Испарение и конденсация

Разделы: Физика


Цели урока:

  • Сформировать знания о понятиях: испарение и конденсация.
  • Продолжить формирование представлений о процессе научного познания.
  • Продолжить развивать представление о естественно-научной картине мира.
  • Прививать культуру умственного труда.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Вид урока: смешанный урок.

Оборудование для учителя: компьютер и мультимедийная установка, сосуд с горячей водой и зеркало; термометр; флакон со спиртом.

Оборудование для учащихся: сосуды со спиртом, ватные палочки, стеклянные пластины.

Ход урока

1. Организационный этап урока.

Сегодня наш урок будет посвящен известным вам явлениям, но мы посмотрим на них с иной стороны.

Проблема:

В один стакан налили воду, в другой спирт (начальная температура одинаковая). В стаканы опустили термометры. Какой из них будет показывать более низкую температуру?

Презентация.

2. Актуализация знаний:

Вопросы:

1 Какие агрегатные состояния вещества вам известны?

2 Какие тепловые процессы (переходы вещества) вам известны?

3 При переходе вещества из одного состояния в другое изменяются ли: молекулы вещества, расстояние между молекулами, энергия молекул?

3. Формулировка темы урока и целей:

Демонстрационный эксперимент №1: необходимо направить поток пара на зеркало.

Вопросы учащимся: почему с течением времени изменяется картина на стекле? Что происходит с капельками воды и паром? (пар-конденсируется; вода -испаряется)

Какие явления вы наблюдаете?

(Тема урока записывается на доске)

Вопрос для постановки цели урока: что необходимо выяснить относительной явлений испарение и конденсация? (определения; признаки явления; условия, при которых протекает явление; использование данного явления на практике)

Сообщается учителем: какие факторы влияют на данные процессы, изменение энергии в процессе испарения.

4. Усвоение нового материала:

Задание 1: рассмотреть модель явления испарения; выявить механизм процесса испарения.

Вопросы для учащихся:

1 Как происходит в процессе испарения и конденсации вещества с точки зрения строения вещества?

2 Сформулируйте определение процесса испарения.

3 Сформулируйте определения процесса конденсации.

Задание 2: соотнесите ваши формулировки с определения в учебнике и выявите отличия.

Вопрос: почему процесс испарения происходит только с поверхности вещества? Объясните данный процесс с точки зрения энергии.

Возвращение к цели урока.: каковы признаки процессов испарения и конденсации? Условия протекания указанных явлений?

Вопрос: С вашей точки зрения, какие факторы могут повлиять на процесс испарения? Ваши предположения.

Дети выдвигают гипотезы, которые учитель фиксирует на доске.

Для подтверждения гипотез учитель предлагает выполнить эксперимент по плану:

1 Формулировка цели эксперимента.

2 Выдвижение гипотезы, которую необходимо подтвердить или опровергнуть с помощью эксперимента.

3 Выбор приборов и материалов.

4 Проведение эксперимента

5 Запись результатов эксперимента.

6 Анализ результатов эксперимента.

7 Формулировка выводов.

8 Применение или учет данного явления на практике.

Задание 3 — работа в парах. Каждая пара выполняет эксперимент.

№1

Цель: выявить влияние температуры на скорость испарения жидкости.

Указание к работе: взять два стекла, капнуть по капле воды на каждое, одно из стекл закрепить в держателе и подержать над пламенем спиртовки.

Вывод: как скорость испарения жидкости зависит от температуры вещества?

№2

Цель: выявить влияние плотности жидкости на скорость испарения.

Указание к работе: взять два стекла, на каждое капнуть разные жидкости и пронаблюдать процесс испарения.

Вывод: зависит ли процесс испарения от рода вещества?

№3

Цель: выявить влияние площади поверхности жидкости на скорость испарения.

Указание к работе: взять два стекла, на каждое капнуть каплю воды, на одном стекле каплю размажьте.

Вывод: как скорость испарения жидкости зависит от площади ее поверхности?

№4

Цель: выявить влияние воздушного потока на скорость испарения.

Указания к работе: возьмите два стекла, на каждое капните по капле воды, около одного стекла с помощью листа бумаги создайте воздушный поток.

Вывод: как влияет воздушный поток на скорость испарения жидкости?

Предъявление результатов экспериментов группами. Группы, слушающие отчет, фиксируют выводы в тетрадях.

Обобщенный вывод представляет один ученик.

Взаимооценка работы в группе. Критерии работы в группе - это реализация этапов проведенного эксперимента.

Вопрос: как изменяется энергия вещества в процессе испарения? Предложить учащимся выдвинуть предположения (гипотезу)?

Демонстрация: термометр окутать ватой смоченной спиртом.

Фиксация результата.

Формулировка вывода.

Возвращение к проблеме, сформулированной в начале урока и формулирование ответа на вопрос.

5. Первичное закрепление:

1 Выполнение заданий записанных на доске.

2 Самопроверка.

Самооценка работы с тестом.

6. Вывод:

  • Какие процессы мы называем испарением и конденсацией?
  • Каковы условия протекания данного явления?