении предметных и метапредметных результатов обучения. |
|
Первичное закрепление | Предлагает учащимся пройти online тест для закрепления изученного материала с последующим разбором каждого задания. | Проходят onlin тест | Объективная оценка усвоения нового материала. | http://satinoschool.ru/ test/p4aa1.html |
|
Учащимся предлагается
проанализировать статью, ответив на вопрос,
какой вред наносят лесные пожары? (Приложение
3) Вывод.. Пожары приносят большой вред и самой природе, и человеку. Неосторожность людей – главная причина всех тех бедствий, которые приносят пожары. А значит, в первую очередь надо бороться с неосторожностью людей и умышленными поджогами. На следующем уроке мы с вами выясним причины лесных и торфяных пожаров, меры борьбы с ними и правила поведения человека во время лесных и торфяных пожаров |
Учащиеся отвечают на вопрос. | Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека. | |||
Рефлексия | Задает вопрос: “Что нового вы
узнали сегодня на уроке? Ваше отношение к данной
теме урока?” Чтение стихотворения Сергея Газина “Лесной пожар” (Слайд 20, 21) |
Отвечают на вопросы, обсуждают стихотворение | Проверка способности самооценки, как личностный результат | ||
Домашнее задание | Параграф 5.1 Творческое задание: подобрать материал о лесных пожарах Владимирской области. |