Цель урока:
- Образовательная - способствовать формированию целостного представления о развитии и распространении радикальных идей в Европе и мире XIX века.
- Воспитательная – вызвать положительное отношение к существованию различных социально-политических идей в мире.
- Развивающая – способствовать развитию коммуникативных, исследовательских и аналитических навыков, умений работать со схемой, составлять обобщённое представление о явлениях и выражать их в сжатой форме.
План урока:
Приветствие
Актуализация
Радикализм, радикальность, радикальные террористы, радикальные идеи даже сегодня – меняют мир. Что это за идеи и что они провозглашают?
(учащиеся отвечают: идеи требующие изменить существующий мир) Не многие сегодня знают, что все они, во многом, повторяют идеи, появившиеся в Европе XIX века. Именно изучению этих идей, методов мы посвятим наш сегодняшний урок.
Соответственно, наша цель - познакомится с радикальными идеями Европы и мира XIX века.
Изучение нового материала (презентация с революциями)
Перед Вами, на доске представлено изображение одной из самых известных революций конца XVIII века.
Что это за революция? Как называется? (учащиеся отвечают - Великая Французская революция)
Как Вы думаете имела-ли какие-либо отголоски в Европе Революционные события во Франции? (Учащиеся отвечают - Да, имела.) Почему? (Учащиеся отвечают – так как это событие повлияло не только на судьбу жителей одной страны, но и всех государств находящихся рядом с Францией).
Действительно, как Вы видите на слайде, это вызвало целый ряд событий:
- Февраль 1848 – во Франции – революция из-за избирательной реформы.
- 1848 – революция в Германии из-за голода и избирательной системы, объединение германии и создание франкфуртского парламента.
- Март 1848 – революция в Австрии из-за внутренних противоречий
На волне всех этих революционных событий новую силу обрели радикальные идеи, на основе которых сложились идеологии.
Идеология – система взглядов, выражающая интересы, мировоззрение и идеалы различных социальных групп, классов и отдельных личностей.
Самым ранним из идеологических течений стал -
Социализм – течение, направленное на достижение общественной справедливости, признании общества в качестве определяющего мерила любого действия.
Утопический социализм
- Анри де Сен-Симон – в основе жизни общества должна быть христианская мораль,
- Шарль Фурье – достижение общественного блага и равенства возможно лишь через совместную работу в “фалангах” - группах.
Марксизм
- Карл Маркс, Фридрих Энгельс - “Манифест коммунистической партии” (1948). Представляли достижение социального равенства, через достижение подлинно правового и имущественного равенства.
Анархизм
- Уильям Годвин – предложил в качестве метода достижения социального равенства, свержение любой власти, так как власть – насилие.
Закрепление
Мы подходим с Вами к концу урока. Давайте проверим себя с помощью двух творческих заданий
Подумайте и изобразите на схеме в тетради, как на ваш взгляд выглядели бы символы идеологий (Символы – небольшие схематичные рисунки, включающие в себя характерные для данного явления элементы)
Перед Вами лингвистический конструктор, здесь спрятано понятие и его определение. Слова представлены в именительном падеже. Переставляя слова и изменяя падежи составьте верное определение этого понятия.
Подведение итогов
Итак, Вы сегодня узнали о радикальных идеях господствующих в XIX веке. Как думаете сейчас они представлены в мире? (учащиеся отвечают – да) Где? (учащиеся отвечают – Северная Корея, Китай)
Таким образом, все, что вы изучили сегодня, актуально, даже не смотря на прошедшие 2 столетия.