Урок математики по теме «Линейные и столбчатые диаграммы». 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Педагогические задачи:

- познакомить учащихся с новыми видами диаграмм, научить строить диаграммы;

- анализировать и решать задачи;

- развивать навыки самооценки, логическое мышление, графические навыки.

Планируемые результаты

Предметные:

- знают основные виды диаграмм,

- умеют строить круговые, столбчатые и линейные диаграммы

Метапредметные (критерии сформированности компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: определяют успешность выполнения своих действий.

Познавательные: называют основные виды углов, диаграмм, строят их, формулируют вопросы к содержанию урока, строят цепочку рассуждений по теме урока.

Коммуникативные: участвуют в диалоге друг с другом и учителем, умеют работать в группе, умеют задавать вопросы к познавательной, проблемной ситуации.

Личностные: умеют решать жизненные задачи, развивают логическое мышление.

Межпредметные связи: информатика, окружающий мир.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы урока: индивидуальная, парная, фронтальная; учебный, подводящий диалог.

Учебно-методическое обеспечение: учебник математики 4 класс Л.Г. Петерсон, сопроводительные листы для групповой работы

Презентация 1

Презентация 2

Ход урока

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок,
Нам пора начать урок!

Ребята, сегодня на уроке математики у нас гости, давайте поздороваемся с ними. На уроке мы спокойны, приветливы, а главное, очень активны. Глубоко вдохните и … выдохните плохое настроение и беспокойство. Повернитесь друг к другу и прикоснитесь ладошками, улыбнитесь и пожелайте мысленно что-нибудь хорошее.

- Что вы пожелали друг другу? (Высказывания детей)

“Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели”.

(А.Маркушевич)

- Так что мы будем развивать сегодня на уроке? (Ответ детей)

II. Актуализация опорных знаний.

Запишите число, классная работа. В течение урока вы будете оценивать себя:

если легко - , если небольшие трудности, то , если очень трудно – то .

Фронтальная работа.

1. Работа с углами

- На протяжении последних уроков мы изучали различные виды углов.

- Представьте, что мы с вами на научной конференции по этой теме. Какие вопросы вы бы хотели задать друг другу? (Ответы детей)

- Что такое угол?

- Какие виды углов вы знаете?

- Какой угол называют прямым? Острым? Тупым? Развернутым? Смежным?

- А теперь мое задание ко всем: схематично изобразите:

  • Прямой угол
  • Острый угол
  • Тупой угол
  • Развернутый угол
  • Смежные углы
  • Центральный угол
  • Вертикальные углы

- Поднимите руку те, кто при выполнении этого задания был внимательным, проявил настойчивость в успешном достижении цели.

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. Сверьте выполнение товарища с правильными ответами на слайде. (Слайд)

- Оцените успехи соседа смайликами.

- Какие знания и умения вам пригодились при выполнении заданий (знания определений, умение формулировать вопрос и оценивать одноклассников, умение слушать друг друга).

- Встаньте те, у кого веселые смайлы. А кому было трудно? В чем?

2. Решение задачи и построение круговой диаграммы.

- В этом году наш класс участвует в городском проекте “Мы за позитив!”. Чтобы быть здоровыми, мы проводим различные мероприятия, соревнования, игры. В конце учебного года мы представим результаты своей работы. Как вы думаете, как это сделать нагляднее? (Предположения детей)

- Я предлагаю вам различные числовые данные представить в виде диаграммы.

- Кто может дать определение диаграммы? (Наглядный способ передачи различной цифровой информации)

- Какой вид диаграмм мы уже знаем?

- Как вы думаете, знание углов нам поможет в построении круговой диаграммы?

- Какой угол используется в круговой диаграмме?

- Прочитайте задание на доске и выполните его (детям выданы листочки с заготовками-кругами).

Задача. В первом полугодии прошло 15 мероприятий, посвященных здоровому образу жизни, а во втором планируется 21 дело.

- Проанализируйте условие и постройте круговую диаграмму.

- Можно ли сразу построить диаграмму? (Нет)

- Спланируйте свою работу.

План

  1. Найди, сколько всего дел запланировано на год.
  2. Узнай, сколько градусов приходится на одно полезное дело.
  3. Найди, сколько градусов приходится на первое полугодие.
  4. Построй центральный угол, соответствующий первому полугодию, обозначь его.
  5. Обозначь угол, соответствующий второму полугодию.

- Выполните работу самостоятельно. (1 человек у доски)

Решение:

    1. 15 + 21 = 36 (д) – всего
    2. 360 : 36 = 10 (гр) - одно дело
    3. 10 . 15 = 150 (гр) – дела в первом полугодии

- Как ты оценишь свою работу? Ты справился с заданием? (Смайлики)

- Какое умение тебе помогло выполнить это задание? (Умение планировать работу, вычислительные навыки)

Физминутка: упражнение для глаз, на внимание.

