Если Вы, дорогой читатель, хотите, чтобы жизнь в начальной школе стала интересной и увлекательной, то наш опыт проведения литературной игры-путешествия будет для Вас очень полезным.
Доброй традицией в нашей школе стало проведение читательской конференции в начале учебного года на неделе “Чтения и грамотности”. Ребята выступают с презентацией понравившейся книги, прочитанной летом.
Выбираются самые интересные книги и становятся на Золотую полку школы. Конечно, учителя, воспитатели, родители принимают самое активное участие. Учителями была представлена повесть Сергея Петровича Алексеева “Птица-слава”, посвящённая событиям Отечественной войны 1812года. Мы очень старались заинтересовать, увлечь ребят событиями, описанными в книге. Предложили выбрать повесть “Птица-слава” книгой года. Ребята с удовольствием приняли наше предложение, и началась интересная работа.
В часы поддерживающего чтения, во 2-й половине дня, в библиотеке дети читали рассказы повести, применяя стратегии чтения: чтение в кружок, прогнозирование, чтение с остановками, море вопросов. Так дети “вчитываются” в описываемые события, объясняют, высказывают своё отношение к описанным событиям, понимают прочитанное.
1 четверть проходит под девизом “Читаем и понимаем”.
Во 2 четверти начинается следующий этап работы по книге. В рекреациях, на дверях мы вывешиваем слова из книги, требующие понимания и объяснения. Ребята работают с энциклопедиями, словарями, интернет - ресурсами, где выясняют значения слов, запоминают орфографическое написание слов. Во 2-й половине дня ребята собираются в библиотеке (Штаб игры) и объясняют друг другу значения слов. Активность ребят отмечалась на экранах, которые вывешиваются в рекреациях.
Следующий этап работы - Конкурс “Море вопросов”. Все классы составляют к каждой главе книги вопросы разного уровня сложности. Встречаясь в библиотеке, ребята задавали друг другу вопросы, отвечали, объясняли. Один раз в десять дней учителя на уроках русского языка проводили словарные диктанты. Нужно отметить, что “троек” за этот вид работы мы ещё никогда не ставили. Наши ученики справляются с такими диктантами просто замечательно.
Начиная учебную неделю, мы проводим в актовом зале встречу. Ребята встают в “круг дружбы” и мы подводим определённые итоги прошедшей недели. Самые активные ребята награждаются жетонами с символикой войны 1812 года ( жетоны рисовали и делали учителя начальной школы). Получать такие жетоны очень нравится ребятам и они проявляют необыкновенную активность, увлекаясь разнообразной работой по книге года.
Следующим интересным событием стал конкурс рисунков по книге Сергея Алексеева. Наши ученики на уроках изобразительной деятельности рисовали самые интересные, понравившиеся события, фрагменты сражений, портреты героев войны, полководцев. Рисунки вывешивались на стендах и выбирались самые лучшие. На наших встречах по понедельникам награждались победители.
В начале 3 четверти мы готовимся к проведению конкурса чтецов по книге. Кто-то подумает, что читать прозу, да ещё историческую для учеников начальной школы сложно. Конечно, поэзию читать гораздо легче. Но мы убедились в том, что, когда дети рассказывают то, что им понятно, это всегда не сложно и вызывает полный восторг. Конкурс прошёл на очень высоком уровне. Дети проявили свои таланты в инсценировках, декламации. У нас появились настоящие чтецы-таланты, победители конкурса. Это ученики 2, 3, 4 классов.
Следующим этапом стала подготовка к организации и проведению литературной игры-путешествия. Учителя начальной школы разработали станции игры, маршрутные листы, придумали названия станций и задания, выполняемые на каждой из них. Ведущими станций стали ученики 2-5 классов - самые активные читатели книги. Помощниками были учителя и воспитатели школы. Так у нас появились следующие станции:
1.“Бородино”. На этой станции командам-участникам предлагалось поработать с деформированным текстом. Нужно было восстановить последовательность событий рассказа “Провалилась как в топь тишина...” из книги “Птица-слава”. Собрав текст, командам предстояло выразительно прочесть его. (Приложение №1)
2. “Портретная галерея”. На этой станции командам нужно было назвать имена героев Отечественной войны 1812 года и подобрать описание. (Приложение №2)
3. “Загадки старого капрала”. Готовили эту станцию ученики 3 класса. Они составили очень интересный кроссворд по книге года. Командам предстояло разгадать кроссворд.
4. “Манёвры”. Это спортивная станция. Здесь участникам представилась возможность бегать, прыгать, выполняя разнообразные поручения (принести депешу, форсировать реку, обходить препятствия, выполнить упражнения на ловкость, силу, меткость).
5. “Бородинский марш”. Это музыкальная станция. За небольшой отрезок времени (на каждую станцию отводилось не больше 7 минут) командам-участникам предстояло разучить песню “Бородинский марш”. (Приложение №3)
6. “Награда для героя”. Под руководством учителя рисования командам предлагалось разработать и создать ордена, медали. Здесь проявились творческие и изобразительные таланты участников.
7. “Лента времени”. Заданием на этой станции было: расположить события Отечественной войны 1812 года в хронологической последовательности: вторжение Наполеона, переправа через Неман, Бородинская битва, совет в Филях и т.д.
8. “Бивак”. Здесь ребятам предлагался небольшой отдых и рефлексия. Команды записывали на ядрах свои впечатления, эмоции, переживания, предложения по игре. Мы получили от участников большое количество тёплых слов и благодарности.
На нашу игру мы пригласили частные и государственные школы СВАО и Москвы. Заранее выслали “Положение об игре”, домашнее задание. В день игры в актовом зале командам-участникам были вручены маршрутные листы, сопровождающие (ученики школы) и дан старт.
Пройдя по всему маршруту литературной игры, команды-участники из школ собрались в актовом зале школы. Здесь состоялось торжественное завершение игры. Все команды дружно, хором исполнили разученную песню “Бородинский марш”. Каждая команда представила своё домашнее задание: инсценировать или прочитать рассказ из книги “Птица-слава”.
“Совет игры” был составлен из представителей каждой школы, методиста методического центра СВАО. “Совет” внимательно изучил маршрутные листы команд, подсчитал поставленные баллы на всех станциях и, подведя итоги, торжественно наградил участников литературной игры в различных номинациях. Ребята получили дипломы и книги в подарок.
Подготовка и проведение литературной игры не оставили детей равнодушными к истории нашей Родины, сделали их сопричастными с важными историческими событиями прошлых лет, расширили словарный запас. Ребята начальной школы очень подружились и радовались за успехи друг друга. Жизнь в школе действительно проходит ярко, интересно, насыщенно, увлекательно.
Если Вы заинтересовались таким видом работы с детьми, дерзайте, проводите литературные игры, творите! Успехов!