Педагогические задачи:
- познакомить учащихся с новыми видами диаграмм, научить строить диаграммы;
- анализировать и решать задачи;
- развивать навыки самооценки, логическое мышление, графические навыки.
Планируемые результаты
Предметные:
- знают основные виды диаграмм,
- умеют строить круговые, столбчатые и линейные диаграммы
Метапредметные (критерии сформированности компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: определяют успешность выполнения своих действий.
Познавательные: называют основные виды углов, диаграмм, строят их, формулируют вопросы к содержанию урока, строят цепочку рассуждений по теме урока.
Коммуникативные: участвуют в диалоге друг с другом и учителем, умеют работать в группе, умеют задавать вопросы к познавательной, проблемной ситуации.
Личностные: умеют решать жизненные задачи, развивают логическое мышление.
Межпредметные связи: информатика, окружающий мир.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Формы урока: индивидуальная, парная, фронтальная; учебный, подводящий диалог.
Учебно-методическое обеспечение: учебник математики 4 класс Л.Г. Петерсон, сопроводительные листы для групповой работы
Ход урока
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Нам пора начать урок!
Ребята, сегодня на уроке математики у нас гости, давайте поздороваемся с ними. На уроке мы спокойны, приветливы, а главное, очень активны. Глубоко вдохните и … выдохните плохое настроение и беспокойство. Повернитесь друг к другу и прикоснитесь ладошками, улыбнитесь и пожелайте мысленно что-нибудь хорошее.
- Что вы пожелали друг другу? (Высказывания детей)
“Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели”.
(А.Маркушевич)
- Так что мы будем развивать сегодня на уроке? (Ответ детей)
II. Актуализация опорных знаний.
Запишите число, классная работа. В течение урока вы будете оценивать себя:
если легко - , если небольшие трудности, то , если очень трудно – то .
Фронтальная работа.
1. Работа с углами
- На протяжении последних уроков мы изучали различные виды углов.
- Представьте, что мы с вами на научной конференции по этой теме. Какие вопросы вы бы хотели задать друг другу? (Ответы детей)
- Что такое угол?
- Какие виды углов вы знаете?
- Какой угол называют прямым? Острым? Тупым? Развернутым? Смежным?
- А теперь мое задание ко всем: схематично изобразите:
- Прямой угол
- Острый угол
- Тупой угол
- Развернутый угол
- Смежные углы
- Центральный угол
- Вертикальные углы
- Поднимите руку те, кто при выполнении этого задания был внимательным, проявил настойчивость в успешном достижении цели.
- Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. Сверьте выполнение товарища с правильными ответами на слайде. (Слайд)
- Оцените успехи соседа смайликами.
- Какие знания и умения вам пригодились при выполнении заданий (знания определений, умение формулировать вопрос и оценивать одноклассников, умение слушать друг друга).
- Встаньте те, у кого веселые смайлы. А кому было трудно? В чем?
2. Решение задачи и построение круговой диаграммы.
- В этом году наш класс участвует в городском проекте “Мы за позитив!”. Чтобы быть здоровыми, мы проводим различные мероприятия, соревнования, игры. В конце учебного года мы представим результаты своей работы. Как вы думаете, как это сделать нагляднее? (Предположения детей)
- Я предлагаю вам различные числовые данные представить в виде диаграммы.
- Кто может дать определение диаграммы? (Наглядный способ передачи различной цифровой информации)
- Какой вид диаграмм мы уже знаем?
- Как вы думаете, знание углов нам поможет в построении круговой диаграммы?
- Какой угол используется в круговой диаграмме?
- Прочитайте задание на доске и выполните его (детям выданы листочки с заготовками-кругами).
Задача. В первом полугодии прошло 15 мероприятий, посвященных здоровому образу жизни, а во втором планируется 21 дело.
- Проанализируйте условие и постройте круговую диаграмму.
- Можно ли сразу построить диаграмму? (Нет)
- Спланируйте свою работу.
План
- Найди, сколько всего дел запланировано на год.
- Узнай, сколько градусов приходится на одно полезное дело.
- Найди, сколько градусов приходится на первое полугодие.
- Построй центральный угол, соответствующий первому полугодию, обозначь его.
- Обозначь угол, соответствующий второму полугодию.
- Выполните работу самостоятельно. (1 человек у доски)
Решение:
- 15 + 21 = 36 (д) – всего
- 360 : 36 = 10 (гр) - одно дело
- 10 . 15 = 150 (гр) – дела в первом полугодии
- Как ты оценишь свою работу? Ты справился с заданием? (Смайлики)
- Какое умение тебе помогло выполнить это задание? (Умение планировать работу, вычислительные навыки)
Физминутка: упражнение для глаз, на внимание.