- Недавно я просматривала газеты, и мне встретился рисунок, помогите в нем разобраться.

- А в другом источнике я увидела другой рисунок

- Что это?

- Чем они похожи и чем отличаются?

II. Формулирование проблемы.

- Как называется вторая диаграмма? (Предположения учащихся)

Постановка учебной задачи: на стр. 41 прочитайте тему урока и поставьте задачу на следующий этап урока. (Познакомиться с другими видами диаграмм, научиться их читать и строить)

III. Открытие новых знаний.

- На научной конференции сегодня рассматривается еще один вопрос: “Диаграммы”. В роли докладчиков у нас выступят Илья и Алина, они готовились заранее. (Презентация “Из истории диаграмм”)

1. Выступление докладчиков.

- Задайте вопросы докладчикам, если вам что-то стало непонятно.

- Докладчики, как вы оцените свою работу?

- Интересно ли было вам работать над темой?

- Докладчики, что вы хотите спросить у зрителей? Проверьте, как вас внимательно слушали.

- Оцените работу одноклассников. (Смайлики)

2. Работа по учебнику. Диаграммы.

С. 41 – в “рамочке” (самостоятельное чтение).

Открытие: существуют столбчатые диаграммы – изображение в виде столбиков, линейные диаграммы – изображение в виде отрезков.

- Прочитайте, какое значение имеют диаграммы? (По ним легко вывести разные особенности отношений между величинами).

IV. Развитие умений.

№1, с. 42-43. Проанализируйте столбчатую диаграмму.

а) Анализ столбчатой диаграммы, ответы на вопросы.

- какая диаграмма представлена?

- на что указывает ось Х? (Месяцы)

- что показывает ось У? (Количество осадков в мм)

- чему равна цена деления? (10 мм)

- Пользуясь диаграммой ответьте на вопросы в задании.

- Не забудьте оценить себя смайликов.

Подготовим еще диаграммы для наглядного представления информации.

Самостоятельная работа в группах: по данным таблицы составить диаграмму. (Приложение)

1 гр., 3 гр., 5 гр. – составить столбчатую диаграмму

2 гр., 4 гр., 6 гр. – составить линейную диаграмму

Занятость детей в УДО (для 1 и 2 групп)

Занятия
музыкой и пением
Занятие
танцами
Занятие
спортом
9 чел. 16 чел. 7 чел.

Успеваемость в классе за 3 четверть (для 3 и 4 групп)

“5” “4-5” “4-3”
1 чел. 16 чел. 8 чел.

Дети, не пропустившие ни одного учебного дня (для 5 и 6 групп)

1 четверть 2 четверть 3 четверть
18 чел. 20 чел. 15 чел.

- Приглашаю по одному представителю от каждой группы для представления диаграмм.

- Какие умения отрабатывали в ходе этого задания? (Умение строить и различать диаграммы)

- Расскажите об открытиях, сделанных сегодня на уроке.

- Что вы узнали нового?

- Считаете ли вы данный материал важным?

- На каких предметах можно использовать данный материал?

- Заинтересовал ли он вас? Чем именно?

- Пригодится ли вам этот материал в жизни?

Для занятий любимым делом нам часто нужны денежные средства. Вы просите у родителей купить вам понравившуюся вещь, а они вам отказывают. Вы были в такой ситуации? Почему так происходит? Данил провел свое исследование, послушаем его. (Выступление с диаграммой)

- Какое умение помогло выполнить работу? (Умение искать информацию, анализировать, сравнивать, строить диаграмму)

- Интересно было работать над темой?

- Ты сделал все сам, или с чьей-то помощью?

- Как оценишь свою работу?

Оцените работу одноклассника. (Смайлик)

V. Итог урока.

Игра “Закончи предложение”

  • Тему урока запомнили мы – это столбчатые и линейные …(диаграммы).
  • Чтоб диаграмму начертить, надо точно параметры…(определить).
  • Если я только захочу, то диаграмму любую…(начерчу).
  • Кому все понятно и легко, тот руку поднимет…(высоко).
  • Тот, кому трудно и кто помощи ждет, тот пусть на переменке ко мне…(подойдет).
  • Чтобы тема была всегда вам знакома, надо обязательно потренироваться… (дома).

VI. Домашнее задание

№ 3(а), с. 44.

Построить любую диаграмму по итогам своей учебы, например, за 1, 2, 3 четверти. Эти диаграммы мы сможем положить в ваши портфолио.

Рисунок 1