Образовательные области: “Социально-коммуникативное развитие”, “Познавательное развитие”, “Речевое развитие”.
Цель: формирование позитивных межличностных отношений в группе, представлений детей о дружбе.
Задачи:
- учить детей позитивным приемам, поддерживающим общение со сверстниками, объяснять им, что дружба дает радость от общения;
- помочь детям понять, как можно порадовать друг друга (подарком, вниманием, словом и т.д.);
- способствовать освоению детьми основных правил этикета в процессе обмена приветствиями при встрече и прощании, проявлению дружеских чувств в реальных ситуациях и смоделированных педагогом;
- воспитывать умение слушать собеседника, не бояться высказывать свою точку зрения.
Предварительная работа:
- рассказ воспитателя о своем друге;
- рассматривание фотографий детей с друзьями (людьми, животными, игрушками);
- игра “Бюро добрых услуг для игрушечных зверей” (мелкий ремонт, штопка, стирка игрушек);
- чтение К.Ушинский “Вместе тесно, а врозь скучно”, В. Радушневич “Два сапога пара”; С. Михалков “Как друзья познаются в беде”, Б. Заходер “Приятная встреча”, В.Драгунский “Он живой и светится”, И.А.Крылов “Лебедь, рак и щука”;
- игра “Волшебные слова”;
- коллективные работы детей в продуктивных видах деятельности, нацеленные на получение совместного результата (лепка, аппликация, рисование, ручной труд, конструирование);
- рисование “Автопортрет”, “Портрет друга”;
- сочинение историй про себя и своих друзей;
- подвижные игры на сотрудничество “Липучки”, “Салочки с липучкой”, “Золотой гусь”, “Гусеница”, “Бабушка Маланья”, эстафеты;
- игра “Угадай, кто мой друг”, “Узнай по описанию”;
- разучивание и пение песен о дружбе, прослушивание аудиозаписей с песнями;
- разучивание пословиц и поговорок о дружбе;
- оформление газеты “Мои друзья”;
- составление правил дружбы;
- составление имен – характеристик детей.
Оборудование: столб с указателями, аудиозаписи с музыкой для игр и песней о дружбе, солнечный зайчик, зеркало, клубок, карта острова, дерево с сундуком, “гора”, коробка – клад с правилами дружбы, сердечки, атрибуты для героя – Шапокляк, “пещера”, мешочек, карточки: “имена – загадки”.
Активный словарь: друзья, дружба, правила дружбы, пословицы, вежливые слова.
Пассивный словарь: “народная мудрость”, клад, пещера.
Этапы занятия
Вступительная часть
Приветствие
Цель: создание доброжелательной атмосферы в начале дня.
Основная часть
Игра “Клубок” (звучит спокойная музыка)
Цель: воспитание чувства принадлежности к группе, чувства безопасности в коллективе; чувства единства, сплоченности; умения действовать согласованно.
Сюрпризный момент
Цель: введение в игровую ситуацию.
Игра “Загадки” (предварительная работа)
Цель: помочь детям осознать свою особенность, свою уникальность; развивать положительное представление о себе и сверстниках.
“Дерево народной мудрости” (предварительная работа)
Цель: закрепить знание пословиц о дружбе; умение понимать и объяснять их.
Игра “Угадай, кто мой друг”
Цель: способствовать проявлению дружеских чувств; развивать представление о том, что каждый человек уникален и неповторим, имеет свои характерные особенности, предпочтения и чувства.
Сюрпризный момент
Цель: поддержание интереса к занятию; формирование умения вести себя в соответствии с правилами вежливости; научить осознавать уважительное и неуважительное поведение других.
Игра “Пирамида дружбы”
Цель: создание условий для проявления дружеских чувств детей.
“Клад” (с правилами дружбы)
Цель: формировать у детей стремление следовать правилам дружбы.
Заключительная часть
Рефлексия
Цель: развитие речевого общения; закрепить впечатление от материала НОД.
Литература
Программа социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста “Расти счастливым”. – 2 изд. – Барнаул: АКИПКРО, 2003.