- Недавно я просматривала газеты, и мне встретился рисунок, помогите в нем разобраться.
- А в другом источнике я увидела другой рисунок
- Что это?
- Чем они похожи и чем отличаются?
II. Формулирование проблемы.
- Как называется вторая диаграмма? (Предположения учащихся)
Постановка учебной задачи: на стр. 41 прочитайте тему урока и поставьте задачу на следующий этап урока. (Познакомиться с другими видами диаграмм, научиться их читать и строить)
III. Открытие новых знаний.
- На научной конференции сегодня рассматривается еще один вопрос: “Диаграммы”. В роли докладчиков у нас выступят Илья и Алина, они готовились заранее. (Презентация “Из истории диаграмм”)
1. Выступление докладчиков.
- Задайте вопросы докладчикам, если вам что-то стало непонятно.
- Докладчики, как вы оцените свою работу?
- Интересно ли было вам работать над темой?
- Докладчики, что вы хотите спросить у зрителей? Проверьте, как вас внимательно слушали.
- Оцените работу одноклассников. (Смайлики)
2. Работа по учебнику. Диаграммы.
С. 41 – в “рамочке” (самостоятельное чтение).
Открытие: существуют столбчатые диаграммы – изображение в виде столбиков, линейные диаграммы – изображение в виде отрезков.
- Прочитайте, какое значение имеют диаграммы? (По ним легко вывести разные особенности отношений между величинами).
IV. Развитие умений.
№1, с. 42-43. Проанализируйте столбчатую диаграмму.
а) Анализ столбчатой диаграммы, ответы на вопросы.
- какая диаграмма представлена?
- на что указывает ось Х? (Месяцы)
- что показывает ось У? (Количество осадков в мм)
- чему равна цена деления? (10 мм)
- Пользуясь диаграммой ответьте на вопросы в задании.
- Не забудьте оценить себя смайликов.
Подготовим еще диаграммы для наглядного представления информации.
Самостоятельная работа в группах: по данным таблицы составить диаграмму. (Приложение)
1 гр., 3 гр., 5 гр. – составить столбчатую диаграмму
2 гр., 4 гр., 6 гр. – составить линейную диаграмму
Занятость детей в УДО (для 1 и 2 групп)
Занятия музыкой и пением |
Занятие танцами |
Занятие спортом |
9 чел. | 16 чел. | 7 чел. |
Успеваемость в классе за 3 четверть (для 3 и 4 групп)
“5” | “4-5” | “4-3” |
1 чел. | 16 чел. | 8 чел. |
Дети, не пропустившие ни одного учебного дня (для 5 и 6 групп)
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть |
18 чел. | 20 чел. | 15 чел. |
- Приглашаю по одному представителю от каждой группы для представления диаграмм.
- Какие умения отрабатывали в ходе этого задания? (Умение строить и различать диаграммы)
- Расскажите об открытиях, сделанных сегодня на уроке.
- Что вы узнали нового?
- Считаете ли вы данный материал важным?
- На каких предметах можно использовать данный материал?
- Заинтересовал ли он вас? Чем именно?
- Пригодится ли вам этот материал в жизни?
Для занятий любимым делом нам часто нужны денежные средства. Вы просите у родителей купить вам понравившуюся вещь, а они вам отказывают. Вы были в такой ситуации? Почему так происходит? Данил провел свое исследование, послушаем его. (Выступление с диаграммой)
- Какое умение помогло выполнить работу? (Умение искать информацию, анализировать, сравнивать, строить диаграмму)
- Интересно было работать над темой?
- Ты сделал все сам, или с чьей-то помощью?
- Как оценишь свою работу?
Оцените работу одноклассника. (Смайлик)
V. Итог урока.
Игра “Закончи предложение”
- Тему урока запомнили мы – это столбчатые и линейные …(диаграммы).
- Чтоб диаграмму начертить, надо точно параметры…(определить).
- Если я только захочу, то диаграмму любую…(начерчу).
- Кому все понятно и легко, тот руку поднимет…(высоко).
- Тот, кому трудно и кто помощи ждет, тот пусть на переменке ко мне…(подойдет).
- Чтобы тема была всегда вам знакома, надо обязательно потренироваться… (дома).
VI. Домашнее задание
№ 3(а), с. 44.
Построить любую диаграмму по итогам своей учебы, например, за 1, 2, 3 четверти. Эти диаграммы мы сможем положить в ваши портфолио.
Рисунок 1