Цели урока:
- Сформировать знания о понятиях: испарение и конденсация.
- Продолжить формирование представлений о процессе научного познания.
- Продолжить развивать представление о естественно-научной картине мира.
- Прививать культуру умственного труда.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Вид урока: смешанный урок.
Оборудование для учителя: компьютер и мультимедийная установка, сосуд с горячей водой и зеркало; термометр; флакон со спиртом.
Оборудование для учащихся: сосуды со спиртом, ватные палочки, стеклянные пластины.
Ход урока
1. Организационный этап урока.
Сегодня наш урок будет посвящен известным вам явлениям, но мы посмотрим на них с иной стороны.
Проблема:
В один стакан налили воду, в другой спирт (начальная температура одинаковая). В стаканы опустили термометры. Какой из них будет показывать более низкую температуру?
2. Актуализация знаний:
Вопросы:
1 Какие агрегатные состояния вещества вам известны?
2 Какие тепловые процессы (переходы вещества) вам известны?
3 При переходе вещества из одного состояния в другое изменяются ли: молекулы вещества, расстояние между молекулами, энергия молекул?
3. Формулировка темы урока и целей:
Демонстрационный эксперимент №1: необходимо направить поток пара на зеркало.
Вопросы учащимся: почему с течением времени изменяется картина на стекле? Что происходит с капельками воды и паром? (пар-конденсируется; вода -испаряется)
Какие явления вы наблюдаете?
(Тема урока записывается на доске)
Вопрос для постановки цели урока: что необходимо выяснить относительной явлений испарение и конденсация? (определения; признаки явления; условия, при которых протекает явление; использование данного явления на практике)
Сообщается учителем: какие факторы влияют на данные процессы, изменение энергии в процессе испарения.
4. Усвоение нового материала:
Задание 1: рассмотреть модель явления испарения; выявить механизм процесса испарения.
Вопросы для учащихся:
1 Как происходит в процессе испарения и конденсации вещества с точки зрения строения вещества?
2 Сформулируйте определение процесса испарения.
3 Сформулируйте определения процесса конденсации.
Задание 2: соотнесите ваши формулировки с определения в учебнике и выявите отличия.
Вопрос: почему процесс испарения происходит только с поверхности вещества? Объясните данный процесс с точки зрения энергии.
Возвращение к цели урока.: каковы признаки процессов испарения и конденсации? Условия протекания указанных явлений?
Вопрос: С вашей точки зрения, какие факторы могут повлиять на процесс испарения? Ваши предположения.
Дети выдвигают гипотезы, которые учитель фиксирует на доске.
Для подтверждения гипотез учитель предлагает выполнить эксперимент по плану:
1 Формулировка цели эксперимента.
2 Выдвижение гипотезы, которую необходимо подтвердить или опровергнуть с помощью эксперимента.
3 Выбор приборов и материалов.
4 Проведение эксперимента
5 Запись результатов эксперимента.
6 Анализ результатов эксперимента.
7 Формулировка выводов.
8 Применение или учет данного явления на практике.
Задание 3 — работа в парах. Каждая пара выполняет эксперимент.
№1
Цель: выявить влияние температуры на скорость испарения жидкости.
Указание к работе: взять два стекла, капнуть по капле воды на каждое, одно из стекл закрепить в держателе и подержать над пламенем спиртовки.
Вывод: как скорость испарения жидкости зависит от температуры вещества?
№2
Цель: выявить влияние плотности жидкости на скорость испарения.
Указание к работе: взять два стекла, на каждое капнуть разные жидкости и пронаблюдать процесс испарения.
Вывод: зависит ли процесс испарения от рода вещества?
№3
Цель: выявить влияние площади поверхности жидкости на скорость испарения.
Указание к работе: взять два стекла, на каждое капнуть каплю воды, на одном стекле каплю размажьте.
Вывод: как скорость испарения жидкости зависит от площади ее поверхности?
№4
Цель: выявить влияние воздушного потока на скорость испарения.
Указания к работе: возьмите два стекла, на каждое капните по капле воды, около одного стекла с помощью листа бумаги создайте воздушный поток.
Вывод: как влияет воздушный поток на скорость испарения жидкости?
Предъявление результатов экспериментов группами. Группы, слушающие отчет, фиксируют выводы в тетрадях.
Обобщенный вывод представляет один ученик.
Взаимооценка работы в группе. Критерии работы в группе - это реализация этапов проведенного эксперимента.
Вопрос: как изменяется энергия вещества в процессе испарения? Предложить учащимся выдвинуть предположения (гипотезу)?
Демонстрация: термометр окутать ватой смоченной спиртом.
Фиксация результата.
Формулировка вывода.
Возвращение к проблеме, сформулированной в начале урока и формулирование ответа на вопрос.
5. Первичное закрепление:
1 Выполнение заданий записанных на доске.
2 Самопроверка.
Самооценка работы с тестом.
6. Вывод:
- Какие процессы мы называем испарением и конденсацией?
- Каковы условия протекания данного явления?